Программы поездок во Францию и Германию
Французский город Шартр уже с IV
века, является местом, где Пресвятую Богородицу почитают с особой любовью. История
связывает это с тем, что в это время, в городе появляется чудотворный
скульптурный образ Божией Матери, носящей под сердцем Спасителя Мира, именуемый
из-за потемневшего цвета дерева - «Черная Мария». Такая любовь горожан к
Пресвятой Деве, очевидно, привела в город и другую святыню, связанную с Матерью
Господа Иисуса Христа – Ее Плат, который, по преданию, покрывал Ее в ночь
Рождества Спасителя. Первым, известным нам, литературным источником,
повествующим историю Святыни, является «Слово на перенесение честной ризы
Богородицы во Влахернах», Феодора Синкеллы, - скевофилака и пресвитера собора
Св. Софии. Труд этот он написал во время аварского нападения 617 г. Он
повествует о двух братьях – патрициях – Галвие и Кандите, которые, паломничая
на Святую Землю, остановились на ночлег, у одной благочестивой женщины. В ее
доме, они увидели ковчег, перед которым неугасимо горела лампада. Хозяйка
поведала им, что в этом ковчеге находится великая Святыня – Риза Пресвятой
Богородицы. Эту одежду Божия Матерь особо хранила всю жизнь, помня о том, что в
ней Она была в ночь Рождества Спасителя. Хранительница Святыни рассказала
семейное предание о том, что ее прародительница, присутствовала при погребении
Божией Матери и Сама Пресвятая Богородица отдала ей это покрывало. Братья
решили хитростью похитить Святыню и, заказав в Иерусалиме точно такой же
ковчег, на обратном пути, подменили его. Так Плат, или Покров Пресвятой
Богородицы, оказывается в Константинополе. В 469 году он передается в
строящейся во Влахерне храм. В IX веке Византийская императрица Ирина ищет
сближение с Карлом Великим для того, чтобы соединить Второй Рим –
Константинополь и образовавшуюся в IX веке Западную империю Карла в единое
целое. С этой целью ведутся активные переговоры, в том числе и о заключении
династического брака между правителями Востока и Запада. В знак своего особого
расположения императрица Ирина, передает Святыню, в дар императору Карлу
Великому. В 876 г.
Внук Карла Великого – Карл II - по прозвищу Лысый - дарит
святыню городу Шартру. Плат Пресвятой Богородицы, сразу привлекает в город
множество паломников. Исторические хроники города повествуют нам о двух великих
чудесах происшедших от Плата, по молитвам и заступничеству Пресвятой
Богородицы. В 911 г., когда на плохо укрепленный город наступал отряд норманнов
– язычников беспощадно разрушавших города Европы, епископ Гантельм , и горожане
с молитвой о заступничестве, вывесили Плат на стены города и, Пречистая,
подобно тому, как это было в Константинополе, заступается за город. Происходит чудо
– свирепые «люди с Севера» обращаются в бегство, и больше никогда не нападают
на город. Предводитель отряда норманнов, принимает Христианство.
Второе чудо,
связанное с историей города Шартра, происходит в 1194 году, когда романский
собор IХ века был практически уничтожен пожаром, который бушевал три дня.
Горожане вотчаянии смотрели, как пламя пожирало собор и рушило его своды.
Три дня пламя не стихало, и город скорбел о потери почитаемой и любимой
Святыни. Великим чудом было, кода из под развалин, выбрались трое живых
клириков храма, которые в момент, когда пламя охватило храм, уже не имея
возможности выйти наружу, схватили Плат и схоронились с ним в подземной церкви.
Кругом бушевал огонь, но Святыню и людей сохраняющих ее, он не коснулся.
Это
чудо побудило горожан построить новый храм – такой, какого не было прежде.
Строят его «Всем миром». Известно, что участие в строительстве храма в ту пору,
согласно исторической хронике, благословлялось как важнейшее общеевропейское
христианское дело. Большой вклад в строительство делает Людовик IX , который
присутствует при освящении Шартрского кафедрального храма в 1260 году. Собор
этот, является классическим образцом «чистой» готики и первым в истории Франции
готическим собором, посвященным Пресвятой Богородице.
Во время Французской
революции, чтобы спасти Святыню ее разделяют на несколько частей. Рискуя своей
жизнью, благочестивые прихожане, сохраняют ее у себя, от революционного
террора. В 1819 году, самый крупный из этих фрагментов возвращается в храм. А в
1827 г. проводится экспертиза, которая устанавливает, что это полотно около 2х
метров длинной и 46 см шириной, практически выцветшее от времени. Возраст ткани
датируется первым веками и соответствует технологии Палестинского ткачества I
в. «Во время проведения исследования, - говорится в акте экспертизы, - не было
выявлено никаких фактов, опровергающих предположение, согласно которому на Деве
Марии в момент рождения Иисуса Христа была надета именно эта ткань» В настоящий
момент, часть Ризы Божией Матери, находятся в разных местах. Небольшая часть
находится в Успенском соборе Московского Кремля, в Латеранском соборе во имя
св. Иоанна Крестителя в Риме, но основное полотно в соборе Божией Матери в
Шартре.
Китнис
Эльвира. Паломнический центр апостола "Фомы" в Европе
Статья взята
с сайта http://www.thomas-tdf.de