Когда Петр I перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург, он решил, что город должен стать также и духовной столицей империи. Для этого царь переносит в город святыни того времени, особо связанные с идеей государственности: список с подлинника Казанской иконы Божией Матери и мощи благоверного князя Александра Невского. Скоро у города появились и собственные святыни — здесь просияли Ксения Петербуржская, Иоанн Кронштадтский, а также последний духовник Александро-Невской лавры перед ее закрытием святой Серафим Вырицкий. На то, чтобы поклониться всем этим святыням, уйдет не меньше четырех дней.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: Лавра и Казанский собор
В первый день можно поклониться самым древним святыням Петербурга — иконе Божией Матери «Казанская» и мощам святого благоверного князя Александра Невского.
Мощи св. блгв. князя покоятся в южном приделе Троицкого собора Александро-Невской лавры (построен в 1790-х годах, архитектор. И. Старов, классицизм). Собор открыт с 6.00 до 21.00. Лавра находится в двух минутах ходьбы от ст. м. «Площадь Александра Невского», ворота открыты с 6.00 до 23.00. Монастырь на этом месте возник по инициативе Петра I, царь ошибочно считал, что именно здесь дружина св. Александра разбила шведов в 1240-м. Каждое утро в 6.00 перед ракой с мощами святого совершается братский молебен, затем ранняя, в 7.00, Литургия (поздняя, в 10.00, исповедь начинается за полчаса до службы). В советское время Лавра была разграблена, и оригинальная рака из серебра весом в полторы тонны, пожалованная императрицей Елизаветой Петровной, в 1922 году была перенесена в Государственный Эрмитаж. То, что нельзя было отковырять штыком и унести с собой, старались как-нибудь испортить. Так, навсегда остановились часы на колокольне собора.
— Зачем же было часы ломать? — спрашиваю у насельника-экскурсовода.
—Да ни за чем, потому что дураки пьяные. Вот они, все здесь и лежат. — Отец диакон указывает на звезды и бюсты на могилах перед папертью храма. С 1918-го здесь хоронили известных большевиков и потомственных рабочих. — Мы зовем это место «красный пятачок».
Прямо перед входом в монастырь расположены еще два кладбища, Тихвинское и Смоленское (расположенные здесь одноименные храмы сейчас не действуют). Советская власть передала их музею городской скульптуры, и сейчас они называются, соответственно, Некрополь мастеров искусств и Некрополь XVIII века. Заплатив 100 рублей за вход, с 9.00 до 17.30 (ежедневно) можно погулять по кладбищенским дорожкам, разглядывая памятники над могилами Достоевского, Ломоносова и еще многих известных людей, похороненных здесь.
В монастыре живут и работают около ста человек. В отличие от московских монастырей, Лавра иногда принимает трудников. Духовник Лавры, архимандрит Елизарий, по понедельникам, средам и пятницам с 7.00 до 14.00 дежурит в храме и доступен для беседы.
Казанский кафедральный собор (Казанская пл., д. 2, ст. м. «Гостиный Двор», архитектор А. Воронихин, классицизм) получил название от находившейся там святыни — чудотворной иконы Божией Матери «Казанская». Икона считается покровительницей Петербурга и династии Романовых. Хранящийся сегодня в соборе список (оригинал был чудесно обретен в Казани в 1579 году и украден в 1904-м) привезла из Москвы в 1708 году царевна Прасковья Федоровна, вдова старшего брата Петра I царевича Иоанна. Вначале икона находилась в храме Рождества Пресвятой Богородицы, который стоял на том же месте, где сейчас стоит Казанский, и был центром общественной и религиозной жизни города.
В 1799 году император Павел I объявил конкурс на проект собора, который заменил бы обветшавший храм Рождества. Новый собор должен был соответствовать высокому статусу Петербурга как европейской столицы и по величию не уступать собору Святого Петра в Риме. Победил проект Андрея Воронихина, строительство длилось с 1801-го по 1811 год, а освящение собора стало общегородским праздником. Вскоре митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Амвросий распорядился, чтобы церковь именовалась «собором явления Казанской Божией Матери иконы». Правда, замысел Воронихина о дальнейшем развитии ансамбля собора так и не был воплощен. В дополнение к северной колоннаде он хотел построить симметричную ей южную. Тогда при взгляде сверху вместе они образовывали бы букву Х — Христос.
С 1932-го по 2000 год в соборе располагался Музей истории религии и атеизма РАН. В его запасниках хранились мощи св. блгв. Александра Невского, прп. Серафима Саровского, прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. А в толстом слое чердачного шлака, как оказалось, были укрыты мощи прп. Иосафа Белгородского. В 1956 году в Поволжье была чума, и комендант музея решил сжечь «мумию», чтобы обезопасить себя от санитарных проверок. Двое верующих рабочих, которым это было поручено, завернули тело преподобного едва ли не в штору, отнесли на чердак и спрятали в слое шлака. В 1991 году один из них, бригадир Аркадий Соколов, заболел и, предчувствуя свой конец, сказал дочери: «Пойди в епархию, скажи, что на чердаке мы закопали человека. Святого». Нетленные мощи святителя были перенесены в Преображенский собор Белгорода. В том же 1991-м возобновились богослужения. Сейчас Литургия в соборе служится ежедневно в 10.00, по воскресеньям также служат раннюю в 7.00. Исповедаться можно во время Литургии.
ВТОРОЙ ДЕНЬ можно посвятить близким нам по времени святым Петербурга: св. блж. Ксении Петербуржской и св. прав. Иоанну Кронштадтскому.
Андрей Федорович — под таким именем знали
блаженную Ксению в Петербурге XVIII века. На похороны мужа она пришла в платье покойного, окружающим же говорила, что умерла Ксения Григорьевна, а Андрей Федорович — жив и стоит сейчас перед ними. Ради спасения скоропостижно, без покаяния умершего мужа Ксения взяла на себя подвиг казаться безумною (врачи находили ее совершенно нормальной) и, продав свой дом и раздав все деньги, провела в этом подвиге 45 лет. Ксения скончалась около 1802 года, была похоронена на старейшем кладбище Петербурга — Смоленском (Камская ул., д. 24, ст. м. «Приморская»). Над могилой был насыпан холм земли, который сразу же был разобран, потому что уже тогда ее почитали как человека святой жизни. Положили каменную плиту — ее стали дробить. В третьей половине XIX века была поставлена деревянная часовня (почти за столетие до официальной канонизации в 1988 году), а в 1907-м — каменная. Сейчас в часовню постоянно стоит длинная очередь из желающих заказать молебен св. Ксении. Но приложиться к раке с мощами можно без очереди.
Со временем сформировалась и народная форма молитвы к св. Ксении: у часовни стоят люди, прислонившись лбом к стенам, и просят «Ксеньюшку» о помощи в различных житейских вопросах — размене квартиры, успехе на экзаменах, победе в суде и т. д. Люди также пишут свои просьбы на бумажках и оставляют их свернутыми в стене часовни для того, чтобы святая лучше поняла просьбу. Часовня открыта в воскресные и праздничные дни с 6.00 до 21.00, в будни с 9.00 до 20.00. Службы в храме Смоленской иконы Божией Матери рядом с часовней: в воскресные и праздничные дни в 7.00, 10.00 и 18.00, в будни — в 10.00 и 18.00. Именно этот храм тайно помогала строить сама св. блж. Ксения: по ночам она таскала на леса в своей котомке кирпичи. «Когда ты спишь, Андрей Федорович?» — спрашивали ее. «Успеем выспаться в земле», — отвечала святая.
Один из самых чтимых святых Санкт-Петербурга —
святой праведный Иоанн Кронштадтский. Его мощи находятся в храме-усыпальнице на территории основанного им Свято-Иоанновского женского монастыря (наб. Карповки, д. 45, ст. м. «Петроградская»). Усыпальница открыта ежедневно с 10.00 до 17.00 (на время службы ее закрывают). На том же подвальном этаже расположен небольшой музей отца Иоанна, где хранится его епитрахиль. От монастыря отправимся к месту служения о. Иоанна — в Кронштадт. Маршрутки отходят от ст. м. «Черная речка» каждые 5-10 минут. Дорога по живописному мосту, соединяющему остров с материком, занимает около 30 минут. После рукоположения о. Иоанна во иереи он был поставлен служить в Андреевский собор Кронштадта (впоследствии взорванный, сейчас на его месте часовня) — город административной высылки «порочных людей» (бродяг, не помнящих родства и т. п.). Здесь, в квартире на четвертом этаже дома 21 по улице Посадской, о. Иоанн прожил 53 года. Сейчас в квартире музей (открыт с 12.00 до 17.00, кроме вторника, вход свободный), в котором экскурсовод в черной юбке рассказывает о жизни о. Иоанна и показывает редкие фотографии из альбома. После революции квартира сдавалась внаем, внутреннее убранство ее было утрачено, но сейчас бывшие жильцы постепенно возвращают предметы обстановки в музей. Так, например, в прихожей можно подержать в руках стальной крючок, которым о. Иоанн затягивал шнурки на обуви, и посмотреть издалека (в комнату не пускают) на его кабинет.
Кроме молитвы о. Иоанн активно занимался тем, что сейчас называют социальной деятельностью. Упомянутые выше «порочные люди» ютились на окраинах Кронштадта в землянках и лачугах, не могли устроиться на работу, попрошайничали и пьянствовали. Сначала о. Иоанн просто раздавал им деньги, иногда возвращаясь домой без жалования, верхней одежды и сапог. Позже, когда он увидел, что это не решает проблему нищеты (за год он раздавал около миллиона рублей), он обратился к пастве с призывом собрать деньги на «Дом трудолюбия». Дом вырос в целый городок, где каждый мог заработать себе дневное пропитание и ночлег, научиться простому ремеслу, а немощные — получить пособие.
За год через Дом проходило до 25 тыс. человек. По примеру Кронштадта такие дома стали открываться по всей империи, к началу ХХ века их было более ста. Городок был закрыт в 1917 году, бывший при нем храм разорен. Сейчас на его месте (ул. Фейгина, д. 7/9) ПТУ с мемориальной доской. Популярность о. Иоанна в городе была так велика, что за ним постоянно следовала толпа. Спасаясь от нее, он обычно покидал храм через черный ход, но иногда выходил и прямо через собор. Толпа приходила в волнение, напирала и роняла его. О. Иоанн кое-как вставал, отряхивался и со словами «Слава Богу, живой» шел дальше.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ: музеи в храмах
Здания некоторые храмов Петербурга принадлежат музеям. Третий день можно провести там. Во время службы вход в музей бесплатный. Зато в иное время, когда за билет приходится отдавать по 130 рублей (студенты и многодетные — бесплатно), каждые 15-20 минут стартует бесплатная экскурсия.
Исаакиевский собор (Исаакиевская пл., д. 1). Открыт ежедневно, кроме среды, с 11.00 до 19.00, колоннада — до 18.00. Ст. м. «Гостиный Двор». Символ Петербурга, четвертый по величине собор Европы. Построен по проекту архитектора Огюста Монферрана за 40 лет и 23 млн рублей. Поднявшись по 262 ступенькам храма, можно выйти на колоннаду — площадку панорамного обзора города. Службы еженедельно: в субботу — в 16.30, в воскресенье — в 11.00.
После того как вы полюбуетесь на город с высоты, можно рассмотреть его с уровня моря, путешествуя по каналам. Катера отходят от Аничкова моста и Казанского моста каждые полчаса (или как соберется группа), билет стоит 400 рублей, продолжительность поездки — 1 час, тем, кому холодно, выдают одеяла. Помните, что вставать при подходе к мостам запрещено, потому что, как пишут в памятке для пассажиров, «мостов в Петербурге пятьсот, а голова у вас одна».
В пяти минутах ходьбы от Казанского моста стоит храм Преображения Господня, он же Спаса-на-Крови (наб. кан. Грибоедова, д. 2, ежедневно, кроме среды, с 11.00 до 19.00). Храм возведен по указу императора Александра III в 1883-1907 годах на месте убийства императора Александра II террористом «Народной воли» Гриневицким. Изнутри храм, выстроенный по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), кажется похожим на драгоценную шкатулку: вся поверхность — стены, колонны, своды — полностью покрыта ярчайшей разноцветной мозаикой из смальты — сплава стекла и краски, который не тускнеет со временем. Над эскизами, по которым была выложена эта крупнейшая в Европе мозаика (7065 кв. м) трудились более 30 художников, в т. ч. В. Васнецов и М. Нестеров. Богослужения проходят нерегулярно. Если останутся силы, то остаток дня можно провести в Русском музее, который расположен здесь же, на набережной.
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ: Вырица
В среду (это отличительная особенность Петербурга) многие музеи не работают, поэтому именно этот день можно посвятить поездке за город — прогуляться по сосновому бору, искупаться в реке Оредеж, а самое главное — попросить молитвенной помощи у преподобного Серафима Вырицкого Чудотворца (+1949). Петербуржский священник Константин Пархоменко так описывает один из случаев прозорливости старца: в санкт-петербургскую семинарию как-то приезжала делегация из Чехословакии, и там среди всех был маленький седой архиепископ. После экскурсии он рассказал, что в сороковые годы учился здесь вместе с Алексеем Ридигером, Патриархом Московским (+2008). Семинаристами они посещали известного старца, который жил на окраине Ленинграда, иеросхимонаха Серафима (Муравьева). Архиепископ, тогда еще молодой человек, тоже посетил старца и стал ему жаловаться, что не знает, надо ли возвращаться в Чехословакию, ведь на родине идет наступление на религию. Отец Серафим сказал, чтобы юноша ничего не боялся, возвращался, служил Богу, добавив: «Ты еще архиепископом будешь…» Возвратившись в семинарию, молодой человек сказал друзьям: «Какой из меня архиепископ? Я жениться хочу, у меня и невеста есть...» «Да ладно, — ответили друзья, — не обращай внимания, старец иногда что-то не то говорит, он вон, Леше Ридигеру патриаршество напророчил!»
Старец похоронен в часовне у северной стены храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице (просп. Кирова, д. 49). Электрички до ст. Вырица (садиться нужно на те, которые идут до ст. Оредеж) отправляются с Витебского вокзала (ст. м. «Пушкинская») каждые 20-40 минут. Ехать чуть больше часа. В торце здания вырицкого вокзала — недорогое кафе, где можно пообедать. От вокзала до храма идти проселочной дорогой 3 км. Дорога тихая, по обеим сторонам — красивые деревянные дачи с башенками в стиле позапрошлого века. Ходят пешком даже бабушки. (Можно добраться и на такси, рейсовые автобусы ходят редко.) Если выйти из вагона и идти прямо, то попадешь на Коммунальный проспект. В конце проспекта развилка — надо свернуть налево, на проспект Кирова, и идти по нему до храма.
Литургию в храме служат по пятницам, субботам, воскресеньям и в праздничные дни в 10.00. Акафисты св. Серафиму — в четверг, пятницу и воскресенье в 17.00. Каждый день в храме с 9.00 до 18.00 дежурит священник. Сайт храма — serafim.com.ru. Даже если вы не попали на службу, не стоит расстраиваться: в храме, где служил о. Серафим, так хорошо и спокойно, что приятно даже просто тихо посидеть на лавочке, вдыхая запах дерева.
Сохранились также оба дома, в которых в разное время жил прп. Серафим, они заняты частными владельцами, внутрь не пускают. Напротив дома старца на Пильном проспекте установлен деревянный крест с его иконой и заложен храм-часовня во имя св. прп. Серафима Вырицкого.
Кирилл МИЛОВИДОВ
Поездки по России: паломничество