Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 

от Гефсимании до Голгофы

Паломничество в Иерусалим: программы, даты, стоимость

От Гефсимании до Голгофы

     После прощальной Вечери, на которой Спаситель преподал ученикам Свое Пречистое Тело и Кровь, все они вышли из Сионской горницы и, как говорят евангелисты, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф. 26, 30), в селение, называемое Гефсимания (Мк. 14,32) за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его (Ин. 18,1).

     Селение Гефсимания больше не существует, но большой сад лежит по-прежнему на западном склоне Елеонской горы напротив Иерусалима. В нем сохранилась не одна пещера, в которой, быть может, Спаситель проводил с учениками холодные и дождливые зимние ночи (см.: Лк. 21, 37). Несомненно, Он оставил большинство учеников там, где они обычно бывали, недалеко от дороги, так как знал это место и Иуда, предатель Его (Ин. 18, 2), а взяв только троих, углубился далее в сад. Оставив же и их бодрствовать с Ним, Сам отошел еще на вержение камня (Лк. 22, 41), то есть на расстояние брошенного камня, и там молился до кровавого пота. Где были точно все эти места – неизвестно достоверно…

    В начале IX в., когда при восторжествовавшем христианстве Палестина переживала расцвет благочестия и храмостроения, паломники называют «изящную церковь на месте моления Христова о чаше», повествуя, как в Великий Четверг крестный ход спускался с вершины Елеона, где совершалась страстная служба, в Гефсиманский сад.

     Где была в саду эта церковь над местом моления? Где та священная земля, на которую пали капли кровавого пота Богочеловека, которая напоилась Его слезами в ту ночь? Неизвестно… На повороте к церкви св. Марии Магдалины в русском саду ощущается под почвой главной аллеи какая-то пустота, наводящая на мысль о подземной постройке; но Елеонская гора вся была покрыта храмами и пещерами отшельников, и кто может сказать теперь, что именно было на том или ином месте. Сохранился обломок колонны, принадлежавшей той церкви, о чем говорит установившееся за ним издавна название “Pater Mou”, по-гречески «Отче Мой». Этот обломок стоит в нише на дороге напротив входа в русский сад.

     Помолясь, Он вернулся к ученикам, чтобы отдать Себя приблизившимся врагам. Мы еще можем видеть в саду ступени, грубо выбитые в местном кремнистом камне, ведущие с горы на Вифанскую дорогу: здесь, у дороги, встретили Господа предатель и спира – отряд воинов.

    На месте предания тоже был храм, где и читалось в Великий Четверг соответственное место из Евангелия. В настоящее время большая базилика (францисканцев), построенная недавно с помощью 12 европейских государств, стоит на месте предания. В ней огорожен перед престолом камень; стены украшены мозаикой. В окна вставлено синее стекло, так что в базилике пребывает вечная ночь – Гефсиманская ночь… вокруг базилики сохраняются древние маслины, потомки того далекого сада, который слышал молитву скорбящей смертельно (см.: Мф. 26, 38) Великой Души.

    Отсюда повели Спасителя снова через поток Кедрон, к первосвященнику. Это был тот же путь, которым Он шел недавно с учениками, и спустившись в долину Иосафатову, где через поток был малый мостик (не сохранившийся); вправо темнели высокие стены Иерусалима, слева миновали памятник Авессалома, гробницы; дорога вилась, то опускаясь, то поднимаясь, по склону пригорка Офель: факелы воинов освещали дорогу, хотя светила полная луна.

    Городская стена охватывала тогда и эту часть города, и Офель и Сион, над купелью Силоамской. Ввели Иисуса в город и направились сначала к бывшему первосвященнику Анне, как свидетельствует евангелист Иоанн, следовавший с Петром на небольшом расстоянии за шествием. На одной улице они могли видеть, как некто, встретив идущих, остановился и, видимо, узнав Иисуса, последовал за Ним, волнуясь, - куда Его ведут, может быть, расспрашивая… тогда воины схватили его: он вырвался, оставив в руках их плащ, в который был завернут, и убежал поспешно, нагой. Это был юноша, ученики узнали его: это был Марк, один из 70 апостолов… В северо-восточной части армянского квартала стоит сирийский монастырь на месте дома апостола и евангелиста Марка, где он жил с матерью.

    Анна жил в этой же части города; на месте его дома сейчас монастырь армянских сестер, называемый Масличным, так как во дворе его стоят оливковые деревья, к одному из которых привязали приведенного Божественного узника. В церкви же монастыря показывают в одном из приделов место допроса Анною Спасителя, где и получил Он от одного из слуг удар по лицу. Анна послал Его связанного к Каиафе (см.: Ин. 18, 24). Дворец Каиафы был в сотне шагов отсюда, на северо-запад, у нынешних Давидовых ворот; это место отошло сейчас к евреям и недоступно для обозрения. Там разыгралась трагедия отречения Петра, после чего он, вышед вон, плакал горько (см.: Мф. 26, 75).

     С самых древних времен указывается место на склоне Офель, где апостол плакал горько. Видимо, выйдя из двора первосвященника, он в глубокой скорби побрел, куда глаза глядят, и, найдя здесь пещеру, предался неутешному плачу. Во всяком случае, вероятно, уже в IX столетии здесь была церковь, так как братья-ассомпсионисты (католики), которым сейчас принадлежит это место и которые здесь воздвигли благолепный храм, показывают в подземельях под храмом начертанные на стенах греческие кресты и остатки строений того времени. Это место подвергалось обстоятельному исследованию в XIX столетии, и сейчас все кругом католического храма изрыто многочисленными пещерами, остатками и фундаментами древних жилищ: но здесь прошло столько разных эпох, что трудно установить с достоверностью, в какой именно пещере плакал Петр в достопамятную ночь отречения.

    С IX в. и позднее многочисленные паломники находят здесь богатую церковь, посвященную плачу святого апостола, и это место становится известным под латинским названием “Galli caiitu” – «петух поющий».

    Итак, апостол Петр вышел из двора первосвященника в холодную ночь; а связанный Спаситель был осужден собравшимися у Каиафы синедрионом на смерть. Дожидались утра, чтобы получить разрешение на смертный приговор у Претора Пилата. Вести Пленника по проснувшимся уже улицам было опасно – как бы толпа не вступилась за Него, - и они пошли, едва забрезжил рассвет. Где проходили тогда эти улицы, по которым в узах шел Освободитель человечества, - теперь не угадать: нынешний город построен на бесчисленных развалинах предыдущих. Во всяком случае, Его привели к Претории, башне Антония, где теперь проходит улица от Овчих ворот. Стоявший на страже у Претории грубый солдат презрительно посмотрел на группу евреев-просителей: еще рано, Претор не принимает. Они взмолились, что привели преступника; преторианец взял Спасителя, ввел Его в Преторию и поместил в темницу, которую и сейчас показывают в здании бывшей Претории, в подвале современного здания.

    Около темнички устроена маленькая церковь, в подвале же. Весь этот подвал был, видимо, отведен римлянами под тюрьму, так как тут же, по преданию, содержался и Варавва и двое других разбойников его шайки. В темнице Спасителя мы можем видеть грубую каменную скамью с проделанными в ней отверстиями для обеих ног: продев в эти отверстия ноги заключенного, их внизу сковывали цепями. Камера Вараввы, как более опасного преступника, указывается в нижнем этаже этой трехъярусной темницы, куда сейчас проделана лестница, а было только отверстие в потолке по типичному образцу римских тюрем; камера в нише, за решеткой. Для остальных заключенных, если их случалось много, сделаны по стене каменные лавки, а над ними в стену заделаны болты для приковывания цепями.
   
    Во втором ярусе указывают глубокую нишу с каменным престолом; здесь между 100 и 300 гг. по Р.Х. укрывалась от преследования евреев первенствующая Церковь: иерусалимские катакомбы. В верхней части, но все еще ниже уровня земли настоящего, мы находим крайнюю, западную часть Лифостротона, где он выходил в город из Претории. И может быть, именно перед нею, возвышенную на несколько ступеней, бесновалось народное море в тот далекий «Пяток Пасце», когда Пилат поставил на этом помосте свою Жертву в багрянице и терновом венце и воскликнул: Се, Человек! (Ин. 19,5). Этот помост выходит из-под стены, отделяющей помещение монастыря Сионских сестер, и носит следы насечек для лошадей, представляя собой продолжение громадного двора Претории, на этом внешнем краю которого было «судилище» Претора.
                                                                                                                                                                   
Из книги «Святая земля»