Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 

Храм Воскресения Христова в Иерусалиме


     Главный престол иерусалимского храма Гроба Господня освящен в честь Воскресения Христова, поэтому храм имеет второе название – Воскресения Христова, или Кафоликон. Он расположен напротив входа в Кувуклию. Это большой прямоугольник, завершаемый на восточной стене полукруглым алтарем с пятиярусным иконостасом. По стенам висят драгоценные, большей частью шитые золотом иконы, под ними стасидии – места для стояния духовенства. В первом ярусе иконостаса прекрасные в золотых ризах русские иконы; верхние ярусы мраморные, с резными фигурами вместо икон; венчается иконосиас большим распятием с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Богословом. Справа от солеи видим трон Патриарха, слева – заменяющего его архиерея.

    Алтарь очень обширный, посреди престол под сенью на четырех мраморных колоннах. Слева у стены жертвенник с иконой Рождества Христова над ним, как повсюду на Святой Земле. Справа широкая лестница на Голгофу, куда духовенство по средам и пятницам идет после утрени для совершения ночной литургии. В остальные дни ночная литургия на святом Гробе Господнем; утреня же и полунощница всегда в соборной церкви Воскресения. Над иконостасом галерея и от нее три выступающие в храм балкончика, откуда читается Евангелие, главным образом на Пасху, на разных языках.

     «Храм храмов, вмещающий под своим куполом, как под настоящим небом, все языки и все состояния земли, не стесняющий верующего различием обряда, наречия или происхождения; здесь бок о бок с армянином или грузином служит православный грек или католический патер, возносит чашу арабский пресвитер, копт, сириец, яковит…»

     Посреди Кафоликона стоит низкая каменная ваза со сферой: это место считается «центром земли»: Бог же, Царь наш, прежде века содела Спасение посреде земли (Пс. 73, 12).
Святые врата храма – массивные, деревянные, обшитые внутри металлическими листами по всей плоскости. Войдя в них, оказываемся в полутемном как бы притворе, очень обширном, с проходами направо и налево.
На фоне глухой стены против входа видим первую святыню: низкую прямоугольную мраморную плиту, окруженную высокими подсвечниками. Она возвышается от пола всего на 30 см; над нею подвешены в опаловых кувшинах 8 неугасимых лампад. Это – Камень помазания, Камень, на который положили бездыханное Тело Спасителя, снятое с Креста, для помазания принесенными Никодимом ароматами. Мрамором он покрыт во избежание расхищения.
     Участок под храмом с давних пор принадлежит двум турецким семействам, у которых хранятся ключи от храма. Они открывают ежедневно священное здание по просьбе одного из трех служащих в нем христианских исповеданий.