Рафаэль Санти.Мадонна Грандука.1504 год. Галерея Палаццо Питти, Флоренция.Размер картины 84 x 55 см, дерево, масло.
«Мадонна Грандука» – одно из самых прекрасных творений Рафаэля раннего
периода. Трактовка образа Пресвятой Богородицы Рафаэлем была принята
последующими поколениями в качестве такого же «эталона», как
выработанная Микеланджело концепция Бога Отца. Такие картины, как
«Мадонна Грандука», признаны поистине «классическими» в том смысле,
что они служили бесчисленным поколениям стандартом совершенства.Эту
картину также называли "Великогерцогской Мадонной", в памято о великом
герцоге Фердинанде, который ее приобрел и очень ценил.
Только в одном отношении Рафаэль отдает дань тогдашним флорентийским
требованиям – темный фон, из которого мягко мыслится группа Мадонны с
младенцем. Очевидно, что Рафаэль здесь мечтал об эффекте леонардовского
полумрака, стремясь добиться той сумрачной дымки, которая так поразила
его в картинах Леонардо. Вообще же таинственность леонардовского
полумрака не соответствует природе Рафаэля, и в большинстве последующих
мадонн он переходит к пейзажным фоном, к дневному свету к ясным
пластическим операциям.
Мария изображена стоящей с
задумчивым выражением лица в традиционном красном платье (цвет пролитой
на кресте крови) и синей накидке (голубой цвет символизирует
непорочность). Её фигура слегка развёрнута вправо, однако движение
уравновешено движением младенца в противоположном направлении.
Может быть, именно в «Мадонне Грандука» Рафаэль нашел и утвердил
свой тип Мадонны – лирической скромницы с потупленными глазами, с
идеально прекрасным лицом. Таковыми чаще всего будут представать перед
нами его юные матери, держащие младенца на руках, играющие с ним,
смотрящие на него, если не считать нескольких поздних его работ, более
сложных по эмоциональному состоянию.
Первое упоминание о
картине относится к 23 ноября 1799 года: тогдашний директор галереи
Уффици Томмазо Пуччини пишет о ней великому герцогу Фердинанду III
Лотарингскому. Из-за наполеоновских волнений Фердинанд в то время
находился в Вене и там получил письмо, в котором Пуччини рассказывает,
что видел "у одного флорентийского негоцианта хорошо сохранившуюся"
работу "второй манеры Рафаэля из Урбино", и просит разрешения на ее
покупку. Поскольку в результате грабежей французов дворец Питти лишился
ценнейших картин Санцио, Фердинанд III без колебаний пошел на затраты.
Великий герцог Фердинанд III, увидев картину, был настолько очарован,
что пожелал взять ее с собой в изгнание в Вюрцбург. Вернувшись во
Флоренцию, он велел повесить ее в своей спальне, а не в публичной
галерее дворца Питти. Одно время она даже считалась чудотворною.