Поездки по России: паломничество Само слово «монастырь» происходит из греческого языка и означает «место уединения». Отречение от всего земного и полное предание себя Богу – путь, избираемый многими святыми и подвижниками еще до прихода Спасителя на нашу Землю.
Например, пророк Илия, босой, в грубом шерстяном плаще, выйдя из пустыни, где он служил Господу, обличал царя Ахава и его нечестивую жену Иезавель за идолопоклонство. Святой Пророк и Предтеча Иоанн Креститель также оставил все и подвизался в иудейской пустыне, питаясь только диким медом и акридами (саранчой). Да и сам Христос призывал оставить все и следовать за ним. Вспомним, о чем спросил его богатый и благочестивый юноша: как стать совершенным? Раздай все нищим и следуй за мной – был ответ спасителя. Уже в первые века по Рождестве Христовом многие уверовавшие уходят в горы, пустыни и там, в посте и молитве, стяжают Дух Святый. Но настоящий расцвет монашества приходится на IV в., когда свв. Пахомий и Антоний Великий создают целые общины монашествующих. Отшельники могли переходить из одной части страны в другую, часто просто скрывались от людей, чтобы не ввергаться в искушения. Монастырь же всегда оставался на своем месте.
В монастырях постепенно накапливались духовные сокровища: мощи основателей обители и других святых; важнейшие реликвии христианского мира (например, части Животворящего Креста Господня), И, конечно, стало развиваться паломничество в монастыри: к святыням, а также для беседы с умудренными духовным опытом старцами.
С тех далеких времен почти ничего не изменилось. Разве что способ передвижения – теперь гораздо удобнее и быстрее, чем раньше, можно добраться до самых отдаленных обителей.
Впрочем, многие, как в старину, выбирают пешее паломничество в монастырь. Например, в дни памяти Святых Царственных Страстотерпцев (семьи императора Николая II), в ночь с 16 на 17 июля крестный ход идет от Храма-на-Крови в Екатеринбурге до монастыря на Ганиной яме. Деревянные срубы храмов в окружении сосен и берез как бы возвращают нас во времена святого Сергия Радонежского. Паломничество в этот монастырь – совершенно особенное. Здесь вы почувствуете грусть и боль, которыми пронизаны окрестные леса и болота, скорбь греха, повисшего как дамоклов меч над Россией в смутные времена Гражданской войны. Но после Божественной литургии эти чувства неизменно сменяются радостью присутствия Господа и мыслью о торжестве добра над злом. Как бы удивились те, кто приложил столько усилий, чтобы сокрыть следы преступления, тысячам и тысячам паломников, с молитвой идущих к стенам монастыря на Ганиной яме!
Паломничество в Серафимо-Дивеевский монастырь в Нижегородской области – пожалуй, самая желанная поездка для паломников. Каждую пятницу несколько автобусов с паломниками, в сопровождении православного экскурсовода, отправляются в эту обитель. Святой Серафим Саровский – жил в XIX, чуть более 100 лет назад. Но свет христианской любви, оставленный им, не только не угас, но ярко освещает путь всем, кто со смирением и молитвой приедет в монастырь. Источник св. Серафима Саровского, канавка Пресвятой Богородицы, мощи свв. дивеевских стариц – это неотъемлемая часть православной России, наша величайшая драгоценность.
Благословенные обители есть, разумеется, и в других странах. Отметим, например, паломничество в монастыри Метеоры (Греция), где обители возвышаются над землей на огромных скальных столпах. При этом монахи не только выполняют свои молитвенные послушания, но и высаживают на этом клочке земли цветы и деревья.
Центр Международного паломничества «Покров» ©