Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 

Рафаэль. Портрет папы Юлия II

 

 

Папа Юлий II сыграл очень важную роль в творчестве Рафаэля. Он пришёл на смену Папе Александру VI, Борджиа. Тот славился своим распутством, расточительством и кумовством. До сих пор Католическая Церковь считает его правление несчастным периодом в истории папства.
Юлий II был полной противоположностью своему предшественнику. Властный и амбициозный, он тем не менее не вызывал зависти или ненависти. Так как все его решения принимались только с учетом общих интересов. Он никогда не использовал власть в личных целях. Пополнил казну Церкви. Много тратил только на искусство. Благодаря ему в Ватикане работали лучшие художники той эпохи. В том числе Рафаэль и Микеланджело.
Юлий был не первым папой, имевшим детей до вступления на кафедру святого Петра. Его единственная известная дочь, Феличе делла Ровере, родилась в 1483 году. Матерью Феличе была Лукреция Норманни из знатной римской семьи. Вскоре после рождения Феличе Юлий II устроил брак Лукреции с Бернардино де Куписом. Бернардино был камергером двоюродного брата Юлия, кардинала Джироламо Бассо делла Ровере. Немногочисленные документальные свидетельства говорят о том, что Феличе была выдана замуж в четырнадцать лет и скоро овдовела.Потом она ещё дважды выходила замуж.Через некоторое время после своей свадьбы она, видимо, помирилась со своим отцом и получила от него подарок в 9000 дукатов, на которые она купила замок Пало, из угодий которого с большой прибылью экспортировала пшеницу, часто прямо в Рим.Феличе делла Ровере (в чёрном) слева от алтаря на верхней ступеньке, изображена Рафаэлем Санти в «Мессе у Больсены»
Рафаэлю он доверил расписать несколько залов Ватикана. Он так был поражён мастерством Рафаэля, что приказал счистить фрески предыдущих мастеров ещё в нескольких залах. Для работы Рафаэля.
Конечно, Рафаэль не мог не написать портрет папы Юлия II. Перед нами очень пожилой человек. Однако глаза не утратили присущей ему жёсткости и принципиальности. Этот портрет так поразил современников Рафаэля, что проходящие мимо него трепетали словно перед живым.
Мы знаем его лучше, чем многих других выдающихся первосвященников и правителей. Знаем его суровое и властное лицо, ясно видим этого старика с крутым лбом, плотно сжатыми губами и белой бородой. Ибо таким, восседающим в глубоком раздумье, запечатлел его Рафаэль в портрете, про который было сказано, что это сама история папства в его типическом облике. Юлий II умер в 1513 г, вскоре после окончания работы над портретом.
Вазари пишет: "... пользуясь уже величайшей известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе. Вещь эта находится ныне в Санта Мариа дель Пополо..."
Папа Юлий II облачен в пурпурную мантию и белый стихарь, с тиарой на голове. Хотя он изображен в преклонном возрасте, но в нем ощущается несгибаемая сила. Правая рука его с неожиданной силой сжимает подлокотник кресла, на спинке которого вырезаны столбики в виде желудя, как на гербе понтифика. Символы папской власти - тиара и ключи - вытканы на зеленых занавесях на заднем плане. В знак траура по утрате города Болонья в 1511 г. понтифик отпустил бороду, которую сбрил в 1512 г., этот элемент позволил определить время написания портрета.
В галерее Уффици и Лондонской Национальной галерее хранятся практически идентичные портреты, долгое время длились споры, какой из них принадлежал кисти Рафаэля, а какой был копией, выполненной в мастерской художника под его руководством. Согласно результатам последних исследований, оригинальным была признана картина, хранящаяся в Лондоне. Аналогичную картину, хранящуюся во дворце Питти, полагают работой Тициана, копией с портрета кисти Рафаэля.
Сейчас портрет Папы Юлия II, написанный в  1511 г., находится в Национальной галереи, в Лондоне