Когда в 67 г. апостол Павел, по повелению Нерона, был усечен мечом за стенами Рима в местности, именуемой "Сальвийские Воды" (Aquae Salviae), где ныне находится церковь во имя святого апостола Павла "на трех Фонтанах", тогда римская благочестивая христианка Лукина (Луцина) собрала священные останки св. Павла и с честью погребла их в загородной усадьбе своей по Остийской дороге (Via Ostiense). С этого времени усадьба эта сделалась усыпальницей древних христиан, известной под именем катакомб св. Лукины.
В 90 г. над местом упокоения св. Павла был устроен небольшой надгробный памятник, под которым честные останки его покоились в мире до III в., когда они взяты были отсюда верными и перенесены, одновременно с мощами св. апостола Петра, в загородные катакомбы по Аппиевой дороге, известные ныне под именем Севастьяновых. Но недолго покоились мощи Павловы (как и Петровы) на новом месте.
В середине того же III в., при папе Корнилии, они отнесены были обратно на Остийскую дорогу (как мощи Петровы — обратно на Ватиканский холм) и положены на прежнее место под сооруженным в 90 г. памятником. Затем, в 324 г., св. равноапостольный император Константин положил над сим памятником основание великолепной базилики во имя св. славного и всехвального первоверховного апостола Павла.
Основанная императором базилика невредимо простояла пятнадцать столетий; в ней произнесена была св. Григорием Двоесловом 15-я беседа его на Евангелия. Однако 16 июля 1823 г. древняя и священная базилика Павлова была опустошена сильнейшим пожаром. В настоящий вид она приведена зодчим Полетти при папе Пии IX (вновь освящена в 1854 г.). По обширности своих размеров загородный собор во имя св. апостола Павла занимает, после Ватиканского собора св. Петра, первое место в числе всех церквей Рима. Длина пятинефного внутреннего зала-132, ширина-65, высота-30 м.
В начале нашего века перед фасадом был поставлен четырёхсторонний портик, прозванный "Сто колонн» , в центре которого была водружена статуя апостола Павла, с оружием его казни — мечом.
Главный вход в собор устроен именно здесь, в западной стене, но обычно входят в собор через боковые двери, устроенные в его северной стене.
Среди собора на возвышении стоит главный престол, иначе — папский. Право служить мессу над мощами св.Павла имеет только папа римский. Белая мраморная доска этого престола и возвышающаяся над ним византийская сень уцелели при пожаре древней базилики и из благоговения к их чудесному сохранению, оставлены и в новом соборе. Сень находится под большим готическим балдахином, сооруженным Арнольфо ди Камбио в 1285 г.
В той боковой стороне главного престола, которая обращена к востоку, имеется небольшая решетка. Когда она отворена, богомолец, заглянув внутрь престола, видит лежащую там гранитную плиту, уцелевшую от времен св. императора Константина, с надписью на латинском языке: "Павлу апостолу и мученику".
Эта плита прикрывает то место (Confessione di San Paolo), где в гробнице почивают мощи св. первоверховного апостола Павла (память 29 июня, вместе с памятью св. первоверховного апостола Петра, и 30 июня, вместе с памятью всех святых славных и всехвальных двенадцати апостолов). Честная глава св. апостола Павла находится (вместе с главою апостола Петра) в Латеранском соборе св. Иоанна Предтечи, а часть честной руки его — в Ватиканском соборе св. Петра.
Под возвышением, где стоит главный престол собора, устроен особый нижний придел. Спуск в этот нижний придел представляет собой обширное полукруглое место, примыкающее к возвышению, на котором стоит главный престол, с западной стороны, и обнесенное загородкой с двустворчатыми дверцами посредине. От этих дверец ведет вниз двойная мраморная в девять ступеней лестница. Спустившись по лестнице, богомолец подходит к престолу, находящемуся в нижнем приделе и примыкающему к гробнице с мощами св. апостола Павла.
Сквозь имеющееся в передней доске этого престола отверстие с решеткой богомолец видит стоящую внутри престола белую мраморную гробницу, в которой почивают мощи св. апостола Тимофея (память 22 января).
Сей Тимофей был учеником и сопутешественником апостола Павла, который написал к нему два послания в Ефес, где он был епископом и где мученически скончался около 97 г. Таким образом, св. апостол Тимофей, как "истинный сын в вере" (1 Тим. 1, 2) апостола Павла, почивает у ног своего духовного отца и учителя. И общий гроб вполне приличествует обоим апостолам по смерти, ибо и в житии их все было общее: характер, учение и проповедь Евангелия, и, тем более, что по смерти упокоение их на небесах - общее в царстве Господа нашего Иисуса Христа, с Отцом и Святым Духом царствующего во веки.
Полукупол над местом, которое позади главного престола собора, вдоль его восточной стены, и, сообразно расположению собора, соответствует горнему месту в православных церквах — в латинских же храмах именуется трибуной — украшен древней византийской мозаикой, подаренной императором Галлой Плацидией. На мозаике изображены: посредине — сидящий Спаситель с Евангелием в руках, в котором начертаны слова: Приидите благословящие Отца Моего, по сторонам: апостолы Петр и Андрей Первозванный (направо), Павел и евангелист Лука (налево); по краям — пальмы. Ниже образа Спасителя: посредине — Страсти Христовы и два ангела, приклонившиеся к ним; по сторонам — 12 апостолов (по 6 на каждой стороне) и пальмы между ними.
В углах арки, что над горним местом, изображены: направо — Богоматерь с Предвечным Младенцем, тут же и символ евангелиста Матфея (человек); налево - св. Иоанн Предтеча, тут же и символ Иоанна Богослова (орел). На противоположной же (от горнего места) арке имеются: посредине — круглое поясное изображение Спасителя, поддерживаемое двумя ангелами; по сторонам: направо — изображение св. апостола Петра с ключами, тут же и символ евангелиста Марка (лев), налево — изображение св. апостола Павла с мечом, тут же символ евангелиста Луки (телец).
Поверх арки перед главным престолом (со стороны главного входа с запада) изображены: посредине – Спаситель (круглое поясное изображение), а по сторонам Его –снова символы четырех евангелистов: лев, орел (направо), человек и телец (налево). Под Спасителем - два припадающие ангела, а по сторонам — двадцать четыре старца из Апокалипсиса (Откр. 4, 4), облеченные в белые одежды (по 12 на каждой
стороне); ниже старцев, направо - апостол Петр, налево - апостол Павел. К интересным деталям интерьера базилики следует отнести малахитовую облицовку алтарей в трансепте, пожертвованную российским императором Николаем I, а также расположенные над колоннами 264 медальона с образами всех римских пап, включая и нынешнего. Необыкновенно красив нетронутый пожаром 1823 г. старинный монастырский двор, с его двойной колоннадой, поверху которой пущен мозаичный пояс.
В южной стене собора (на противоположной стороне от бокового входа в собор) устроен ход в ризницу (Sacrestia). Через внутренний двор (chiostro) следует пройти в придел реликвий (Cappella delle Reliquie), где хранятся многие святыни, в числе которых находятся:
1) частица Животворящего Древа; части Животворящего Древа имеются еще в Риме: в Ватиканском соборе; в Латеранском соборе; в церкви во имя Честного и Животворящего Креста и в кресте наверху обелиска, стоящего на площади перед Ватиканским собором;
2) вериги апостола Павла, завернутые в покров и хранимые в особом позлащенном ковчеге, — это те самые вериги, которыми он был связан по рукам, когда заключен был в Риме под стражу под надзором воина; (дом, в котором св. апостол Павел жил под надзором воина во время первых римских двухлетних уз, описан в настоящей книге);
3) часть посоха св. апостола Павла, с которым апостол совершал свои путешествия;
4) частица мощей апостола Иакова Зеведеева (память 30 апреля), из лика 12 апостолов, брата евангелиста Иоанна Богослова; мученическая кончина апостола Иакова Зеведеева последовала в Иерусалиме около 42 г. - мощи его почивают в городе Компостелле, или Сант-Яго, в Испании;
5) частица мощей апостола Варфоломея (память 22 апреля, 11 июня и 25 августа), из числа 12 апостолов, мощи которого почивают в церкви его имени на Тибрском острове в Риме;
6) часть честной ноги апостола Иакова, брата Господня во плоти (память 23 октября), мощи которого почивают в церкви во имя святых славных и всехвальных 12 апостолов в Риме;
7) честная глава апостола Анании (память 1 октября), одного из 70 апостолов; он крестил св. апостола Павла и был епископом в Дамаске: побит камнями в Елевферополе;
8) частица, мощей первомученика и архидиакона Стефана (память 2 августа и 27 декабря), мощи которого почивают в церкви во имя св. мученика Лаврентия архидиакона по Тибуртинской дороге (Via Tiburtina) за стенами Рима;
9) часть честной ноги апостола Епафраса (память 4 января), одного из лика 70 апостолов, мощи которого почивают в римском соборе во имя Божией Матери "Маджоре"; св. Епафрас был первым епископом Колосским и терпел узы вместе с апостолом Павлом (Филим. 23), который упоминает о нем в посланиях к Колоссянам (Кол. 1, 7 и 4, 12);
10) частица мощей праведной Анны, матери Пресвятой Девы Марии. Память святых праведных Богоотца Иоакима и Анны совершается 9 сентября, а 9 декабря Церковь празднует "Зачатие св. Анны, егда зачат св. Богородицу";
11) честная рука преподобного Алексия, человека Божия (память 17 марта), мощи которого почивают в церкви его имени (Chiesa di Sant' Alessio) на Авентинском холме в Риме;
12) части мощей мучеников Иулиана, Василиссы, Кельсия и Мариониллы (память 8 января);
13) часть мощей мученика Иакинфа, брата мученика Протасия. Иакинф и Протасий были евнухами св. преподобномученицы Евгении; все трое пострадали в Риме в гонение Галлиена и Валериана (в сер. III в.). Память св. мучеников Иакинфа и Протасия и св. преподобномученицы Евгении совершается 24 декабря. Мощи последней почивают в римской церкви во имя свв. апостолов (Chiesa dei SS. Apostoli):
14) частица мощей священномученика Власия, епископа Севастийского (память 11 февраля). Часть гортани сего священномученика находится в Ватиканском соборе:
15) частица мощей св. Kелестинa, папы римского (память 8 апреля);
16) частица мощей св. Григория Двоеслова, папы римского (память 12 марта), мощи которого почивают в Ватиканском соборе;
17) частица мощей св. Агафона, папы римского (память 20 февраля), мощи
18) которого почивают в Ватиканском соборе;
19) часть честной главы мученицы Фотины, самарянины (память 20 марта) — той самой, с которой, по Евангелию (Ин, 4 гл.), беседовал Спаситель у колодца Иаковлева, устье которого хранится во дворике при Латеранском соборе. Уверовав по Христа, она окончила жизнь свою мученическую около 66 г.;
20) частица мощей священномученика Дионисия, папы римского, которого св. Василий Великий именует "блаженнейшим", и который, по словам того же святого и великого отца, "отличался и правотою веры и прочими добродетелями, посещал своими письмами и кесарийскую Церковь, утешал посланиями тамошних отцов и присылал нарочных людей выкупать из плена братство". Память сего местночтимого угодника Божия совершается в Риме 26 декабря; мощи его почивают в Риме же в церкви св. Сильвестра, папы римского (Chiesa di San Silvestro in Capite);
21) частица мощей блаженного Августина, епископа Иппонского, принявшего крещение от св. Амвросия Медиоланского и сделавшегося потом, по выражению VII Вселенского Собора, "великим учителем и плодовитым писателем Церкви". Преставился он в 430 г. среди своей паствы в Иппоне, в Африке, где и был погребен. Но вскоре, по причине опасений от нападений варваров, мощи его были перенесены на остров Сардиния, а отсюда — в Павию (Италия), где почивают и доныне в кафедральном соборе. Память сего угодника Божия совершается 15 июня (мощи св. Моники, матери блаженного Августина, почивают в церкви св. Августина в Риме, Piazza S. Agostino).
Архимандрит Дионисий "Спутник православного богомольца в Риме" 1908 г