Паломничество в Италию: программы и даты Базилика святых мученика Бонифатия (Вонифатия) и Алексея человека Божия на Авентинском холме в Риме сегодня открывается пред глазами паломников в своем барочном "обличии", обретенном при радикальной перестройке в середине XVIII столетия. И трудно представить, что под этой "современной" базиликой находятся еще две, относящие нас к III и IX векам.
История первой церкви, остатки которой можно увидеть и сегодня, спустившись вниз, относится к палехристианскому периоду. Весьма вероятно, что она возникла уже в конце III века, когда на Авентине, при доме одной состоятельной семьи, появилась первоначальная часовня, куда поместили мощи свидетеля веры Бонифатия (память 19 декабря ст. ст.).
Святой Бонифатий. В гонение императора Диоклетиана на рубеже III-IV веков в Риме жила одна богатая и знатная женщина по имени Аглаида; у нее был молодой раб по имени Бонифатий. Несмотря на то, что оба были христианами, они жили между собой блудно. Но Бонифатий при всей своей греховности имел и некторые добродетели: он был милостив к бедным, странноприимен, состадателен к несчастным и часто думал о своей дурной жизни и просил Господа дать ему силу избавиться от страстей. И Господь услышал его молитвы и не только избавил его от греха, но и увенчал мученическим венцом.
Случилось это так: Аглаида возымела сильное желание иметь у себя мощи какого-либо страдальца за веру Христову, дабы этот мученик был ходатаем и молитвенником за нее перед Богом. Призвав Бонифатия, Аглаида просила его отправиться на Восток и принести ей мученические мощи. Бонифатий с радостью согласился исполнить благочестивую волю своей госпожи. На покупку мученических мощей Бонифатий получил от Аглаиды крупную сумму денег, ибо язычники, зная, как христиане дорожат останками мучеников, продавали их за высокую цену. При прощании Бонифатий сказал Аглаиде: "А что, госпожа, если я не смогу найти мощей, а меня самого замучают, - примешь ли ты с честью тело мое?" Аглаида стрго упрекнула его за такое кощунство и отправила в путь в сопровождении нескольких слуг.
Но слова Бонифатия оправдались. Прибыв в килийский город Тарс в тот момент, когда на арене города совершались мучения христиан, Бонифатий и сам исповедал себя христианином, был подвергнут жестоким мукам в течение трех дней и усечен. Слуги, бывшие с Бонифатием, узнав о мученической его кончине, купили страдальческое тело Бонифатия и отвезли в Рим. Аглаида с радостными слезамит приняла мощи мученика и с честью погребла их по Латинской дороге, на расстоянии пяти стадий от Рима, а затем соорудила на Авентинском холме в Риме во дворе своего дома маленький храм во имя святого Бонифатия; сюда были перенесены и положены здесь под престолом его мощи.
Сама же Аглаида, раскаявшись во всех прежних грехах своих, раздала свое имущество бедным и стала жить при упомянутой церкви в смирении, воздержании и подвиге молитвы. Прожив так пятнадцать лет, она в мире скончалась и была погребена подле гроба святого Бонифатия. Память о сей местночтимой угодницы Божией совершается в Риме 7 июня нового стиля.
Святой Алексей, человек Божий. Спустя сто лет в смежном с церковью св. Бонифатия имел дом свой римский сенатор Евфимиан. Был он богат, знатен, благочестив и милостив к бедным и странникам; но не имел детей по причине неплодства жены своей Аглаиды. Оба они скорбели о своем бесчадстве и молили Господа о даровании им ребенка. Наконец, Господь услышал их мольбы и послал супругам сына, которого они нарекли в святом крещении Алексием. Вырос разумный и благочестивый юноша. Постигнув суетность мирских благ, он решил отречься от них для получения благ вечных, и потому для умерщвления своей плоти даже начал носить острую власяницу. Когда же он достиг совершеннолетия, то, по настоянию родителей, хотя и вопреки своему желанию, должен был жениться на одной девице из царского рода. Их бракосочетание было совершено в ближайшей церкви - церкви св. Бонифатия, где покоились мощи святого мученика. По окончании брачного пира, святой Алексей в первую же ночь, отдав свой золотой перстень и драгоценный пояс новобрачной подруге своей, тайно ушел на Восток из родительского дома, заменив богатые одежды бедными.
Местом пребывания святого стала паперть церкви во имя Пресвятой Богородицы в сирийском городе Эдессе, а жизнь его была строго подвижническая. Святой Алексей прожил в Эдессе при церкви Пресвятой Богородицы 17 лет и своим житием снискал себе любовь Божию. Многие, узнав о праведной жизни человека Божия, стали почитать его. Он же, избегая славы человеческой, тайно ушел из города и сел на корабль, плывущий в Киликию; по устроению Божию корабль этот прибыл в Рим.
Сойдя с корабля, святой Алексей сказал себе:"Жив Госопдь Бог мой! Не буду никому в тягость, но пойду, как чужой, в дом отца моего". Страннолюбивый Евфимиан охотно согласился принять Человека Божия и велел дать ему место под крыльцом своего дома. Так провел святой Алексей еще 17 лет в нищете, никем не узнанный. Слуги отца его всячески оскорбляли и поносили Алексея, но он смиренно сносил все.
Однажды римский папа Иннокентий служил литургию, на которой все услышали слова: "В доме Евфимиана ищите человека Божия." Все устрашились такого необычного откровения. Сам Евфимиан говорил, что он не знает подобного человека у себя в доме. Тогда служитель, приносивший еду святому Алексею, сказал: "Не тот ли это смиренный нищий, который жил под крыльцом?!". Отправились туда; но Человек Божий уже скончался, и лицо его сияло необыкновенным светом. Взяли из рук его хартию, в которой он описал всю свою жизнь, и тогда и родители, и невеста узнали, кто такой был почивший. Мощи святого Алексея были с честью погребены в церкви святого Бонифатия, где 34 года тому назад было совершено его бракосочетание. (из книги "Спутник православного богомольца в Риме", составленной архимандритом Дионисием Валединским).
На западе предание об Алексии стало широко известным с X века: во Франции с поэмы Тибо о Человеке Божием (XI в) по сути началась современна французская литература; в Италии его житие распростанили в XIII в. Иаков Варагинский в "Золотой легенде" и Доменико Кавалька в "Житии Отцов". В 1632 году в Риме в Палаццо Барберини была поставлена духовная драма об Алексии на текст Джулио Роспильози, будущего папы Климента IX, с музыкой Стефано Ланди и с декорациями Пьетро де Кортона. Важный фресковый цикл о Человеке Божием сохранился в нижнем храме базилики св. Климента, папы римского.
Фасад современной базилики святых Бонифатия и Алексея выполнен в XVIII веке (1742 г) кардиналом Анджело-Мария Кверини, по проектам зодчих Джованни-Баттиста Нолли и Томмазо Де Маркис, и повторяет формы базилики Двенадцати Апостолов у площади Венеции в Риме. Венчающий тимпан крест выполнен византийскими мастерами в Х веке и принадлежит старому церковному зданию, переделанному в XIII веке. При входе под портиком расположена гипсовая статуя папы Бенедикта XIII - 1724-1730 гг.
В дальнем правом углу церкви находится одна из главных храмовых святынь - Эдесская икона Божией Матери. Именуется она так по имени малоазитского города Эдесса, где она, согласно преданию, находилась в церкви Пресвятой Богородицы, на паперти которой преподобный Алексей провел 17 лет своей жизни. Глас от этой иконы и наименовал Алексея - "Человеком Божиим". Откуда ее перенесли в Рим уже в более поздний период. По одному из преданий это произошло в X веке митрополитом Сергием Дамасским, который спасал ее от сарацин.
Образ, писанный на холсте темперой, 70 Х 40 см. Тип иконы Деисис - т.е. "моление", обращен ради заступничества верующих к Спасителю, но без Божественного Младенца. Такой иконографический канон широко почитался в Византии. В Константинополе, в квартале мастеров бронзовых дел (Халькопратия) с V в почиталась подобная чудотворная икона, названная по храму, где она хранилась - Агиосоритисса, т.к. в этом храме в особой раке хранилась святыня - пояс Богородицы. По прототипу константинопольскому образы Богородицы без Богомладенца стали называть Агиосоритисса.
Подобные "Эдесскому" образу Пресвятой Богородицы в Риме существует и другие, один из них находится в храме Богородицы "На Жертвеннике Небесном" на Капитолийском холме, а также еще в нескольких церквях.
И еще одна из святынь находится сразу при входе в этот храм - справка от входа вы сможете увидеть лестницу, под которой праведный Алексей прожил 17 лет в доме своих родителей, вернувшись из своих странствий.
А также сохранился колодец глубиной 5 м со двора дома, где жил св. Алексей.
Часы, когда церковь бывает открыта:
9.00-12.00 e 16.00-18.00, но зачастую войти в нее бывает очень сложно, т.к. римляне очень любят венчаться именно в этой церкви, считая св. Алексея покровителем семьи и брака.
Адрес: Piazza Sant Alessio, 23 a Roma
Архимандрит Дионисий "Спутник православного богомольца в Риме" 1908 г.