ДОЛИНА РЕКИ ИОРДАН
Попасть в долину Иордана можно не только с дороги на Мертвое море, но и через Восточное нагорье, в частности, через Салт. Так раньше добирались и до моста через реку, чтобы затем направиться в Иерихон или Иерусалим.
ИОГБЕГА (ЧИСЛА 32:35; СУД. 8:11)
Дорога на Салт начинается на северо-западной окраине Аммана и проходит через пригород Аммана Свейлах. Направо от Свейлаха расположен поселок Джубейха (ныне часть Аммана), отождествляемый с Иогбегой, построенной сынами Гада и поэтому упомянутой в Ветхом Завете: "И построили сыны Гадовы.. Атороф-Шофан, и Иазер, и Иогбегу, и Беф-Нимру и Беф Гаран, города укрепленные и дворы для овец." (Числа 32:35). "Гедеон пошел...на восток от Иогбеги." (Суд 8:11). Все вышеперечисленные населенные пункты относятся к району Салта, поэтому и Иогбега в любом случае должна была распологаться по соседству.
ФУХЕЙС
Далее - небольшой гордок Фухейс (15 км от Аммана), оплот многих христианских кланов Иордании. Пещеры вокруг Фухейса были заселены еще в эпоху неолита, а в раннем Бронзовом веке здесь уже существовали поселения. В окрестностях города также найдены памятники, относящиеся к XVI в.до н.э. - к государству гиксосов. Позднее Фухейс стал одним из аммонитских городов. В византийский период здесь был таможенный "терминал", при котором построили небольшую церковь с мозаичным полом. Один из источников сообщает, что в 638 г в Фухейсе проживало около 20 тыс. человек. Даже при арабах город всегда оставался христианским. Большое число местных христиан переселилось в Иерусалим после запустения в нем, вызванном резней 1099 г., совершенной в Святом Граде крестоносцами. Несмотря на малые размеры, в городе имеются церкви нескольких христианских конфесси1 : греко-православная, мелькитская, римско-католическая.
Из главных достопримечательностей Фухейса - хранящаяся в православной церкви св. Георгия частичка Животворящего Креста , на котором был распят Иисус Христос.
САЛТ
Город Салт (30 км от Аммана) административный центр провинции Балка, простирающейся от Мертвого моря до реки Зарки. Площадь провинции - 1069 км2, население около 400 тыс. человек (из них более 10 тыс. христиан). Считается, что свое название Салт получил от здешних лесов, ибо "салтус" на латыни означает лесная долина. При этом сами римляне именовали его Арматузой. Средняя высота юрода - 850 м. В черте города открыты поселения Раннего и Среднего Каменного веков, а также аморрейской эпохи. Найдены предметы из бронзы и керамики, датируемые приблизительно 4500 г. до н.э.
В эпоху аммонитского царства Салт был одним из его горо¬дов, неоднократно становясь предметом борьбы Аммона и израильтян. Первую крепость для защиты этой стратегически важной точки, расположенной на пути, соединявшем долину Иордана с остальной частью страны, построили именно аммонитяне. В византийскую эпоху город именовался Салос Иератикон и в нем была кафедра епископа.
Вниз от Салта начинается плодородная долина Вади Шуэб с фруктовыми садами. Шуэйбом арабы нарекли Иофора, тестя Моисея, который принадлежал к библескому арабскому народу мадианитян.
Поэтому арабы чтут его как пророка и именуют наби (араб. Пророк). Гробница Шуэйба находится в десятке километров от Салта по пути в долину Иордана.
Еще ниже по дороге на Южную Шуну, в местечке Телль Джадур, во времена Иисуса Христа предположительно стоял город Гадара, столица провинции Перея (не путать с Гадарой, нынешним Умм-Кайсом, одним из городов Декаполиса). Перся означает на греческом "[земля, лежащая] по ту сторону". Имелась в виду территория к востоку от Иордана. Римская провинция Перея географически охватывала зону расселения колен Рувима и Гада от Арнона и близлежащего Махеруса на юге до Пеллы на севере, на востоке граница провинции приблизительно находилась на полпути от Иордана до Филадельфии (ныне - Амман). Формально эта территория подчинялась Ироду Великому, после смерти которого его владения были разделены между тремя сыновьями царя. Перея и Галилея достались Ироду Антипе, который правил в них 42 года (с I г. до н.э. по 39 г. н.э.). Затем император Калигула ликвидировал царство Антины. Таким образом, во времена Иисуса Христа Заиорданье вполне естественно воспринималось как евреская земля. По утверждению исследователе, его население с религиозной точки зрения было ближе евреям, чем, к примеру, жители Самарии. Поэтому для прохода в Иерусалим галилецы зачастую переходили на Восточный берег Иордана в раоне Бесана/Бет-Шеана (ранее именовался Скитополис) и затем направлялись в Иерусалим, используя переправу через р.Иордан близ Иерихона. Именно так, полагают многие эксперты, следует трактовать информацию, повествующую о том, что Иисус «вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудеские, за Иорданскою стороною» (Мф. 19:1).
ГРОБНИЦА ИИСУСА НАВИНА (ПРОРОКА ЮШАА)
В нескольких километрах к севе¬ру от Салта (на дороге, ведущей к Дейр Алла) находится гора Юша'а (1120 м). На ее вершине расположена гробница Иисуса Навина (ивр. Иегошуа Бин Нун), которого арабы считают одним из пророков и именуют Наби Юшаа Бен Нун. По утвержде¬ниям местных источников, это - подлинное захоронение знаме¬нитого ветхозаветного деятеля. Рядом с гробницей находится источник с чистейшей водой. Некоторые библейские истори¬ки склоняются к тому, чтобы считать гору Юшаа той самой Нево, с которой Господь показал Моисею Землю Обетованную. Мамлюкские султаны (XIII- XIV вв.) построили на горе мав¬золей Навина и мечеть при ней. Весь комплекс был недавно отреставрирован.
ИАЗЕР ГАЛААДСКИЙ (ЧИСЛА 21:32, 31:1; НАВ, 13:25, 21:39)
Следующий важный пункт на этом маршруте Айн-Хасир. Ряд ученых считает возможным отождествлять его с аморрейским городом Иазером Галаадским, местообитанием сынов колена Гада (Числа 21:32, 32:1,3,35; Ис. 16:9; Иер. 48:32) : Моисеи дал также удел колену Гадову, сынам Гадовым... Пределом их был Иазер и все города Галаадские... (Нав. 13:24-25). Иазер также был городом, определенным для жития левитов и людей, свершивших убийства (такие города выделялись каждым из колен): « от колена Гадова … Иазер и предместия его», а также города Рамоф, Мазанаим и Евевон (Нав. 21:38-39; 1 Пар. 6:81). По одной из традиций, неподалеку отсюда, у Айн аль-Джадур, был похоронен и сам Гад.
БЕФ-НИМРА (ЧИСЛА 32: :36; НАВ.13:27)
Административный центр южной части Иорданской долины - поселок Южная Шуна (араб. аш-Шуна аль- Джанубийя). Перед въездом и него со стороны Салта находится исторический холм - Телль Нимрин. Согласно греческим источникам, Нимрин - это позднее искажение Бет- Намбрис - так римляне назвали библейский город Беф-Нимра (Бет-Нимра) (Числа 32:36). У Иисуса Навина говорится: и на долине Беф-Нимра... Вот удел сынов Гадовых» (13:27). Таким образом, Беф-Нимра находился непосредственно в долине р.Иордан, а не на склонах или высотах Восточной возвышенности. Проанализировав находки - здесь было открыто очень древнее городище периода появления первых поселений, обнесенных защитными стенами - археологи сочли, что наиболее вероятным местоположением указанного библейского города является холм Телль Нимрин.
МОАВСКАЯ РАВНИНА (ЧИСЛА 33:49)
Район Южной Шуны- самое сердце Моавской равнины. В Книге Чисел читаем о ней: "Они (т.е. израильтяне) расположились станом у Иордана, от Беф- Йешимофа до Аве-Ситтима на равнинах Моавитских" (33:49). Примечательно, что в те годы Моав еще не контролировал этих территорий и термин Моавская равнина появился лишь когда моавитские цари (много позже Исхода, приблизительно с середины IX века до н.э.) отобрали у колен Гада и Рувима эту часть долины реки Иордан до пределов Галаада.
На Моавской равнине существовало немало городов, первоначально размещавшихся в стратегически важных местах схода с гор столь драгоценных для жителей долины водяных потоков. В IV в. до н.э. города передвинули к низовьям потоков. В эпоху эллинизма и при римлянах близ древних городов выросли новые населенные пункты, принявшие на себя старые названия, как, например, Беф-Нимра => Бет-Намбрис => Нимрин => Нимри.
Одним из упомянутых потоков мог быть Нимрим, отождествляемый, по одной из версий, с долиной Вади Нимрин. Она проходит практически от холма Телль Нимрин через Южную Шуну и несет сбегающие с близлежащих высот сезонные потоки в Иордан. В ветхозаветные времена от этой воды зависели все аграрные хозяйства и природная растительность данного района. О потоке читаем у Пророка Исайи: "Рыдает сердце мое о Моаве... потому что воды Нимрима иссякли, луга засохли, трава выгорела, не стало зелени." (15:5-6). Существует также возможность, что поток Нимрим находился не на Моавской равнине, а на Моавской возвышенности, южнее города Керак (см. Лухит, Еглаим и Нимрим). И в том, и в другом случае Нимрим оказывался в границах Моава IX-VII веков до н.э.
БЕФ-ГАРАМ (ЧИСЛА 32:36; НАБ. 13:27)
Близлежащий Телль Рама отождествляется с ветхозаветным Беф-Гарамом/ Беф-Гараном (Бет-Гарамом). "И построили сыны Гадовы ... Беф-Нимру и Беф-Гаран." (Числа 32:36). "Моисей также дал удел колену Г адову... и на долине Беф-Гарам и Беф-Нимра..." (Нав. 13:27). Римляне имели здесь селение под названием Бет-Арамфта (Бет-Рамта), а царь Ирод Великий построил дворец, который в 4 г. до н.э. сгорел и был восстановлен по повелению Ирода Антипы. Новый его владелец прозвал дворец Ливиасом в честь прекрасной Ливии - супруги императора Августа. Это имя перешло и на сам город Беф-Гарам. Когда же красавица Ливия Августа вышла замуж за императора Юлиана, дворец и город быстро переименовали в Юлиас. В четырех километрах к северо-востоку от Шумы находилось еще одно примечательное место знаменитые бани Ливии, или "воды Моисея".
БЕФ-ЙКШИМОФ (ЧИСЛА 33:49, НАВ. 13:20)
Беф-Иешимоф (Бет-Иешимот) (Числа 33:49, Нав. 13:20) сегодня отождествляется с холмом Телль Узейми, что лежит в двух километрах восточнее Хирбет Сувеймы. Этот город, известный позднее как Беземот, Бетсимут или Исимут, при римлянах разросся до масштаба важного города.
Иосиф Флавий упоминает в "Иудейской войне" библейские Аве-Ситтим (римская Абила), Беф-Гарам, Беф-Иешимоф, повествуя о действиях легионов Веспасиана, подавлявшего еврейское восстание: "Пласид взял Абилу, Юлиас и Беземот, а также все города, на протяжении до Асфальтового озера (Мертвого моря. - Прим. автора)".
ВИФАВАР (ИН. 1:28)
Пребывание Иисуса Христа на Восточном берегу Иордана - в Заиорданье не прошло мимо евангелистов (см., к примеру, 19-ю главу Евангелия от Матфея), хотя и не столь детализировано, как его деяния в Палестине. Известно, что здесь Иисус проповедовал, когда «вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудеские, за Иорданскою стороною» (Мф. 19:1). Здесь он объявил о нерасторжимости брачного союза, призвал почитать отца и мать, и любить ближнего своего как самого себя (Мф. 19:3-9 и 19), предостерег, что "удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие", перечислил заповеди для желающих войти в жизнь вечную (МФ.19:18 и 24). Пройдя по Восточному берегу долины Иордана в направлении переправы против Иерихона, Иисус перешел на Западный берег и направился в Иерусалим («…и восходя в Иерусалим, Иисус дорогою….»). Главным же по значению событием, которое связано с Заиорданием, несомненно, является Крещение Христа Иоанном Предтечей.
Подлинное Место Кредения Иисуса на Иордане, о котором было известно еще на заре христианства, длительное время оставалось неизченным из-за устройства иорданцами в этом районе закрытой военной зоны, т.к. по Иордану после войны 1967 года проходила линия прекращения огня с Израилем. После заключения мира в 1994 году здесь начались археологические исследования, приведшие к появлению уникальных находок. Совокупная информация библейского текста и записей средневековых паломников позволила определить Место Крещения в Вади Харрар. Где жил Иоанн Предтеча, и где одетый в верблюжью шкуру и питающийся одними акридами (личиками саранчи, хотя есть и иные предположения относительного того, чем был этот «продукт») и диким медом, он проповедовал местным жителям и путникам веру в приход Спасителя, обращал и крестил их. Сегодня почти нет сомнений, что Вади Харрар – этот тот самый «Вифавар при Иордане, где крестил Иоанн» (Ин.1:28) и где был крещен Иисус, хотя, первостепенная роль конечно же , у самой Священной реки.