Название свое Колизей получил от латинского слова "великан". Так назван был впоследствии (в VIII в.) за свою огромную величину цирк, построенный в Риме при императорах Флавии Веспасиане, Тите и Домициане в 70-80 гг. после Р.Х. и называвшийся первоначально Амфитеатром Флавия. Сейчас происхождение этого название возводят к стоявшей рядом гигантской статуи Нерона, Колосс Нерона. Его строили еврейские пленники из Иерусалима, как некогда отцы их сооружали пирамиды для египетских фараонов.
Колизей построен в форме продолговатого, наподобие яйца, круга, занимающего пространство в две с половиной десятины (размеры амфитеатра: 188 х 156 м – снаружи; 86 х 54 м – внутри; высота 49 м) и вмещавшего некогда в себе до 100 тысяч зрителей. 64 огромных входа впускали в цирк всю эту толпу. В самом нижнем этаже цирка находились царские ложи и почетные места для сенаторов, следующий этаж принадлежал сословию римских всадников, третий и четвертый этажи отведены были для народа.
Этажи поднимались один над другим широкими уступами в виде огромного крыльца, разделенного каменными преградами для удобства входов, а кругом всего здания были еще крытые переходы, где тоже толпился народ. Потолка не было: в случае непогоды или слишком яркого солнца обширное пурпурное покрывало натягивалось поверх всего цирка. Под нижним этажом были помещения для гладиаторов, или бойцов, а под ареной, или ристалищем, находились Клетки с хищными зверями.
Колизей был любимым местом жителей древнего Рима, стекавшихся сюда для того, чтобы наслаждаться зрелищем борьбы зверей и людей, происходившей обыкновенно внутри его на арене. Никто не в состоянии перечислить все те жертвы человеческие, которые пали здесь: одни под ударами гладиаторов, другие под когтями диких зверей, на доставление которых из отдаленнейших стран не жалели денег. При открытии Колизея празднества продолжались 100 дней кряду, причем имели место всевозможные увеселения, какие только могли быть придуманы праздными людьми, жаждавшими лишь "хлеба и зрелищ", например: охоты, бои слонов, бои журавлей, битвы гладиаторов, военные и морские сражения. Однажды сражались здесь 3 тысячи человек; в другой раз в один день погибло на арене 5 тысяч зверей. Последующие императоры только продолжали дело, начатое их предшественниками. При Траяне в течение 120 дней происходили травли зверей, и они стали так редки, что строго было запрещено убивать львов в Африке; их должны были ловить и доставлять в Рим для народного увеселения. Количества гладиаторов совсем не считали: они были дешевле зверей, и на игрищах Траяна их погибло до 10 тысяч. Однажды 400 пленных гетулов сражались против 20 слонов — и все сочувствие народа было на стороне последних из-за их редкости.
При императоре Траяне на арене Колизея появились и христиане, которых ненавистники мира выставляли причиной всех общественных бедствий. Когда Тибр наводнял Рим, когда Нил не орошал полей, когда затворялось небо, когда случалось землетрясение, голод, моровая язва, язычники тотчас кричали: "Ко львам христиан!" (Christianos ad leones!). Мучения христиан в Колизее, начавшиеся при Траяне, продолжались целых два века, почти при всех его преемниках. Нет сил и возможности перечислить имена всех мучеников, пострадавших за это время на арене Колизея; их были не десятки и не сотни, а многие тысячи. Кровь их насквозь пропитала всю землю в Колизее. Недаром св. Григорий Двоеслов, папа римский, дал послам императора Юстиниана, пришедшим к нему из Византии, как высшую святыню, горсть земли из Колизея, завернув ее в богатую ткань; причем, заметив, что они не понимают значения этого дара, сказал им с сердечным умилением: "Вы не понимаете, что я даю вам: эта земля пропитана кровью мучеников за веру".
Первый, чья кровь обагрила песок Колизея, был священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохский (память 20 янв. и 29 дек.). Мужественно выступали за Христа на арене того же Колизея великомученик Евстафий Плакида и его супруга Феопистия и их чада Агапий и Феопист (память 20 сент.), св. мученица Татиана (память 12 янв.), свв. мученики Персидские князья Авдон и Сеннис (память 30 июля), священномученик Елевферий (память 15 дек.) и множество других страстотерпцев Христовых, из которых одни здесь же обрели себе блаженную во Христе кончину, а другие, явившись внезапно, подобно пророку Даниилу, пастырями львов яко овец, выходили из Колизея Божиим велением невредимы для того, чтобы на ином пути страданий стяжать мученические венцы.
С водворением мира в Церкви Божией при св. равноапостольном царе Константине гонения на христиан прекратились; но гладиаторские бои в Колизее все продолжались до начала V в., когда они были отменены указом императора Гонория. О прекращении их в церковной истории блаженного Феодорита, епископа Кирского, рассказывается так: "Был тогда некто Телемах, возлюбивший подвижническую жизнь. Удалившись с Востока и с известной целью прибыв в Рим именно в то время, когда происходило то ненавистное зрелище, он сам вступил на поприще и, сошедши вниз, покушался остановить бойцов, действовавших друг против друга оружием. Но зрители кровопролития были раздражены этим и, воспламенившись неистовством демона, который увеселяется человеческой кровью, побили камнями поборника мира. Узнав это, дивный царь причислил Телемаха к победоносным мученикам, а нечестивое зрелище отменил". Знаменательно, как первый из христиан, обагривший своей кровью арену Колизея, был священномученик восточный, так и последний, стяжавший здесь мученический венец свой, был пустынножитель того же Востока.
После страшных набегов на Рим разных варварских народов Колизей был разрушен и оставлен жителями Рима; в начале XII в. он представлял собой не амфитеатр, а какую-то гору камней. В половине XIV в. в нем опять начались игры, турниры и кулачные бои; в XV в. он служил каменоломней, а при папе Клименте XI (1700-21) в нем был устроен склад селитры. В правление того же папы пала от землетрясения часть Колизея, обращенная к Целийскому холму. Все здание пришло в такое запустение, что в нем стали жить волки, за истребление которых даже назначена была премия.
Так продолжалось до папы Венедикта XIV (1740-58), который взял Колизей под свое покровительство, поставил вокруг арены его 12 каменных алтарей, посвященных Страстям Господним (Via Crucis, Крестный путь), а посередине -крест, около которого собирался народ слушать проповедь монахов-капуцинов о страданиях Христовых. Последующие папы также предпринимали разные меры к предотвращению уцелевших остатков Колизея от разрушения, но все-таки две трети здания пропали.
В настоящее время от Колизея остался лишь исполинский остов, который страшно смотрит сквозь пустые отверстия своих окон на окружающие его развалины древнего Рима и свидетельствует как о тщетности и ничтожестве язычествa, так еще более о величии и силе христианства, приводит нам на память целый сонм мучеников и невольно заставляет нас молитвенно взывать к ним: "Вси святии мученицы молите Бога о нас".
Архимандрит Дионисий "Спутник православного богомольца в Риме" 1908 г.