Паломничество в Иерусалим: программы и датыГробница Пресвятой Богородицы
Если выйти из Святого Города через единственные в восточной стене ворота – Овчие (Баб-Ситти-Мариам), то откроется прекрасный вид на долину и вправо и влево и на возвышающуюся перед нами гору Елеонскую. Проследуем по асфальтовой дороге направо: на первом повороте, слева от дороги, за зеленеющим армянским садом увидим спуск в квадратный мощеный дворик и фасад лежащего внизу храма. Это – гробница Пречистой Матери Божией, бывшее селение, называемое Гефсимания (Мк. 14, 32).
В середине V века здесь был поставлен восьмиугольный храм с куполом на четырех колонках с бронзовым крестом. Гробная пещера, высеченная в скале на уровне дна потока, была при постройке также обтесана кругом, как и пещера Гроба господня, и доныне представляет собою каменную часовню из целой скалы. (Следы обтески можно видеть на стенах подземного храма справа и слева от часовни.) кругом над нею была выстроена помянутая церковь с куполом, претерпевшая разрушение сначала при персах, а потом при халифе Хакиме. Однако сама часовня гробницы оставалась цела, хотя и ограблена как снаружи, так и внутри.
Гробница имеет прямоугольную форму, с едва заметным сферическим куполом на крыше. Внутри, против низкого входа с западной стороны, каменное ложе, высотою в метр, занимает половину помещения: здесь покоилось непорочное Тело Пречистой и отсюда воздвигнуто Божественным Сыном ее. Дорогой мрамор покрывает ложе сверху; стены из природного камня одеты парчовыми тканями. С потолка спускаются несколько лампад. Вот и все, что мы видим в недолгом приюте Той, вся жизнь Которой была сама скромность, само смирение. Перед ложем может стоять одновременно не более четырех человек.
Вторая низкая дверца выбита в северной стене; выйдя из нее, оказываемся напротив темного придела сирийцев в нише. Армянский престол прислонен к передней стене гробницы, рядом с западным входом; над ним и над входом три большие иконы Успения закрывают всю стену.
Православные служат в самой гробнице, где ложе ставится престолом; а жертвенник находится в глубине храма позади часовни слева, с иконою Рождества Христова над ним.
Тут же посредине стоит монументальный каменный киот – пожертвование кипрского игум. Иоакима, в котором установлена большая икона Богоматери, чрезвычайно здесь почитаемая. В противоположном крыле храма, расположенного в форме креста, за цистерной с питьевой водой установлен коптский придел.
Кроме христиан, место погребения Богоматери глубоко чтят магометане; им отведено в храме место молитвы – «михраб» - по правую сторону гробницы, где сделана каменная скамья.
Сводчатый потолок этого подземного храма был когда-то расписан фресками; теперь все до основания уничтожено временем, а также двумя наводнениями за последние годы, вследствие чрезвычайно сильных дождей.
Из храма на поверхность ведет широкая лестница, откуда только и проникает в него дневной свет. В V веке, когда уровень почвы был иным, достаточно было 20 ступеней; теперь их 48.
Не доходя до верха 10 ступеней, направо и налево устроены приделы в честь свв. Иоакима и Анны и прав. Иосифа Обручника. Здесь приходился уровень земли в XII веке, когда храм в теперешнем виде был возобновлен крестоносцами. Ими же построен и фасад храма в том же стиле, как и фасад храма Гроба Господня. На поверхности храма нет ни купола, ни креста.
На восток от входа в храм в углу двора коридор ведет в принадлежащий католикам старинный грот, по-видимому, старую давильню оливкового масла, как диктует самое название «Гефсимании» - масляный пресс. Предполагают, что Спаситель был здесь не раз с учениками, как и в других пещерах Гефсимании. В 754 г. здесь, в подземном храме над гробом пречистой Богородицы, св. Иоанн Дамаскин произнес вдохновенную проповедь в честь Успения Ее, в присутствии множества архиереев и монахов, при большом стечении народа.
Здесь ежедневно совершается литургия, сначала православными, потом армянами, сирийцами и коптами.