Даты и программы паломничество в Германию и Францию
Путешествие на родину императора Константина
В этом городе родился и правил император Константин Великий.
Здесь жил в ссылке святитель Афанасий Александрийский и родился Амвросий
Медиоланский. Здесь хранится одна из величайших святынь христианства — Хитон Господень.
Здесь пострадали тысячи мучеников. Город, в котором была решена судьба
христианства, — не Рим и не Константинополь, а маленький немецкий Трир.
Северная столица
Мы привыкли, что к христианским святыням надо ехать на
Восток. Европа воспринимается постсоветскими россиянами скорее как сказочная страна
уюта, комфорта и шопинга, соединенного с осмотром достопримечательностей и
перетеканием из кафешки в кафешку. Однако «священные камни Европы» — штамп XIX
века —имеют вполне прямое, буквальное значение. Стоит лишь немного отклониться
от общепринятого туристического маршрута — и эпоха легионеров, императоров,
мучеников окружает и завораживает тебя.
Посреди буржуазной, глобалистской и бюргерской Европы (час
до Люксембурга, три — до Страсбурга), в сельской германской глуши, где,
извиваясь, рассекает вулканические холмы река Мозель, среди затянутых туманами
лесов Айфеля, пересеченных гладкими шоссе со специальными переходами для оленей
и уловителями для неосмотрительно скатившихся со склона ежиков, лежит город,
который когда-то чуть не стал вторым Римом.
Трир — в качестве родины Карла Маркса вызубренный учениками
советских немецких спецшкол — еще и родина святого императора Константина. Современ
императора осталось не много: мощные Черные ворота — самые большие из
сохранившихся античных ворот в мире, царский дворец-базилика, цирк, термы да
мост. Город маленький, холмистый лес подступает близко, и, мысленно добавив к
клочьям тумана дымы от костров и полевых кухонь, конское ржание, бряцание
доспехов, впечатляешься размахом империи, дотянувшей свою власть с берегов
Тибра в эти промозглые места.
Местные жители звались треворами (отсюда и название города).
Уже к концу II века Трир был по тогдашним меркам очень большим городом. При
Диоклетиане его называли Северным Римом.
Сонная маленькая площадь на холме в стороне от центра.
Январский мелкий дождик пропитал сыростью плющ на серых стенах и мох на надгробиях
монастырского кладбища. С арки ворот аббатства святого Матфия меланхолично склоняются
фигуры епископов, благословляющих город в долине. Мощи епископов, первых
трирских святых, лежат здесь же, в крипте храма.
Епископская кафедра в Трире — самая древняя в Северной
Европе, она датируется 250 годом. Первые святители Трира — святой Евхарий и
святой Валерий пришли сюда проповедовать Христа по благословению апостола Петра,
явившегося им во сне. Поначалу дело шло трудно, но потом образовалась весьма многочисленная
община. За 35-40 лет перед диоклетиановыми гонениями в Трире выросло целое
поколение первых христиан. Когда к власти приходит Диоклетиан, их ждет
мученичество.
«Мы христиане, но не изменники!»
На зеленой лужайке перед церковью Святого Павлина на
Тебеерштрассе — каменный кельтский крест. Лужайка — все, что осталось от
местного Марсова поля, места учений, парадов иторжественной присяги легионов на
верность императору. Когда пришло время выбирать между императором и верностью
Христу, тут пролилась мученическая кровь.
Диоклетиан был талантливый администратор, политик и
реформатор. Именно как ответственный руководитель он и попытался «системно
решить проблему христиан». Ведь христиане проявляли демонстративную нелояльность:
отказывались воздать императору божеские почести. Заручившись согласием
государственного совета, император издает ряд все более и более жестких эдиктов
против христиан и наконец предлагает им на выбор: принести жертву изображению
императора или умереть.
Гонения начинаются с армии. Войско, стоявшее в Германии по
берегам Рейна и Мозеля, было фактически хрис-тианским — сюда в конце III века
передислоцируется легион из египетских Фив, состоявший из христиан-коптов. В
момент выхода эдикта часть Фивейского легиона — около 3 тысяч человек —
находилась на границе Швейцарии и Германии. Только что здесь границу прорвали
варвары, легион ведет тяжелые сражения и побеждает.
И вот к воинам, только что вышедшим с победой из боев,
приходит судебный отряд и сообщает указ императора. Нужно пройти через
формальную процедуру — подтвердить верность религии отцов. Всего-то вылить
бокал вина и высыпать несколько зерен на жертвенник. Тот, кто не хотел принести
жертву, объявлялся изменником Риму. А это не просто смерть — бесчестье для
солдата.
Командир легиона Маврикий пытается спорить: к чему новая демонстрация
лояльности, когда его воины только что подтвердили верность императору своей кровью?
Но судья стоит на своем. Тогда Маврикий складывает оружие: «Мы христиане, но не
изменники!» — и предается палачам.
Это трудно представить: ведь легион мог оказать очень
серьезное сопротивление! Упрямцев еще пытались уговаривать. Потом казнили
каждого десятого — не сработало. Еще одна децимация, и наконец, добив
оставшихся, карательный отряд отправляется по гарнизонам из Швейцарии на север,
пока не достигает Трира.
Было уже понятно, что с остатками легиона будут проблемы.
Легион построили на Марсовом поле и потребовали подтвердить верность присяге языческой
жертвой. Христиане отказываются, и снова начинаются казни. Как римских граждан
легионеров казнили мечом, тела грузили на повозки, везли к реке и сбрасывали в
воду. Кровь текла рекой, так что вода в Мозеле покраснела. Вслед за военными
стали проверять гражданских, казни продолжались три дня. К ответу призвали
буквально всех — среди убитых тогда мучеников было восемь сенаторов от Трира.
Часть мощей святых мучеников уцелевшим христианам удалось
выкупить или выловить в реке, их собрали и тайно похоронили на т. н. Северном
кладбище. Это место и отмечает каменный крест XII века у церкви Святого
Павлина. Храм Святого Павлина снаружи кажется совсем небольшим и очень скромным.
Но, как часто бывает в христианстве, содержимое здесь больше внешнего.
Сперва, войдя в эту барочную католическую церковь, ахаешь от
восторга: она огромная,
светло-праздничная, вся устремленная ввысь, летящая. А потомспускаешься в
святая святых — подземелье, и там, за узорной решеткой —алтарь, восемь гробниц
сенаторов-мучеников, а по стенам — ниши, где за стеклом, украшенные листьями
лавра, символом воинской чести и победы, кости и черепа мучеников-легионеров. Разрозненные
косточки мощей выложены узорами, напоминающими детские «секретики» —
свидетельство чуждой скепсиса, нерассуждающей любви к святыне.
Когда Диоклетиан отрекся от власти, его соправителя Галерия
постиг странный недуг — его стали есть черви. Сам он увидел в этом наказание за
мучения христиан, в которых особенно усердствовал, и гонения были остановлены, даже
последовал указ, чтобы последователи Христа молились за здоровье императора, но
ему это уже не помогло.
Сим победиши: Константин
А потом произошло чудо, повернувшее историю. В Трире была
решена судьба христианства. Для удобства управления огромной империей
Диоклетиан установил тетрархию: при каждом из соправителей-императоров,
носивших титул августа, состоял правитель-цезарь. Таким цезарем Британии и
Галлии, с основной ставкой в Трире, при соправителе Диоклетиана Максимине был
отец Константина Великого Констанций Хлор. Возводимого в цезари император-август
усыновлял, условием возвышения был развод с прежней женой и брак с одной из
дочерей августа. Для Констанция Хлора это означало разлуку с Еленой, матерью
его сына. Однако сына правитель официально признал и на смертном одре передал
ему власть. Константина поддержали легионы. Типичный римлянин: среднего роста,
крепко сбитый, с детства в седле, он отлично знал жизнь солдат и был близок им.
Шел 306 год, Константину в это время было 34. Гонения на христиан в Трире сразу
же прекращаются — ведь мать Константина Елена уже была христианкой.
Через шесть лет, в 312-м, интересы Константина сталкиваются
с интересами императора Максенция, правящего в Риме, и он решает вступить в
борьбу. Язычник Константин приносит жертвы богам и обращается к оракулам — те предсказывают
плохой исход авантюры. Но Константин все же решается на поход и с галльскими
легионами Трира отправляется на Рим. Именно там, под Римом, в решающую ночь
перед сражением Константин видит сон: он слышит голос, который говорит ему, что
нужно на щитахи шлемах его легионеров начертать крест: «Сим победиши».
Константин отдает такой приказ — и побеждает. Эта победа изменяет судьбу
империи и всей европейской цивилизации.
Константин становится правителем всей западной части
империи, а после того, как в 313 году побеждает восточного соправителя Лисия, —
единовластным императором. В этом же году своим знаменитым Миланским эдиктом он
объявляет амнистию христианства: христианство признано официально. Жители Трира
до сих пор досадуют, что эдикт назван Миланским (он был обнародован в Милане на
свадьбе сестры Константина), хотя готовился этот эпохальный документ здесь, в
Трире.
Что было потом: настоящий реформатор, Константин стремится
основать новую столицу, долго выбирает для нее место, колеблясь между Авиньоном
и своей вотчиной Триром, пока, наконец, не основывает в 330 году на Босфоре Константинополь.
Трир постепенно уходит в тень, теряет былую славу и к нашему времени становится
тихим провинциальным городком. Вот разве что Черные ворота — знаменитые Порта
Нигра из почерневшего от времени известняка, видевшие и триумф Константина, и
много чего еще, — теперь красуются во всех учебниках истории и архитектуры.
Город святой Елены и митрополит Никодим
На центральной площади Трира уютно даже дождливым зимним
днем: четырехэтажные желтые, розовые и палевые домики теснятся один к другому,
с переливами бьют часы на ратуше, посредиплощади цветочница бойко продает алые,
белые и рыжие герберы. Даже островки грязного подтаявшего снега не портят
сказочную картинку. Сказка эта родная, христианская: на колонне посреди площади
крест, в медальоне креста —Агнец. С угла над площадью нависает мрачноватый
серый собор в тяжеловесном романском стиле. Это самая первая христианская
церковь в городе и одна из первых в мире. Землю для нее подарила сама царица
Елена (по другой версии, царица просто уступила общине часть своего дворца и
первый христианский городской храм был домовым). Здесь собирается христианская община и сюда,
как указывает трирская летопись XII века, святая Елена привозит из Иерусалима
часть Хитона Господня. Христиане Святой земли встречали царицу с ликованием.
Власть, которая только что систематически и по всей империи истребляла верных,
не только прекращает гонения и дает им полную свободу, но и сама становится
христианской — иначе как чудо это не воспринималось, и для Елены открывались
все хранимые в тайне реликвии. В том числе христиане Иерусалима передали святой
царице и часть Хитона, который достался воинам у Креста Спасителя. По преданию,
в Трире пребывает часть того самого не сшитого, а цельнотканого Хитона, о котором
воины, охранявшие Крест, бросали жребий (см. Ин. 19: 23-24).
Позднее, чтобы сохранить святыню, ее со всех сторон обшивают
футляром из шерстяной ткани в виде рубахи. До 1512 года Хитон хранился в соборе
в закрытом ковчеге (а во времена войн и смут даже замуровывался в стенах церкви).
Но когда сторонники Реформации, уже бушевавшей в Европе,стали подвергать
сомнению и оскорблять церковные реликвии, тогдашний император Максимилиан
настаивает на том, чтобы для посрамления протестантов Хитон был открыт и ему
было совершено поклонение. Об этом общеевропейском событии 500-летней давности
есть своего рода репортаж очевидца: гравюра Альбрехта Дюрера «Поклонение
императора Максимилиана святому Хитону».
А самое яркое современное свидетельство о поклонении Хитону,
как это ни странно, связано с Россией и Русской Церковью. По крайней мере,
самое яркое для местных жителей, привыкших, что на святыню следует смотреть
издалека (а иногда достаточно и просто знать, что она хранится где-то здесь в
храме, не видимая никем из прихожан). Связано это событие с фигурой митрополита
Никодима (Ротова), который посетил Герма-нию в 1973 году в качестве главы тогдашнего
Отдела внешних церковных сношений Русской Церкви. Узнав, что в Трире хранится
Хитон Господень, митрополит Никодим попросил открыть святыню, чтобы поклониться
ей. Хранители были в затруднении: с одной стороны, Хитон не принято открывать
чаще чем раз в столетие, с другой — как отказать такому высокому гостю? Тем
более Русская Церковь переживает гонение! Думали два дня и наконец придумали.
Раз в год Хитон осматривают специалисты-реставраторы, и вот пусть русский
епископ заходит в собор, а тут как раз как бы случайно Хитон осматривают ученые
—никому не обидно! Хранитель Хитона профессор Франц Рониг до сих пор вспоминает,
как в назначенный день митрополит Никодим с шестью спутниками пришел в часовню
Хитона, русские торжественно пропели тропарь Кресту...
«И тут, — восклицает хранитель, — митрополит как бросится к
Хитону, схватил его руками, прижал ткань к лицу и стал целовать! Мы чуть не
умерли!» Надо признать, что, если бы не русские паломники, всенепременно стремящиеся
облобызать святыню, многие христианские реликвии Европы были бы доступны
верующим, в том числе и католикам, гораздо реже. По свидетельству сотрудников
Православного паломнического центра апостола Фомы, основанного в Трире
выходцами из России, именно настойчивое стремление русских молиться у порою
подзабытых самими католиками мощей: царицы Елены в Париже, мучениц Веры, Надежды,
Любови и Софии в Эшо, главы пророка и Крестителя Господня Иоанна в Амьене —
сделало эти святыни более почитаемыми и в местной католической общине. Но это уже другая история...
Статья взята из журнала
«Нескучный сад» №1 (72) января 2012 год