АММАН
РАВНА (РАББАТ-АММОН)
(ВТОР. 3:11,2 ЦАР. 11:25 и др.)
Амман лежит на холмах. Сначала их было несколько (многие называют цифру 7), сейчас же разросшийся город занимает не менее 15 холмов, каждый из которых именуется "джебель" (араб. гора). Самые известные исторические холмы - Джебель аль-Каль'а, Джебель аль-Кусур (араб. Дворцовая гора), Джебель ат-Тадж, Джебель аль-Ахдар, Джебель Хусейн, Джебель аль-Вебда, Джебель Амман.
Столица Иордании - фактически новый город, который вырос из черкесской деревушки, появившейся здесь в 1880-х гг. Одновременно Амман - очень древний город, основанный не менее 8 тысячелетий назад. Его предтечи - поселения Каменного века, возникшие в период перехода от собирательства и охоты к оседлому земледелию и животноводству. Деревня, датируемая ок. 6500 г. до н.э., обнаружена в 1983 г. в северном пригороде Айн- Газаль. В других частях города найдены следы обитания людей раннего Бронзового века (ок. 3500-2000 до н.э.). Средний Бронзовый век (до 1550 г. до н.э.) представлен руинами укрепленных поселений на Цитадели и в Телль Сафуте. В амманском районе Марка открыто святилище позднего Бронзового века (1550-1200 до н.э.) с богатой керамикой, микенскими и кипрскими монетами, египетскими алебастровыми вазами.
Под именем Раббат-Аммон (библейская Равва) сложившийся к началу XII в. до н.э. город стал столицей аммонитского царства. Железный век (1200- 500 до н.э.) практически совпадает с ветхозаветной историей, и потому о нем известно несколько больше, чем могли бы рассказать археологические находки.
Аммониты - Аммонитяне
Как известно, Аммон (ивр. Бен-Амми, т.е "сын моего народа") был сыном Лота от его младшей дочери (см. Быт. 19:34-38). Поэтому аммонитян израильтяне считали родственным народом. Государство аммонитян сложилось на берегах р.Зарка в XIII в. до н.э. и процветало на транзитной караванной торговле между Дамаском, Палестиной и Красным морем. Во время Исхода Моисей наказал не воевать с ними, однако часть их земель передал колену Гада (Нав. 13:25). Позднее царь Аммона начал совместно с царем Моава Еглоном (Эглоном) войну против Израиля и захватил Иерихон (Суд. 3:13). Затем, когда сыны Израилевы начали (в который раз) "делать злое пред очами Господа", а попросту говоря, поклоняться языческим божествам, "воспылал гнев Господа на Израиль, и Он предал их в руки Филистимлян и в руки Аммонитян. "(Суд. 10:6-7). Аммонитяне, согласно Библии, 18 лет мучали израильтян, проживавших на Восточном берегу Иордана, в Галааде (Гилеаде), но потом перешли Иордан и стали притеснять колена Иуды, Вениамина и Ефрема (Суд. 10:8- 9). Иеффай (Ифтах) Галаадитянин попытался образумить царя Аммона, объясняя, что не должно быть между двумя народами вражды, так как израильтяне никогда не захватывали аммонитских земель. Но царь не стал слушать Иеффая, и тому пришлось применить силу (Суд. 11:1-33). Когда Саул стал царем Израиля, то он "воевал со всеми окрестными врагами своими, с Моавом, и с Аммонитянами" (1 Цар. 14:47).
Пророки о Раббат-Аммоне
Ветхозаветные пророки Исайя (Иешайя), Иеремия (Ирмеяху), Иезекииль (Иехезкэл) предсказали захват Раббат-Аммона и разрушение. Читаем в Книге Иеремии: "Посему вот, наступают дни, говорит Господь, когда в Равве сыновей Аммоновых слышен будет крик брани, и сделается она грудою развалин, и овладеет Израиль теми, которые владели. Кричите, дочери Раввы, опояшьтесь вретищем, плачьте и скитайтесь по огородам, ибо Малхом (аммонитское божество) пойдет в плен, вместе со священниками и князьями своими. (49:1-3). У Иезекииля еще мрачнее: "сынам Аммоновым слушайте слово Господа Бога: ...Я отдам тебя в наследие сынам востока, и построят у тебя овчарни свои и поставят у тебя шатры свои, и будут есть плоды твои и пить молоко твое. Я сделаю Равву стойлом для верблюдов, и сынов Аммоновых- пастухами..., чтобы сыны Аммона не упоминались более среди народов.» (25:1-5,10). "Так говорит Господь Бог о сынах Аммона: ...меч, меч обнажен (имеется в виду армия вавилонского царя) для заклания... Ты будешь пищею огню, кровь твоя останется на земле; не будут и вспоминать о тебе." (Иеремия 21:19-21,28-32). Ему вторил пророк Амос: "И запалю огонь в стенах Раввы, - и пожрет чертоги ее среди крика в день брани с вихрем в день бури, и пойдет царь их в плен..." (Амос 1:13-14).
Впервые Равва упоминается в Пятикнижии Моисеевом: "...ибо только Ог, царь Васанский, оставался из Рефаимов. Вот одр его, одр железный, и теперь в Равве, у сынов Аммоновых." (Втор. 3:11). Здесь некоторое время проживал царь Давид, которому аммонитский царь Наас (Нахаш) оказал помощь, когда тому пришлось бежать от своего мятежного сына Авессалома (Авшалома). После смерти Нааса и воцарения его сына Аннона (Хануна) Давид в качестве жеста доброй воли к наследнику его благодетеля прислал в Равву послов, которых, однако, аммонитская знать сочла шпионами и прогнала, создав конфликт между двумя царями (2 Цар. 10; 1 Пар. 19).
На следующий после этого инцидента год израильский военачальник и племянник Давида Иоав осадил столицу Аммона. У ее стен во время контратаки жителей города пал Урия Хеттеянин, которого царь Давид специально послал на смерть, после того как жена Урии красавица Вирсавия (Бат-Шеба) в отсутствие мужа "спала с царем... и сделалась беременною " (2 Цар. 11:2-17). Притворно "мстя" за смерть Урии от аммонитской стрелы, Давид приказал Иоаву разрушить Раббат-Аммон (2 Цар. 11:25; 1 Пар. 20:1). Золотые и серебряные сосуды, взятые при разграблении города, Давид посвятил Господу, а себе оставил корону царя Аннона из золота и драгоценных камней. (1 Пар. 18:11,20:).
В составе Ассирии, Вавилона и ахеменидского Ирана в Раббат- Аммоне правили наместники. Во время раскопок в Аммане была обнаружена гробница Адон Нура, слуги Амму Надаба - правителя времен ассирийского царя Ашшурбанипала (668-626 гг. до н.э.).
После разрушения Иерусалима в 586 г. до н.э. вавилонским царем Навуходоносором II, немалое число иудеев бежало к аммонитам. Вернуться они смогли лишь после назначения Навуходоносором правителем Иудеи Годолии (Гедалии) сына Ахикама. Аммонитский царь Ваалис (Баалис) решил поставить на его место своего человека - Исмаила, сына Нафании. Однако Исмаил, убив Годолию, не получил искомой власти над Иудеей и бежал обратно к своим покровителям в Раббат-Аммон (Иер. 40:7-14; 41:2-15).
При царе Персии Артаксерксе (464-423 гг. до н.э.) в Раббат-Аммоне правила династия Товиадов (Тобиадов). Один из них-Товиа Аммонитянин - упомянут в Ветхом Завете в числе насмешников над пророком Неемией (Нехемией), когда тот ок. 445 г. до н.э. пытался восстановить разрушенные Навуходоносором стены Иерусалима (Неемия 4:3-8). Некоторые историки предполагают, что Товиады были последними из исчезнувшего народа Аммона.
Александр Македонский (355-323 гг. до н.э.) отобрал Ближний Восток у персов и включил его в свое государство. Началась эпоха эллинизма. С его смертью империю поделили между собой полководцы Александра, однако в культурном отношении эллинистический мир остался единым.
Территория бывшего Аммонитского царства сначала досталась династии Птолемеев, правившей в Египте. При Птолемее II Филадельфе (285-247 гг. до н.э.) на месте Раббат-Аммона был построен новый эллинизированный город. В честь царя его назвали Филадельфией.
Начавшаяся между Птолемеями и сирийской династией Селевкидов война за передел наследия Александра привела к захвату Филадельфии в 218 г. до н.э. селевкидским царем Антиохом III Великим (223-187 до н.э.). Осада хорошо укрепленного города могла затянуться на неопределенно долгий срок, однако один из пленных жителей Филадельфии показал Антиоху тайный подземный ход, связанный с каналом водоснабжения города. Позднее, в 135-103 гг. до н.э., власть в городе узурпировали "местные тираны" Зенон Котилас и его сын Феодор. Они стали известны благодаря активному сопротивлению экспансии хасмонейского царя Иудеи Александра Яиная.
В 63 г. до н.э. Филадельфия вошла в состав Десятиградия - Союза десяти городов, созданного годом ранее римским полководцем Помпеем для охраны южных границ империи от кочевников. В 31 г. до н.э. Филадельфию захватило Набатейское царство, но уже через год вассал Рима иудейский царь Ирод Великий отбил город.
Вопрос, который волнует многих иорданских и зарубежных исследователей – мог ли посещать Филадельфию Иисус Христос? Никаких указаний на это нет, но известно, что после проповедей и деяний Иисуса в Деятиградии, куда входила Филадельфия, его учение приняли многие жители этого региона: «И следовало за Ним множество народа из... Десятиградия и из-за Иордана» (Мф. 4:25).
В 106 г. н.э. Филадельфию включили в новосозданную римскую провинцию Аравия. Во II в. н.э. город переживает период бурного градостроительства и переделки под общеримские стандарты, в результате чего практически полностью уничтожаются постройки предшествовавших эпох.
В первые века н.э. христианская община Филадельфии, несмотря на гонения римлян, приобрела значительный вес что впоследствии позволило считать город важным христианским центром. Из Филадельфии происходят мученики Зенон и Зинас, казненные 23 июня 304 г. по приказу римского наместника эпохи императора Максимиана. Зенон происходил из Зизии (в 40 км от Аммана) и служил в расквартированном там римском легионе. Став христианином, он освободил всех своих рабов, чем вызвал подозрении у римлян. На допросе Зенон признал свое христианство и, отказавшись исполнять языческий обряд, пнул ногой обожествлявшееся изображение императора. Его слуга Зинас последовал его примеру, заявив наместнику, что "не понимает странного приказа поклониться статуе, которую его хозяин сбросил на землю". "Неужели вы их считаете божествами и поклоняетесь им?", - вопрошал Зинас.
Чуть позднее римляне предали смерти еще нескольких филадельфийских христиан - Феодора, Петра, Домециана, Мунзера и др.
В византийскую эпоху город продолжал процветать. В нем учреждается кафедра епископа. Филадельфийский епископ Кирион участвовал в Никейском Вселенском соборе (325 г), Евлогий – Халкидонском (IV Вселенском, 451 г).
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ИОРДАНСКОЙ СТОЛИЦЫ
Из-за разрушения римлянами во II в. н.э. сооружений предшествовавших цивилизаций и последующего забвения города на более чем тысячу лет в Аммане мало древних памятников. Однако кое-что сохранилось в районе бывшего Акрополя (ныне - Цитадель) и в центре Аммана, совпадающего с центром римской Филадельфии.
ЦИТАДЕЛЬ (ДЖЕБЕЛЬ АЛЬ-КАЛЬА)
Находящаяся в центре города Цитадель или Джебель аль-Каль’а (араб. Крепостная гора) - открытый музей истории Аммана, где на небольшом пятачке собраны следы практически всех эпох, пережитых городом. Осмотр начинается с южной стороны.
Первое, что встречает посетителей - монументальные руины Римского храма (в основании - 43 м х 27 м), известного также как храм Геркулеса. При этом никаких реальных свидетельств посвящения храма этому античному герою нет, если не считать найденных здесь же фрагментов 10-метровой статуи Геркулеса. Найденная мемориальная надпись гласит, что храм возвели при римском губернаторе Геминии Маркиане (161- 166 н.э.) в период императора Марка Аврелия (161-180 н.э.). Под храмом обнаружены руины более ранних эпох, в частности, храм Железного века размерами ок. 21 м х 7 м.
Центральный вход в Римский храм, видимо, являвшийся главным элементом городского акрополя, располагался с восточной стороны. Фасад был украшен шестью массивными колоннами высотой 13,5 м. Из теменоса - колоннадной площади, окружавшей храм, - монументальная лестница (пропилеи) вела в город, лежавший у подножия горы. По всем признакам, храм остался незаконченным или из-за недостатка денег, вызванного войной с Парфией, или эпидемии чумы 165-166 гг. Разрушили храм землетрясения 363 г. и 520 г. В 1993 г. из найденных при раскопках фрагментов была восстановлена часть фасада: три колонны и фрагмент архитрава.
Севернее храма находятся руины Византийской церкви, датируемой VI в., далее, в центре горы, - дворец арабского правителя времен Омейядского халифата. За ним, на северной стороне Цитадели, - остатки стен с башнями, основания сооружений римско-византийской эпохи. Стены на юго-восточной стороне - весьма солидного возраста: внешняя датируется Железным веком, а внутренние - эллинистическими временами. К Железному веку относится и участок стены в северо-восточном углу.
На Цитадели находится музей, основанный в 1950 г. Здесь собраны археологические экспонаты с доисторических времен по конец XVII в. н.э. Его гордостью являются кожаные свитки, найденные в 1947 г. мальчиком-пастухом в Кумранских пещерах, неподалеку от западного берега Мертвого моря. Всего было обнаружено более 400 свитков, некоторые из которых теперь находятся в Аммане. Это подлинные документы кумранской религиозной общины, близкой по догматам к ранним христианам. Написанные на древнееврейском и арамейском свитки были спрятаны в пещере в 68 г. н.э., во время Иудейской войны, и хорошо сохранились благодаря сухому климату района Мертвого моря.
Цитадель открыта с 9.00 до 17.00, но пятницам и в праздничные дни с 10.00 до 16.00. Входной билет стоит 1 динар (1,4 $).
ЦЕНТР ГРЕКО-РИМСКОГО ГОРОДА
От античной Филадельфии сохранился огромный Римский театр (по- арабски – аль-Мударрадж ар-Румани), расположенный у подножия Цитадели на Хашимитской площади (ас-Саха аль-Хашимийя). Устроенный на склоне горы он расположен таким образом, что освещается солнечными лучами практически весь день. Его вместимость - 8000 человек. Театр состоит из оркестровой сцены, нижней сцены и трех ярусов зрительного зала (для различных сословий), имевших два входа - левый и правый. Его строительство было завершено между 138 и 161 гг. н.э. (по другим данным между 116 и 127 гг., но чаще всего называют 151 г. н.э.). Заслуга в его создании приписывается императору Антонину Пию.
Количество античных театров такого размера во всем мире можно насчитать единицы. Театр был важным элементом главной городской площади, которую образовывали две пересекавшие всю античную Филадельфию колоннадные улицы - Декуманус и Кардо. Колонны перед театром - все, что осталось от площади. За ней предположительно находилась агора, переходившая в Пропилеи Римского храма - лестничный подъем к святилищу на Цитадели. В 1940-х гг. руины пропилей снесли при перестройке центра города.
Подле большого амфитеатра стоит еще один, поменьше, - Одейон (лат. Одеум). Он также был возведен во II в. н.э. и предназначался для камерных спектаклей, в основном музыкальных. Для лучшей акустики римляне снабдили его крышей.
Несмотря на то, что амманский рельеф довольно сложен, римляне, перестраивая город, все же от традиционной схемы не отступили. Один из основных ее элементов - две пересекающиеся под прямым углом улицы - Виа Декумана (Декуманус, шедшая с запада на восток) и Кардо Максимус (т.е. главная Кардо, пересекавшая город с севера на юг). Декуманус была проложена по северному берегу потока Сейль Амман (араб. амманским поток, приток р.Зарки,библейский Иавок - из-за этого потока, питаемого многочисленными источниками, упрятанными сегодня под асфальт, посетивший руины Аммана в 1864 г. путешественник Гристрам назвал его "городом вод"), через который перебросили ряд мостов. Кардо Максимус вела от форума через пропилеи и на акрополь (на Джебель аль-Каль а), вторая Кардо пересекала Декуманус в районе Нимфея - еще одной непременной детали римских городов.
Нимфей – общественный фонтан и храм нимф, датируемый II в. н.э. - находился в 300 метрах к юго-западу от театра (ныне - пересечение улицы Курейш и сельскохозяйственного рынка). Считается, что в Филадельфии Нимфей был самым роскошным общественным зданием и местом собраний горожан. К сожалению, он сильно пострадал за прошедшие столетия: его трепала стихия, а люди сняли мраморную облицовку (исследования показали, что на украшение стен пошло не менее 20 видов мрамора, включая привезенные из Италии) и взяли многие блоки для строительства домов.
ПЕЩЕРА СПЯЩИХ
Из Суры 18 «Пещера» Священного Корана
8(9) Или ты полагаешь, что обитатели пещеры... были чудом среди Наших знамений?
9(10) Вот юноши спрятались в пещеру и сказали: "Господи наш, даруй нам от Тебя милосердие и устрой для нас в нашем деле прямоту".
10(11) И Мы закрыли их уши в пещере на многие годы.
11(12) Потом Мы воскресили их, чтобы узнать, какая из партий лучше сочтет предел того, что они пробыли.
12(13) ... они - юноши, которые уверовали в своего Господа...
13(14) ...они встали и сказали: "Господь наш - Господь небес и земли, мы не будем призывать вместе с Ним никакого божества...".
18(19) И так Мы воскресили их, чтобы они расспросили друг друга. Один из них сказал: "Сколько вы пробыли?" Они сказали: "Пробыли мы день или часть дня". Они сказали: "Господь ваш лучше знает, сколько вы пробыли: пошлите одного из вас с этими вашими деньгами в город: пусть он посмотрит..., но пусть действует осторожно и не дает знать о вас никому.
20(21) И так дали Мы знать о них, чтобы они узнали, что обещание Аллаха - истина... Сказали те, которые одержали верх в их деле: "Устроим мы над ними мечеть!"
(Цит. по изданию Коран. Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. М., 1990, с.242-243)
На юге Аммана, в районе Абу Алянда, открыт некрополь византийской эпохи, который местные жители именуют "аль-Кахф" (араб. пещера). Из целого ряда погребальных камор-пещер выделяется одна. Арабские источники ассоциируют ее с пещерой "семи спящих отроков", предание о которых есть и в христианстве, и в Коране. Православная традиция помещает место этого чуда в турецкий Эфес во времена византийского императора Феодосия Младшего (408-450 гг.), арабская - в бывший пригород Аммана и на век раньше.
Первоначально история о людях, уснувших на много лет (обычно называют 200 лет), появилась в раннехристианских преданиях о мучениках периода римских гонений. Наиболее вероятным называется время императора Гая Деция (249-251 гг.). Господь чудесным образом спас семерых христиан (один из них был пастух с собакой) от преследовавших их солдат, усыпив в пещере на долгие годы. Чудо открылось лишь тогда, когда, проснувшись и выйдя в город, они обнаружили на рынке, что их римские монеты не имеют более хождения. Их отвели к филадельфийскому губернатору, который обласкал чудесно спасенных. Так гласит иорданская версия этой истории. При этом в Коране нет упоминаний о последователях Христа и легионерах: в нем Аллах усыпил юношей, чтобы показать, что он есть истинный и все могущий Бог.
Внутри склепа помимо подлинных погребальных ниш имеется небольшая экспозиция находок, сделанных при раскопках гробниц: украшения, мелкий инструмент, керамика.
Одна из ниш открыта для обозрения, и посетители могут видеть кости погребенных, семь черепов и останки собаки. Над пещерой, как и говорится в Коране, стоит небольшая мечеть.
АММОНИТСКИЕ СТОРОЖЕВЫЕ БАШНИ
Одними из немногих памятников доэллинистического города являются каменные башни, построенные аммонитами. До сегодняшнего дня дошли всего единицы. Наиболее доступная для обозрения - Бурдж аль-Мальфуф или Руджм аль-Мальфуф (араб. круглая башня или сложенная из камней башенка) - стоит практически рядом с посольством России, на улице Султана аль-Атраша. Ее возвели в VII веке до н.э. Это - невысокое круглое строение, сложенное из небольших грубо отесанных каменных блоков. По поводу предназначения башни имеются споры - одни говорят, что с таких примитивных сооружений подавался сигнал тревоги в случае приближения к Раббат-Аммону вражеских сил, среди которых были и израильтяне довавилонского периода, другие - что она имела сельскохозяйственное назначение.
ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА ДЖЕБЕЛЬ АЛЬ-ВЕБДА
Гора Джебель аль-Вебда расположена в центральной части города и потому всегда была в границах древнего Аммана. На ее восточной оконечности найдена византийская церковь Св.Георгия, поставленная в VI в. н.э. прямо на скальной породе. Рядом с ней находится по меньшей мере пять пещер, причем некоторые имеют мозаичные полы.
Предположительно, объектом поклонения служил грот у северной стороны церкви, из-за чего была даже модифицирована крестообразная форма храма. Внутри помещения с каждой стороны стояло по три колонны, отделявших неф от боковых приделов. В западной части северного придела - оштукатуренная купель, видимо, служившая для крещений. Близ нее - остатки разноцветной мозаики.