«Мадонна делла Седия» (или «Мадонна в
кресле») относится к числу немногих работ римского периода, выполненных
Рафаэлем без помощи учеников, и является одним из величайших шедевров
мастера. Отличительной чертой этой картины является совершенно новое
решение столь излюбленного Рафаэлем образа: нигде больше образ Мадонны
не наделен такой жизненной полнотой и земной пленительностью.
Художнику удалось соединить в гармоничное целое круговую схему
композиции с натуральностью и нежностью материнских объятий. Как
отмечает Эрнст Гомбрих, такому единству картины нисколько не мешает тот
факт, что взгляды Мадонны и младенца направлены прямо на зрителя.Это
одно из самых прекрасных изображений Девы Марии с младенцем.
Она относится к периоду творческой зрелости мастера и была написана
во время его пребывания в Риме. В это время он был занят грандиозной
работой, — росписью станц в Ватикане. Трудно было бы найти во всей
истории искусства более привлекательное разрешение задачи — размещение
фигур на круглом поле.
Юная мать в одежде римской простолюдинки,
маленькие Иоанны Креститель и Христос связаны воедино круговым
обрамлением (тондо); Мадонна как бы старается укрыть в своих объятиях
сына - маленького Титана с недетски серьезным взглядом.
Мы видим тёмные и задумчивые глаза Форнарины.Именно образ своей
возлюбленной воплощал художник в своих мадоннах. Форнарина — легендарная
возлюбленная и натурщица Рафаэля, настоящее имя которой Маргарита Лути.
Своим прозвищем Форнарина была обязана профессии своего отца-пекаря
Франческо Лути из Сиены, работавшего в Риме (итал. fornarino, булочник).
Отличительной чертой этой картины является совершенно новое
решение столь излюбленного Рафаэлем образа: нигде больше образ Мадонны
не наделен такой жизненной полнотой и земной пленительностью.
На темном фоне, придвинувшись почти вплотную к зрителю и заполняя
все композиционное пространство, перед нами предстает вписанная в тондо
(итал.: круг) группа — крепко прижавшая к себе сына красавица в
традиционном крестьянском наряде и маленький Иоанн Креститель.
Образ этой румяной молодой женщины, с гордостью
демонстрирующей миру своего ребенка, менее всего соответствует
традиционному представлению Богоматери, поклоняющейся божественному
Младенцу. Живопись картины наполнена богатыми хроматическими эффектами,
построенными на светлых и очень теплых, живых тонах.
Рафаэль намеренно погружает сцену в тот особенный свет, который принято
называть божественным и который привносит в атмосферу картины ощущение
покоя и умиротворенности.