Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 
На отрезке от Петры до Акабы можно отметить природный каньон Вади аль-Итм, которым прошли во время Исхода сыны Израилевы. Через него проходила и римская дорога. Вот как описал это место американский журналист Лоуэлл Томас, сопровождавший в походе арабской армии Т.Лоуренса: "Вади Итм - узкое мрачное ущелье, зажатое между острых гранитных скал, прошитых полосами черной лавы, шириной 20-23 фута, появившихся в результате вулканического извержения столетия назад. Это - один из опаснейших в мире проходов для вооруженных сил; он также труднопроходим, как и знаменитый перевал Хайбер Пасс между Индией и Афганистаном. Вади Итм вклинивается в вулканическую гряду, именуемую Горы царя Соломона, которая тянется вдоль восточного берега Акабского залива и поднимается на 5 тысяч футов с каждой стороны ущелья. Наступающая армия, атакованная сверху, с круч, окружающих проход, останется беззащитной."
АКАБА
Акаба - "продолжатель дела" целого ряда древних населенных пунктов, которые, сменяли друг друга (не всегда на одном и том же месте) в границах сегодняшнего города. Небольшой поселок медеплавильщиков, датируемый прибл. 3500 г. до н.э. (Халколит), обнаружен археологами на холме Телль- Макас чуть южнее акабского аэропорта и в четырех километрах севернее побережья. В 1,5 км восточнее - в Худжейрат аль-Гузлян - открыт жилой массив, предположительно принадлежавший тем же медеплавильщикам.
В эпоху, предшествовавшую Исходу, прибл. в начале XIII в. до н.э., здесь находились два соседствующих эдомитских поселения - Елаф (Элат) и Ецион-Гавер (Эцион Гебер). Считается, что их остатки могли быть обнаружены на холме Телль аль-Халифа - в полутора километрах севернее побережья, у линии границы с Израилем.
Во время Исхода израильтяне не стали заходить в них, и "от Елафа и Ецион-Гавера поворотили, и шли к пустыне Моава."(Втор. 2:8). Но первое упоминание Елафа, или, точнее, Элата, приходится на X в. до н.э. О нем говорится, что он имеет обширные запасы пресной воды на глубине всего 3-4 м. Именно эта вода и определила будущее города как важного порта и Красного моря. 
В 3-й Книге Царств сообщается, что "царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елафе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской" (9:26). На Красном море у него и у Тирского царя Хирама был торговый флот, который вывозил медь и медные изделия и доставлял из страны Офир золото, серебро, слоновую кость, можжевеловое дерево и драгоценные камни. Вероятнее всего, именно через порт Елафа (Элата) проезжала царица Савская, по пути в Иерусалим, ко двору царя Соломона.

После смерти Соломона на трон взошел его сын Ровоам (Реховеам), но десять колен отказались повиноваться ему и основали новое царство - Израильское - со столицей в Сихеме. Ровоам остался царем Иудеи: Иерусалима и южной части прежнего государства вместе с портом Елаф (Элат). Правнук Ровоама царь Иудеи Иосафат (Иехошафат) (правил прибл. 870-848 гг. до н.э.) строит в Ецион-Гавере флот, но его разбивает о скалы (3 Цар. 22:48). Тем не менее, связи с Аравией не прекратились (2 Пар. 17:11).

Царь Иудеи Азария, именуемый также Озией (791-740 гг. до н.э.), "обустроил Елаф" (4 Цар. 14:22), однако в 734 г. до н.э., при его сыне Иофаме (Иотаме), "пошел Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, против Иерусалима". Сирийский монарх "изгнал Иудеев из Елафа, и Идумеяне (эдомиты) вступили в Елаф, и живут там до сего дня "(А Цар. 16:5-6).
В I в. до н.э. набатеи строят в двух километрах к юго-востоку от Елафа свой город - Айлу, процветавший на транзитной торговле с Римской империей.

В 106 г. н.э. римляне аннексировали город. В 300 г. в выстроенных здесь укреплениях были размещены несколько когорт X легиона (порядка 1000 легионеров и их семьи). Сделав Айлу южной пограничной точкой, римляне дотянули до нее дорогу Дамаск-Филадельфия-Петра.
При византийцах Айла продолжала развиваться. В IV в. в ней учреждается кафедра епископа (существует свидетельство, датируемое 325 г.). Акабский епископ участвовал во вселенском Никейском соборе. Существовали предположения, что правители Константинополя переименовали город в Аелану, однако в 1998 г. при раскопках здания омейядского периода археологи обнаружили "опровержение" - камень с греческой надписью АИЛА (арабы использовали камни и кирпичи доисламских сооружений при строительстве своего города).
В 630 г. византийская Айла подпадает под власть арабов. Епископ города Юханна Ибн Ру’ба заключает договор с пророком Мухаммедом и спасает город от разрушения. Епископ Юханна (арабизированное Иоанн) согласился выплачивать подать в 300 динаров ежегодно, а также бесплатно кормить проезжающих через город мусульман. В 640 г. в Айле побывал халиф Омар и останавливался у епископа.
В 1116 г. Акабу захватили крестоносцы Бодуэна (Балдуина) 1-го, и включили ее в состав созданного ими Иерусалимского королевства. Они возвели крепость и оставили в ней небольшой гарнизон. В Акабском заливе, на острове Иль-де-Грей (ныне остров Джазират-Фар'ун), что в пяти с половиной морских миль от города, была сооружена еще одна крепость. С помощью этих форпостов контролировали торговые пути и маршруты мусульманских паломников.
Новая Акаба уже была отстроена мамлюкскими султанами после 1276 г  на другом месте - южнее Айлы.
Достопримечательности Акабы
В нескольких десятках метров к северо-востоку от раннеарабской Акабе археологи открыли остатки римско-византийского города. На улице Истикляль были расчищены 120-метровый отрезок стены и выступающая над ней прямоугольная башня. Толщина стены -1,1 - 1,4 м, высота в отдельных местах до 4 м. Стена сохранилась не полностью, поскольку в VII в. ее камни широко использовались в качестве строительного материала для возводившегося по-соседству исламского города (его руины видны прямо перед гостиницей "Мовенпик"). Помимо этого обнаружены большое купольное здание римской эпохи и ряд жилых домов набатейского, римского и византийского периодов.
В 1998 г. на пустыре, напротив автостанции компании "Джетт" (сразу за "Мовенпиком") нашли христианский храм, который является, наверное, древнейшим церковным строением (т.е. не пещерой и не "перепрофилированным" зданием) - он датируется 290-300 гг. н.э. Это было двухэтажное кирпичное сооружение с размерами основания 26 х 16 м. Пережив "великие гонения" императора Диоклетиана на христиан в 303-311 гг., церковь погибла от сильнейшего землетрясения в 363 г. н.э. Рядом найден некрополь того же периода.
В1937 г. археологи под руководством Нельсона Глюка, члена Американской школы восточных исследований, нашли на холме Телль аль- Xалифа рудные выгарки, фундаменты и остатки кладки. Их возраст - начало X в. до н.э., т.е. время царя Соломона. Длительное время считалось, что Нельсон Глюк и его команда обнаружили легендарный Ецион-Гевер (Эциои Гебер). Сейчас эта версия оспаривается. Ецион-Гевер был известен тем, что здесь строили красноморский флот, и здесь же находилось лучшее медеплавильное производство на всем Ближнем Востоке. Всего на холме Телль аль-Халифа раскопано три последовательно сменявших друг друга города. Первый - X века до н.э. разрушила египетская армия, предположительно фараона Шешонка I (954-924 до н.э.), второй - погиб в огне пожара. Третий город, видимо, был Элат, обустроенный царем Иудеи Азарией, а затем отошедший к Эдому.


      Амман