Поклониться этому святому Вы можете во время нашей паломнической поездки к святыням Вологодской земли
Доподлинно происхождение преподобного Кирилла неизвестно, как, впрочем, и многих других святых того времени, но известно, что будущий святой был близок знатному боярскому роду Вельяминовых потому как после смерти родителей опекуном Косьмы (такое имя получил при крещении будущий святой Кирилл) стал Тимофей Вельяминов, влиятельный московский боярин. В отрочестве Косьма получил хорошее образование, которое дало ему возможность даже служить казначеем у боярина. Но Косьма был расположен к иноческой жизни и искал возможность для этого.
Когда в Москву приехал друг преподобного Сергия Радонежского преподобный Стефан из Махры, Косьма встретился с ним, долго беседовал и в результате прп. Стефан облек его в рясу и нарек ему новое, иноческое имя Кирилл. Боярин Тимофей не рад был потерять помощника и всячески препятствовал этому, но прп. Стефану удалось убедить отпустить юношу.
Настоящий монашеский постриг Косьма – Кирилл принял в Симоновом монастыре когда игуменом монастыря был племянник прп. Сергия Радонежского – Феодор Симоновский. Здесь инок Кирилл познакомился и с самим преподобным Сергием, и неоднократно беседовал с ним. Но духовным окормителем Кирилла был старец Михаил, ставший в последствии епископом Смоленска, Старец Михаил проводил строгую аскетическую жизнь в обители, но старался умерить пыл молодого инока, желающего всячески изнурять свою плоть. Когда же братия монастыря, видя его духовные подвиги, начала почитать его как ангела Божия, он принимает на себя подвиг юродства. Разные послушания нес в монастыре Кирилл: и на хлебне, и в поварне трудился он, но всегда стремился инок Кирилл к безмолвию, к усиленной долгой молитве. И Господь устроил это чудесным образом – настоятель, зная инока как человека образованного, благословил его на послушание переписывать книги, что требовало уединенного пребывания в келии. По прошествии более 10 лет инок Кирилл был хиротонисан в иеромонахи, но не оставил и своих прежних тяжелых послушаний.
Когда же архимандрита Феодора в 1388 году перевели в сан епископа Ростова, то игуменом Симонова монастыря братия избрала преподобного Кирилла. Но никакой гордости, надменности или превозносения своим саном не было в святом. Вскоре к нему за духовным советом стали прибывать бояре, князья, вельможи, простые люди, нарушая и его безмолвную молитву, и отвлекая от руководства монастырем. Поэтому по слезной просьбе самого преподобного Кирилла братия вскоре выбрала нового игумена, некого Сергия, будущего епископа Рязанского. А народ как река тек за духовным советом к Кириллу. И воспылал завистью к славе святого Кирилла среди людей новый игумен и обрушился гневом на преподобного. И тогда, не желая искушать никого, прп. Кирилл уходит сначала в бывший монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, а потом по указанию самой Пречистой он удаляется на Белое озеро вместе с другим монахом Симонова монастыря Феропонтом..
Прибыв на Белое (Сиверское) озеро в 1397 году преподобный Кирилл на берегу среди суровой природы ископал пещеру и продолжил подвиг уединенной молитвы. Так было положено начало монастыря Пресвятой Богородицы, впоследствии известного как Кирилло-Белозерский монастырь.
Преподобный Феропорт же, ушедший из Симонова монастыря вместе с Кириллом, пошел дальше, удалившись на 15 верст от Кирилла и основал там свой монастырь, избрав живописный открытый холм. Причиной создания своего монастыря святым Феропонтом была лишь разница духовного устройства монашеской жизни, поэтому до конца дней своих они сохраняли добрые отношения между собой.
Но преподобный Кирилл недолго оставался один. Вскоре к нему присоединились и три монаха из Симонова монастыря и двое из местных жителей. К моменту блаженной кончины преподобного в 1427 году братия монастыря достигла уже 53 человек. Конечно, врагу рода человечекого не угодно было создание монастыря, поэтому он всячески препятствовал этому: например, однажды во сне преподобный услышал голос, будивший его и выводящий из келии, на которую вскоре упало огромное дерево, потом пожар уничтожил все деревянные постройки. Множество нападок претерпевали и в последствии святой Кирилл с братией и от местных жителей, и от разбойников, полагавших что в монастыре находится богатая казн, хотя особенно на первых порах монастырская братия отличалась особым нестяжанием: преподобный не позволял ходить даже за милостыней, разрешая принимать лишь небольшие пожертвования. «Аще села восхощем держати, больми будет в нас попечение, могущее братиям безмолвие пресецати»,- говорит он. Но когда братия разрослась по благословению святого Кирилла монастырь начинает приобретать земли и села. Игумент Белозерский создает очень строгий устав для братии, не позволяя даже воду для питья иметь в кельях. Хотя за трапезой всегда три блюда и всегда «утешение», но вино или мед считались недопустимыми.
Даже уйдя на берег Белого озера в поисках безмолвной молитвы и тишины, преподобный не теряет связей с миром: ведет духовные беседы с мирянами, ведет переписку с властями, где он не обличает, но увещает их. Сохранилась переписка с сыновьями благоверного князя Дмитрия Донского: великому князу Василию, Георгию Звенигородскому и Андрею Можайскому, в вотчине которого был монастырь. В этих посланиях игумен пишет о вреде таможни и корчмы, в которых крестьяне спиваются, против разбоя, сквернословия, взяток, неправедного суда, анонимок. Его перу относятся и «Духовная грамота» и «Поучение старца Кирила в неделю сырную по трапезе», где мы находим ряд поучений. Преподобный создает и библиотеку при своем монастыре, часть книг из которой сохранились до наших дней. Были в этой библиотеке и Евангелия, и «Лествица», и поучения Аввы Дорофея, но и естественнонаучная литература и даже сборник рекомендаций по диетологии.
Преподобный Кирилл был причислен к лику святых в 1547 году Макарьевским собором, на котором были канонизированы также ученики и последователи святого: святой Ферапонт, святой Мартиниан, святой Павел Комельский.