До сих пор мы видим остатки
амфитеатра, вмещавшего двадцать тысяч зрителей наблюдавших за боями
гладиаторов, термы, тронный зал императора. Мост через Мозель, построенный в
140 году, сохранился до настоящего времени по сей день используется по
назначению.
Утопавший в зелени Augusta
Treverorum не был гарнизонным городом, он имел столичный статус. Во втором веке
вокруг города была возведена стена, высота которой достигала восьми метров,
толщина четырех, длина семи километров. В город попадали через ворота, которые
имели также и стратегическое значение. Это были ворота - ловушки, или двойные
ворота. В случае нападения врагов первая часть ворот отворялась, нападавшие
врывались внутрь, но оказывались не в городе, а внутри башни, с верхних ярусов
которой на них сыпались стрелы, камни, лилась горящая смола. Одни из них,
ворота посвященные богу войны – Марсу, (ныне именуемые Porta Nigra или черные
ворота), сохранились до нашего времени. Они уцелели благодаря тому, что в XI
веке в них была устроена двухэтажная церковь в честь Святого Симеона, который
пришел в Трир из монастыря святой Екатерины (Египет) и поселился в заброшенных
к тому времени воротах. Он подвизался как затворник в посте и молитве. Горожане
почитали его, и после смерти св. Симеон был канонизирован в 1036. Ворота
перестраиваются в храм романского стиля названый в честь этого Святого. Это
было самое причудливое архитектурное сооружение города вплоть до начала XIX
века.
В 1804 году Наполеон, увлеченный
античными архитектурными формами, придал воротам первоначальный вид. Такими мы
видим их теперь. Porta Nigra являются памятником архитектуры мирового значения
и находятся под охраной Юнеско.
История Трира неразделимо связанна
с историей Христианской Церкви. В городе находится древнейшая в Германииепископская
кафедра. По церковному преданию сам апостол Петр благословил первых епископов
Евхария, Валерия и Матерна на служение в Галлии. Он же является небесным
покровителем города. Изображение апостола с ключами от Царствия небесного можно
увидеть повсюду: на стенах домов, в скульптурных украшениях фонтанов, на
мостовой, на старой рыночной площади. Деятельность первых епископов древней
Галльской Церкви дала обильные всходы. В конце третьего века из южного Египта в
Трир передислоцируется легион римских солдат, набранный в основном из коптов.
Римский отряд, численностью 6600 человек размещается в Трире, а также в
небольших крепостных городах вдоль Рейна: Кельне, Бонне, Майнце и Цюрихе для
защиты северо-восточных границ империи от нападения германских племен. Предание
рассказывает, что все воины во главе со своим военноначальником Маврикием были
христиане. Во время самых жестоких гонений соправителя Диоклетиана Максимина
легионеры бесстрашно исповедали веру во Христа. Казнь значительной части
легиона в Трире, происходила на Марсовом поле, неподалеку от городской стены.
Казнь продолжалась в течении трех дней. Легионеров, как римских граждан,
казнили через усекновение мечем. После этого тела казненных воинов бросали в
Мозель. По преданию воды реки несколько дней были красными от крови мучеников.
Вместе с воинами мученическую кончину претерпели несколько сенаторов, а так же
многие горожане. Кровь Трирских мучеников и Фивейских легионеров явилась тем
семенем, которое дало обильные всходы Христианства в Западной Европе.
Оставшиеся в живых после гонений христиане чудесно обрели вымытые рекой
нетленные мощи мучеников.
Позднее, в период правления св.
Константина Великого, на месте гибели мучеников была возведена небольшая
церковь. Сейчас это церковь святого Павлина, где открыто почивают нетленные
мощи Трирских мучеников.
С 306 по 316 год при императоре
Константине Трир рассматривается как вариант постоянной столицы объедененной
Римской империи. Позднее Святая Царственная Елена совершив свою паломническую
поездку на Святую Землю, обрела там бесценные христианские святыни, такие как
Животворящий крест Господень, гвозди, хитон и многое другое. Две из них - Хитон
Господа нашего Иисуса Христа и Гвоздь были привезены в Трир и благочестиво
сохраняются в кафедральном соборе города. Честная глава святой Равноапостольной
Елены, обрамленная в специальный ковчег в виде храма, почивает теперь там же.
Во время императора Константина
Великого в 310 году, в Трире строится грандиозный дворец с залом для
официальных церемоний. Это одна из редких позднее римских построек
сохранившаяся по эту сторону Альп до наших дней. Дворец имел такие размеры, что
в 882 году при нашествии норманнов, когда город был практически разрушен, часть
завоевателей устроила лагерь внутри его стен.
История города Трира так же
связана с именем величайшего святого - Афанасия Великого. В IV веке
Христианскую Церковь потрясала арианская ересь, которая отвергала Божественную
природу Господа нашего Иисуса Христа. Молодой епископ Александрии Афанасий
решительно выступил против этого опаснейшего для спасения человека заблуждения.
Арианский лжесобор в 335 году возвел всевозможную клевету на православного
исповедника. Его обвиняли во всевозможных грехах, включая чародейство. Жизни и
свободе Епископа угрожала опасность. Он вынужден был бежать и просить защиты у
святого императора Константина. Так как ересь в то время была уже сильно
распространена и некоторые еретики были даже в окружении императора, святой
Константин до окончательного выяснения этого богословского вопроса, а главное
для церковного мира, отправляет святого Афанасия в 335 году в Трир. Это была
первая и самая легкая ссылка в многострадальной жизни Епископа Исповедника. Так
как Афанасий Великий много общался с египетскими пустынниками и даже позже
написал житие св. Антония Великого, церковное предание Галии связывает начало
монашества в западной Европе с его именем. Святитель Афанасий Великий прожил в
Трире с 335 по 337 год, неустанно борясь с арианской ересью.
Другой епископ Трира, святой
Павлин, был продолжателем дела святого Афанасия. Вся жизнь его была посвящена миссионерской
проповеди христианства среди варваров. Мученическую кончину он принял в малой
Азии, откуда его мощи по его завещанию были привезены в Трир и похоронены в
церкви особо чтимых им Трирских мучеников, где и почивают до ныне.
В Трире в IV и V веках образуются
первые известнейшие в Западной Европе монастыри. По словам святого Григория
Турского: «Трир с севера и юга, с запада и востока защищен молитвами святых
иноческих обителей». В одной из них, а именно в Бенедектинском монастыре
святого апостола Матфия, находится великая христианская святыня, часть мощей
святого апостола Матфия (одного из семидесяти). В книге апостольских деяний
описывается, что когда Иуда Искариот отпал от 12 апостолов Христовых, на его
место по жребию был избран апостол Матфий, который, по преданию, проповедовал в
Галлии.
Стоит так же упомянуть святого
Мартина Турского, чудотворца, одного из самых известных подвижников. В 375 году
в Трире во время визита к епископу Максиму он совершил чудо исцеления девочки
от беснования. По православным святцам память его совершается 12 октября.
Второй расцвет Трир переживает в
XII веке. На месте старого собора римской постройки возводится новый
кафедральный собор, который становится одним из эталонов романской архитектуры
и занимает достойное место среди памятников Юнеско. В сокровищнице собора
открытой для посетителей, находятся часть цепи, которой по приданию был скован
апостол Петр в Риме, а также сандалия святого Андрея Первозванного и частицы
мощей святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
В архитектуре средневекового
города имеется несколько необычных построек. После многочисленных разрушений IX
и X веков вплоть до 1248 года, город не имел собственной крепостной стены.
Поэтому зажиточные горожане в целях безопасности строили входные двери в свои
жилища на уровне примерно второго этажа и попадали в дом по деревянной
лестнице, которую быстро убирали в случае нападения врага. Пословица «Мой дом
моя крепость» получала в этом случае буквальное воплощение. Один из таких домов
- крепостей, самый старый жилой дом Трира, построенный в 1230 году, имеющий в
своем декоре редкий для Западной Европы мавританский стиль, сохранился до наших
дней. Именно благодаря мавританскому стилю этот дом уже с тех пор именуется
домом «Трех Волхвов», в память о Трех Евангельских Мудрецах с Востока,
почтивших своими дарами Рождество Богомладенца Христа.
Одним из замечательных мест
старого Трира является рыночная площадь. Огромная башня святого Гонгольфа с
часами и дома, каждый из которых неповторим по своему архитектурному стилю,
образуют замечательный сказочный ландшафт. В центре площади находится
возведенный 950 году, архиепископом Генрихом, самый древний в Германии крест.
Трир знаменит своими винами. На
слиянии трех рек Мозеля, Саара, и Рувера, произрастают знаменитые на весь мир
сорта винограда. Из них и производятся чудесные мозельские вина.
Как иронична бывает история! В
1818 году в этом же городе рождается человек, учение которого кардинально
изменит судьбы мира. На улице Brückenstrasse родился Карл Маркс. Сейчас в доме,
где он родился, существует музей. Правда, в настоящий момент «паломничают» к
нему в основном жители Китайской Народной Республики. Музейная книга отзывов
пестрит китайскими иероглифами.
Трир имеет счастливое для паломника
географическое месторасположение. Буквально за несколько часов отсюда можно
доехать до Амьена, где нетленно почивает лицевая часть Честной Главы святого
пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Или до Парижа, где можно
поклониться Терновому Венцу Спасителя, а также мощам святой Равноапостольной
Марии Магдалины, и святой Царицы Елены.
Также легко можно совершить
паломничество к мощам Святой Софии и поклониться ковчегу, где более тысячи лет
почивали мощи святых мучениц Веры Надежды Любови и матери их Софии, в городе
Эшо, под Страсбургом.
В получасе езды от Трира, в
Великом герцогстве Люксембург, почивают мощи известного просветителя фризов -
святого Вилиброрда, уже более 1200 лет к этому святому молитвенно обращаются с
просьбой об исцелении от тяжкой болезни – эпилепсии. Больные с молитвой пьют
воду из источника.
Невозможно перечислить все святыни
и историко - культурные ценности этих мест. Нужно просто приехать и посмотреть
на красоты старого доброго Трира.