Программы паломничества на Святую Землю
Голгофа
Лобное место евангельское возвышалось над уровнем «Долины Мертвых» на 3 м: поэтому на нынешнюю Голгофу ведут 17 ступеней.
Поднимается по одной из двух лестниц, справа от входа в храм; когда-то по этой лестнице благоговейно ходили, сняв обувь. Перед нами Голгофский придел. Иконостаса нет. В полутемной глубине помещения высокое Распятие в сиянии лампад осеняет открытый престол в мраморных колонках; под престолом серебряный круг обрамляет отверстие, в которое был водружен Крест Христов. Непосредственно над самым этим кругом, над этим пресвятым местом, где когда-то высился Крест Господень, висит икона Спасителя в терновом венце и узах, с двумя славянскими надписями, сверху: «Аще веруеши, узриши славу Божию», внизу: «Веруем, Господи, и благодарим Тя». Это – пожертвование из России.
Мрамором покрыта вся поверхность Голгофской скалы; справа и слева от престола два черных круга отмечают места крестов разбойников. Справа от престола сквозь узкое продолговатое отверстие можно видеть природную скалу со щелью в ней, образовавшейся от землетрясения в момент смерти Господней на Кресте.
На Голгофе нет дневного света, померкшего в часы страшного страдания Богочеловека; множество лампад спускается со сводчатого потолка, озаряя таинственный полумрак.
Рядом с главным приделом Водружения Креста пристроен (католический) престол Пригвождения ко Кресту; над престолом – мозаическое изображение пригвождения, на правой стене – мозаические же фрески скорбящих жен и жертвоприношения Исаака. В той же стене имеется окно, в которое пробивается слабый свет со двора; оно выходит в вышеупомянутую часовню скорбящей Богоматери, куда вход только с улицы; ранее на месте окна была дверь, в которую вошел царь Ираклий, неся на Голгофу отбитое у персов Животворящее древо.
Патриарх и архиереи служат на Голгофе без митр в память бывшего на этом месте великого уничижения Христова. Непосредственно под северной частью Голгофы (подлинной, ибо все остальное пристроено позднее) под православным престолом находится пещера, где явственно видно продолжение расщелины, наблюдаемой наверху в природной голгофской скале. Здесь устроена часовня Адама, названная так по преданию, будто бы сам Адам был погребен тут и во время распятия Кровь Христова, стекая через образовавшуюся расщелину на череп первозданного, омыла первородный грех праотца.
Большой престол, стоящий здесь, посвящен праведному Мелхиседеку, основателю Иерусалима.
Из этой часовни дверь направо ведет в канцелярию ризничего Святого Гроба, где можно записать имена для поминовения на Святом Гробе Господнем. Дверь из нее ведет в богатую мощехранительницу, где имеется множество частиц мощей различных святых и крест с большой частицей Животворящего Древа.
При выходе из часовни Адама по обе стороны видны каменные скамьи, покрытые деревом: здесь во времена крестоносцев стояли саркофаги первых иерусалимских королей – Готфрида Бульонского и его брата Балдуина. Могильными плитами над останками других рыцарей был вымощен и весь пол вокруг Камня Помазания, но ничего не сохранилось.
Из книги «Святая Земля»