Мертвое море, восточный берег которого принадлежит Иордании, - такая же неоьъемлемая часть библейской истории, как и Иерихон, Иерусалим, Тивериадское озеро.
Из Аммана и со стороны Международного аэропорта королевы Алии к морю ведет прекрасное шоссе №40, начинающееся от столичного пригорода Мардж аль-Хаммам.
АВЕЛЬ-КЕРАМИМ (СУД. 11:33)
1.Через 5 км съезд вправо на Наур. Ряд исследователей полагает, что в библейские времена на месте Наура существовал упомянутый в Книге Судей (11:33) аммонитский город Авель-Керамим (Абель-Керамим): «И пришел Иеффай к Аммонитянам… и поразил из поражением весьма великим, от Ароера до Минифа…, и до Авель-Керамима, и смирились Аммонитяне пред сынами Израильскими.»
Город также упоминается в списке населенных пунктов, завоеванных египетским фараоном Тутмосом III (1490-1436 гг. до н.э.)
Абель-Керамим означает на еврейском «зона виноградников». Об этих обширных плантациях, прославившихся, если верить Ветхому Завету, на все сопредельные царства, говорится у Пророка Исаии (16:8-9): «… также и виноградник Севамский, лучшие лозы его, которые достигали до Иазера (Галаадского), расстилались по пустыне, побеги их расширялись, переходили за море». Косвенным подтверждением того, что речь идет об этом районе, служит упоминание пророком Исаией наряду с виноградниками городов Есевон и Елеале, руины которых расположены у поселков Хисбан и Хирбет аль-Ал в 15 км южнее (в сторону Мадабы).
Плодородие Наура по достоинству оценили черкессы, поселившиеся здесь в конце XIX века и изначально искавшие для жиельства места, близкие по своим качествам к Северному Кавказу. Примечательно, что в восьми километрах от него находится арабская деревушка Умм аль-Басатин, что по-арабски означает «мать садов». В ней кое-где сохранились остатки древних строений и когда-то украшавших их колонн.
2. по другой версии, Абель-Керамим располагался на холмах Телл аль-Омейри (их три на расстоянии 250 м друг от друга). Наиболее изученный – южный, высотой 900 м над уровнем моря и площадью 7 га, расположен с правой стороны от шоссе Амман-Акаба в районе Национального парка (15 км от города).
В 1200-1150 гг до н.э. (во времена Судей в Израиле) здесь стоял укрепленный аммонитский город. Приблизительно в 1150 г до н.э. его разрушили завоеватели (какой народ неясно). К 1000 г до н.э. поселение возродилось, хотя и стало меньше прежнего. Что еще примечательно в этом месте – несколько сельскохозяйственных башен (3х3 м, 3х5 м или 6х7 м), позволявших в момент созревания урожая находится на плантации. Размером побольше использовались для первичной переработки урожая. Открытое археологами почти буквально повторяет сказанное пророком Исаией: «у Возлюбленного Моего был виноградник на вершине утучненной горы. И Он обнес его оградою, и очистил от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило….»(5:1-2).
3. по третьей версии, Авель-Керамим находился в районе холма Телль Джава. Он расположен чуть южнее от Телль аль-Омейри и к востоку от шоссе Амман-Акаба (близ Ядуды). Сторонники этой версии опираются на топографические и климатические свидетельства, реляции фараона Тутмоса III, информацию Евсевия Кесарийского (IV в н.э.) и исходят из того, что пролегающая у подножия Телль Джава долина Вади Хену – наилучшее место для винодельческого хозяйства. Об этом говорят и многочисленные древние прессы для винограда, найденные в округе.
После Наура дорога уходит под уклон и приблизительно через 15 км справа от дороги появляется знак, возвещающий, что здесь находится «нулевая отметка» или т.н. уровень моря. Местность впереди расположена уже ниже уровня мирового океана.
АРОЕР
В Библии упомянуты два населенных пункта с этим названием. Один – амморейский, отнятый Моисеем у царя Сигона. Другой относился к аммонитскому царству и упомянут в Книге Судей (11:33). У Иисуса Навина повествуется о разделе захваченных израильтянами земель (глава 12) и указывается, что «Моисей дал колену Гадову… половину земли сынов Аммоновых до Ароера, что пред Раввою» (13:25). То есть этот населенный пункт находился где-то поблизости от Аммана и, судя по всему, также на Восточном плато.
Какое-то время Ароер был в руках племени Гада, а затем, как можно предположить из исторического контекста, его отобрали сирийцы при царях Азаиле (Хазаиле) и Венададе (Бен Хададе III). Далее, видимо, сирийцы сделали Ароер главным городом своей новой территории. Пророк Исайя так предсказал ей: «города Ароерские будут покинуты, - останутся для стад, которые будут отдыхать там». (17:2). Пророчество, судя по всему, сбылось: сирийцев вытеснили ассирийцы в 841-740 гг до н.э. , Ароер был разрушен и более о нем никогда не упоминалось. Даже к поискам его историки долго не подступались, хотя он, согласно Библии, был рядом с Амманом.
АВЕ-СИТТИМ (ЧИСЛА 33:49)
Главное шоссе ведет к Мертвому морю, однако если свернуть направо в сторону деревушки Кафрейн, попадем на расположенный на ее окраине холм Телл Кафрейн (или Хирбет Кафрейн), отождествляемый с ветхозаветным Ситтимом (Шиттимом). Его еще именовали Аве-Ситтим (Абел-Шиттим), что значит «поле акаций» (Чисоа 33:49). Так видимо, называли всю эту местность в южной части долины Иордана, где израильтяне стояли станом перед переходом Иордана и вступлением в землю Ханаанскую. Пребывание их там, как известно, не было гладким, ибо когда «жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их… воспламенился гнев Господень на Израиля.» (Числа 25:1-3). Всех, кто поклонился ханаанскому божеству плодородия Ваал-Фегору (Баал –Пеору), нещадно истребили. В Библии говорится о 24 тысячах убитых.
Есть также версия, что царь Моава послал именно в Ситтим за прорицателем Валаамом, чтобы тот проклял народ Израиля. В Ситтиме же израильтяне готовились к входу в Землю Обетованную, здесь была проведена перепись людей, способных носить оружие и воевать (Числа 26). В Ситтиме Иисуса Навина назначили преемником умершего на горе Небо Моисея (Числа 27:18-23), отсюда им были посланы разведчики в Иерихон (Нав. 2:1). Возобновив поход, израильтяне «двинулись от Ситтима и пришли к Иордану» (Нв. 3:1).
А вот пророчество Иоиля о Судном дне: «И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник и будет напоять долину Ситтим.» (Иоиль 3:18).
При римлянах и во времена Христа Аве-Ситтим именовался Абила.
АРНОН
На пути вдоль моря трасса пересекает Вади аль-Муджиб - знаменитый библейский Арнон, о котором сказано в Книге Чисел: "(Израильтяне) отправившись отсюда, остановились у той части Анога в пустыне, которая течет вне пределов Аморрея; ибо Арнон граница Моава, между Моавом и Аморреем. "(21:13). Амморейский царь Сигон "воевал с прежним царем Моавитским, и взял из руки его всю землю его до Арнона." (Числа 21:26). Ориентир - мост с высокими треугольными стойками. Ближе к морю Вади аль-Муджиб выглядит как настоящий каньон со стремительно бегущей по его дну водой. Поэтому здесь стало популярным проводить экстремальные турпоходы (для них в обязательном порядке требуется проводник).