Самолет компании «Эль-Аль» незаметно приземлился в международном аэропорту имени Бен-Гуриона. Несколько минут и, пройдя паспортный контроль, группа паломников из Москвы, Твери и Красноярска (под предводительством батюшки – отца Дмитрия) попала в зал прилета международного аэропорта Тель-Авива. Вскоре собравшуюся группу паломников, усадив в комфортабельный автобус, везут по улицам столицы Израиля в город Вифлеем. По дороге, паломники успели заехать в древний город Эммаус (Латрун), знаменитый тем, что именно здесь Иисус появился после Воскрешения и встретился со своими учениками Лукой и Клеопой.
Добравшись до Вифлеема паломники, разместились в отеле «Холи Ленд» и отужинав, собирались в зале, вместе с батюшкой, для молитвы вечерней и исповеди. Все готовились к Божественной литургии в Храме Рождества Христова.
2. День второй. Вифлеем. Храм Рождества Христова.
Группа русских паломников, успела к 6 утра (почти первыми), спуститься под тесные своды древней пастушеской пещеры, где появился на свет Богомладенец-Христос. Представители разных Церквей служили Литургию на русском, греческом и арабском языках. Паломники приложились к Святыне – Вифлеемской звезде на месте Рождения Христа. Закопченные своды пещеры, отражали эхом каждое слово древней молитвы. Древняя базилика – единственный храм, сохранивший в Палестине с до-мусульманского периода. Сегодня она принадлежит нескольким Церквям: греческой, армянской и католической. Покинув Грот, паломники приложились и к чудотворной иконе Божьей Матери – Одигитрии. (Путеводительницы). Икона была выполнена русскими иконописцами и принесена в дар Храму Рождества Христова императрицей Елизаветой, после её исцеления от тяжелой болезни. Это не единственный дар русских православных монархов храму: и Александр III, и Николай II жертвовали сюда колокола и паникадила.
Поднявшись по узкой кривой лесенке на один пролет, паломники попали в небольшой двор, где расположен вход в Пещеру убиенных младенцев. Здесь покоятся мощи убитых по приказу царя Ирода невинных младенцев. Святые останки первых мучеников за Христа лежат, сегодня, на территории одного из многочисленных захоронений Храма Рождества. И напоминают Паломникам о хитрости и коварстве библейского Ирода, уничтожившего 14000 младенце мужского пола до двух лет от роду, в страхе перед предсказанным Волхвами воцарением Царя Иудейского. В дальнем конце Пещеры Паломники смогли увидеть самый древний из сохранившихся в Вифлееме престолов: катакомбную Церковь IV века.
Поставив свечки и подав записки о Здравии и об Упокоении в правом – греческом – приделе Храма, паломники пожертвовали (кто, сколько смог) на реставрацию и ремонт Храма Рождества Христова. Сегодня необходимо истратить 15 миллионов долларов на ремонт деревянной крыши Храма. Влага уже уничтожила множество бесценных фресок и мозаик на его своде. Кроме того, есть опасность того, что прогнившие балки могут обрушиться.
Покинув пределы Храма Рождества Христова, паломники «Покрова» посетили пещеру Святого блаженного Иеронима.и «Молочную пещеру» - место остановки Святого Семейства по пути в Египет. Здесь, Божья Матерь, собираясь кормить младенца Христа, нечаянно разбрызгала капли своего молока. Попав на темный камень пещеры, оно чудодейственным образом окрасило своды и стены в белесый цвет. Теперь верующие почитают светлые камни пещеры чудодейственными: они могут помочь при трудностях с молокам кормящим матерям.
Всего несколько минут езды от Вифлеема, и автобус с паломниками оказался в местечке Бейт-Сахур. В переводе с арабского это название означает – «Поле пастырей». На семи квадратных километрах сегодня здесь живет почти 13000 человек. Одна пятая часть которых – мусульмане, остальные – христиане. И это не удивительно. Ведь для верующих это одно из самых важных мест Паломничества: именно здесь, спустившийся с неба к пастухам Ангел Господень, объявил миру о рождении Спасителя.
«В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было». (Лук.2:8-20)
Кстати, в русской православной традиции, место над пещерой, где отдыхали пастухи в ночь перед Рождеством, а сегодня возведен Храм (во имя святого Георгия Победоносца), называется не – «Поле пастырей», а мягче и ближе для уха нашего паломника – «Поле пастушков». Сегодня, там, покоится прах пастырей и кости христианских мучеников, убиенных персами в 614 году.
Неподалеку от «Поля пастушков» паломники Центра «Покров» вновь прикоснулись к ветхозаветной истории: здесь находится вифлеемское поле, где прошли детство и юность царя Давида-Псалмопевца и он был помазан на царство пророком Самуилом. (Изображения Давида-псалмопевца с арфой в руках веками украшали книжные миниатюры - иллюстрации к Ветхому Завету и Псалтыри, а также каменную резьбу и витражи соборов).
Здесь же, на Вифлеемском поле, произошла библейская встреча Руфи с Возом.
И сказала Руфь моавитянка Ноемини: пойду я на поле и буду подбирать колосья по следам того, у кого найду благоволение. Она сказала ей: пойди, дочь моя. Она пошла, и пришла, и подбирала в поле колосья позади жнецов. И случилось, что та часть поля принадлежала Воозу, который из племени Елимелехова. И вот, Вооз пришёл из Вифлеема и сказал жнецам: Господь с вами! Они сказали ему: да благословит тебя Господь! И сказал Вооз слуге своему, приставленному к жнецам: чья это молодая женщина? Слуга, приставленный к жнецам, отвечал и сказал: эта молодая женщина - моавитянка, пришедшая с Ноеминью с полей Моавитских; она сказала: «буду я подбирать и собирать между снопами позади жнецов»; и пришла, и находится здесь с самого утра доселе; мало бывает она дома. И сказал Вооз Руфи: послушай, дочь моя, не ходи подбирать на другом поле и не переходи отсюда, но будь здесь с моими служанками; пусть в глазах твоих будет то поле, где они жнут, и ходи за ними; вот, я приказал слугам моим не трогать тебя; когда захочешь пить, иди к сосудам и пей, откуда черпают слуги мои. Она пала на лицо своё и поклонилась до земли и сказала ему: чем снискала я в глазах твоих милость, что ты принимаешь меня, хотя я и чужеземка? Вооз отвечал и сказал ей: мне сказано всё. что сделала ты для свекрови своей по смерти мужа твоего, что ты оставила твоего отца и твою мать и твою родину и пришла к народу, которого ты не знала вчера и третьего дня; да воздаст Господь за это дело твоё, и да будет тебе полная награда от Господа Бога Израилева. к Которому ты пришла, чтоб успокоиться под Его крылами! Она сказала: да буду я в милости пред очами твоими, господин мой! Ты утешил меня и говорил по сердцу рабы твоей, между тем как я не стою ни одной из рабынь твоих. (Руфи 2:2-13)
Следующей остановкой на пути группы паломников Центра «Покров» стал Монастырь Преподобного Феодосия Великого.
Преподобный Феодосий Великий жил в V - VI вв. и был основоположником общежительных монастырей. Стремясь к отшельнической жизни, святой Феодосий поселился в Палестине в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться Родившемуся Спасителю мира. В ней он прожил 30 лет в великом воздержании и непрестанной молитве.
Преподобный Феодосий был необыкновенно милостив. Однажды, когда в Палестине случился голод и к монастырю собралось множество людей, преподобный приказал всех пустить в ограду. Ученики смутились, зная, что монастырь не имеет возможности насытить всех пришедших. Но когда вошли в хлебопекарню, то увидели, что она, по молитвам аввы, наполнена хлебами. И такое чудо повторялось всякий раз, когда преподобный Феодосий хотел помочь бедствующим.
Преподобный Феодосий при жизни совершал много исцелений и других чудес, приходя на помощь бедствующим. Однажды он молитвой погубил саранчу, опустошавшую поля в Палестине: по его предстательству воины сохранялись от гибели, спасались погибающие в кораблекрушениях и заблудившиеся в пустынях.
При жизни Феодосия в Лавре собиралось до 800 иноков. Сегодня в монастыре живет всего несколько человек, которые крайне нуждаются в помощи и поддержке паломников. Группа Центра «Покров» посетила Пещеру где останавливались Волхвы на пути к Христу и, где сегодня поятся мощи преподобного Феодосия.
Покинув стены монастыря преподобного Феодосия паломники «Покрова», перенеслись (на комфортабельном автобусе) в библейский город Хеврон, старейший город праотцев Авраама, Исаака и Иакова, столица царства Давида. Сегодня здесь живет 120 000 палестинцев и 800 израильтян. Именно здесь, считает Ветхий Завет, был создан первый человек Земли - Адам. В этих местах и сегодня встречается почва темно-красного цвета.
По изгнанию из Рая прародители, согласно преданию, жили в одной пещере в окрестностях Хеврона. "Маарат-ха-Махпела" - "Двойная пещера" (или Пещера Патриархов) – одна из важнейших святынь для иудеев, христиан и мусульман, где похоронены прародители: Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Лия.
В Библии многократно указывается, что Хеврон прежде назывался Кирьят-Арба и Мамре. Впервые Мамре упоминается в самом начале Библии (Быт. 13:18) как место, где поселился Авраам и где он сделал жертвенник Богу. Названию Мамре постоянно сопутствует упоминание дубравы – священной рощи, расположенной, приблизительно в двух милях севернее Хеврона, и одного из дубов этой дубравы, около которого Авраам встретился с тремя ангелами, возвестившими столетнему старцу о рождении сына. Здесь же впоследствии родился Исаак. В Библии не говорится о каком-то определённом дубе, но свидетельства о нем появляются уже в I веке от Рождества Христова. Иосиф Флавий называет его Огигесом (то есть великаном). Во время Флавия считалось, что этот дуб стоит от сотворения мира. Древнейшее христианское предание свидетельствует об уважении, которым окружали хевронский дуб иудеи, христиане, мусульмане и язычники. Именно сюда, к Мамврийскому дубу, расположенному в дубраве на участке русского православного монастыря Пресвятой Троицы и приехала группа паломников «Покрова».
Дуб Мамврийский – по-арабски синдиан – принадлежал к особой палестинской породе. Он представлял собой древнее и крупное дерево. О его возрасте свидетельствовали и внушительный обхват ствола, и высота. Этот дуб, несомненно, был самым старым из всех палестинских деревьев. Главный ствол его имел у земли в окружности 7 метров. Затем ствол разделялся на три массивные ветви, как бы символизируя или напоминая о том, что своей величавой сенью он некогда дал приют от полуденного зноя Трем Ангелам, гостеприимно встреченных здесь Авраамом. Листья этого дуба мелкие и продолговатые с зубчиками по краям. Верхний лиственный навес обнимал пространство около 95 шагов в окружности и давал очень густую тень. Есть поверье, что конец света не наступит до тех пор, пока жив Мамврийский дуб. Несколько лет назад Господь послал чудо: от корня засохшего великана пророс маленький росток. Его высота сейчас около 20 см, ствол этого ростка тоже расходится на три отдельных ствола, как бы являя собой непрекращающееся свидетельство о Святой Троице.
Мамврийский дуб, как и весь участок монастыря Пресвятой Троицы, сегодня охраняет араб-привратник, получивший эту должность в наследство от своего отца и готовящийся передать ее своему сыну (всего же у него 20 детей – 18 дочерей и 2 сына). Паломники «Покрова» не только купили несколько желудей опавших с Мамврийского дуба, но и приобрели несколько фотографий стража монастыря в молодости.
И, наконец, завершая путь второго дня на Святой Земле, Паломники «Покрова» оказались в небольшом селении Бейт Джала, где находится Церковь Вифлеемской митрополии, освященная в честь Святителя Николая.
В 305 году монахи из Анатолии (Малая Азия) пришли в Бейт Джала и основали здесь монастырь с несколькими пещерами и зданиями. По преданию, когда святитель Николай паломником прибыл в Святую Землю, с 312 по 315 год он жил в одной из этих пещер. В Иерусалимском Патриархате до сих пор хранится текст, написанный его рукой. Церковь святого Николая в Бейт Джала построена на месте его пещеры. Основная часть прихожан этого храма – православные арабы. Массовое паломничество в храм святителя Николая — это яркий момент в период Рождественского поста, накануне дня памяти свт. Николая.
День третий. Вифлеем-Вифания-Иерихон-Гора Искушений-река Иордан-Эйн-Карем-Иерусалим.
Прекрасно выспавшиеся в отеле “Holy Land Bethlehem” паломники «Покрова», приехав на комфортабельном экскурсионном автобусе, оказались у подножия горы, где расположен древний поселок Вифания. Сегодня, это не только богатое храмами и другими достопримечательностями предместье Иерусалима, но и, постине, знаковое для каждого паломника место. Здесь, в окружении церквей и садов, находятся склеп, где произошло Воскрешение Святого Праведника Лазаря Четверодневного и православная Церковь на месте дома сестер Лазаря – Марфы и Марии, уверовавших во Христа, еще до его Воскрешения.
Сестры праведного Лазаря Четверодневного жили в селении Вифании.
Вифания же была близ Иерусалима стадиях в пятнадцати (Ин. 11, 18).
Все трое очень любили Иисуса и часто приглашали Его к себе. В Евангелии говорится что, в продолжение пути пришел Он (Господь) в одно селение, здесь женщина, именем Марфа приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10, 38-42).
Когда Лазарь заболел, то сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря (Ин. 11, 3, 5).
Через четыре дня по смерти Лазаря Господь пришел в Вифанию. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему, Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. Сказав это, она пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему. Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат Мой (Ин. 11, 20-29, 32).
Видя глубокую веру сестер и любя Лазаря, Господь воскресил его из мертвых.
Вход в Гробницу Лазаря, сегодня пробит со стороны улицы, чтобы обогнуть построенную, по соседству, мечеть. Но каждый паломник «Покрова», несмотря возраст, смог спустится под землю и, буквально – согнувшись в три погибели, оказаться на месте где лежало тело Лазаря, до того как его воскресил Спаситель.
Вифания, называемая теперь Эль-Азариех, представляет небольшое мусульманское селение, состоящее из нескольких хижин, на склоне одного из холмов, и местность, окружающая оную, неровная и скалистая. Путешественникам обыкновенно показывают здесь место гробницы Лазаря и развалины дома, где жил он со своими сестрами. Гроб Лазаря по своему устройству походит вообще на древние иудейские гробницы. Он высечен в скале; вход в оный — 3,5 фута в высоту и около 2 фут. в ширину. По 27 ступеням сходят в небольшую темную пещеру, в которой находятся 4 ниши для погребения умерших. Внутри пещеры некогда была церковь, от которой доныне сохранился один только бедный престол, сделанный из камня, которым, как полагают, был прежде завален вход в пещеру. Милосердное участие, которое всегда принимал Господь в судьбе вифанского семейства, благочестие оного, великое чудо воскрешения Лазаря, здесь совершенное, без сомнения, известны всем читавшим трогательное евангельское повествование о воскрешении Лазаря – Евангелие от Ин. гл. XI.
Спустившись всего на несколько десятков метров ниже по улице, группа Центра Международного Паломничества «Покров», оказалась у дверей православного Храма Марфы и Марии. Темно-синие ворота гостеприимно распахнулись и впустили паломников внутрь. Когда-то именно на этом месте находился дом сестер Лазаря. Сегодня главной святыней Храма является находящийся справа от алтаря, под небольшим престолом, камень, на котором сидел Спаситель, беседуя с Марией и Марфой; здесь, также, находится чудотворная икона Божьей Матери. И, как поведали паломникам монахини, от обители в Вербную субботу совершается большой крестный ход к гробнице праведника Лазаря.
Спустившись к автобусу, Паломники отправились к следующему пункту назначения, мимо Колодца Доброго Самаритянина, в самый древний город мира – Иерихон.
Один законник встал и, искушая Иисуса, сказал:
— Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему:
— В законе что написано? Как читаешь?
Он сказал в ответ:
— Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему:
— Правильно ты отвечал. Так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу:
— А кто мой ближний?
На это сказал Иисус:
— Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал:
— Оказавший ему милость.
Тогда Иисус сказал ему:
— Иди, и ты поступай так же. (Лук.10:25-37)
Иерихон – один из древнейших непрерывно населенных городов мира, ему более 10000 лет. К тому же, он расположен на высоте 260 метров … ниже уровня моря. И таким образом, он еще и считается самым низко расположенным городом в мире. По праву, носит этот город и название – «Библейского». По ветхозаветному преданию, пали некогда очень прочные стены древнего города от звука «иерихонских труб». Не оставил своим внимание Иерихон и Новый Завет. По евангельскому преданию, мытарь Закхей, (в современном понимании налоговый инспектор), взимал налоги в пользу римских поработителей Иудейского государства, да еще и с лихвой, что никак не вязалось с его именем, которое переводится как «милость, благость». Человек, неправедно наживший богатство, презираемый, низкого роста, он не надеялся пробиться через толпу к Спасителю, поэтому и залез на дерево в надежде, что сможет хотя бы издали увидеть Учителя, совершающего чудеса. Каково же было удивление грешного мытаря и возмущение толпы, когда Иисус не только остановился под смоковницей и обратился к Закхею, но и выразил желание прийти в его дом. Это событие перевернуло сознание Закхея, он открыл свое сердце Христу и покаялся за свою жизнь. Встав из-за стола, за которым возлежали по-восточному обычаю гости, он обратился во всеуслышание ко Христу: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». В ответ Господь произнес: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». После этой встречи Закхей никогда не расставался с Христом, а уже после Воскресения Христа и его Вознесения бывший мытарь был рукоположен апостолами в сан епископа и посвятил всю свою жизнь служению Спасителю.
Сегодня символом возможности подняться над толпой, загораживающей Господа, возможности духовного и нравственного очищения для любого грешника выступает живой свидетель тех событий — смоковница, на которую залез мытарь Закхей и которая до сих пор сохранилась на историческом участке Императорского Православного Палестинского Общества.
Покинув древний Иерихон, паломники международного Центра «Покров», отправились к следующей точке на карте Святой Земли. На этот раз, чтобы попасть на библейскую гору Сорокадневного Искушения Христа, паломникам пришлось пересесть в кабинки фуникулера, перенесшие их прямо над цветущей Иерихонской долиной, на вершину гору Каранталь.
Здесь у входа в православный монастырь Искушения, произошло маленькое чудо. Полчаса группа паломников, пыталась привлечь стуком в дверь внимание глуховатого привратника грека. И, только, вознеся молитву, удалось отворить вход в древний пещерный храм. Пройдя вдоль анфилады келий, паломники вошли в старинную церковь. Здесь, поднявшись по узкой лестнице мимо правого придела, верующие смогли приложиться к камню, на котором молился Спаситель во время своего сорокадневного Поста, искушаемый Падшим Ангелом.
Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. (Лк.4,1-11)
Ночь уже спускалась на склоны горы Каранталь, когда Паломники, вновь, «пролетев» над Иерихонской долиной в кабинках фуникулера, оказались у подножия горы Искушений. Впереди были вечерняя молитва и ужин в уютном отеле. Но путь автобуса с Паломниками пролегал еще мимо одного библейского места - места Крещения на реке Иордан, принятое Церковью как место Крещения Иисуса. Здесь, в месте известном в Библии как – Бейт Маавар, три с половиной тысячи лет тому назад народ Израиля, под предводительством Иисуса Навина, вброд переходит через реку Иордан, чтобы вступить на Землю Обетованную после Сорокалетних скитаний по пустыне.
День четвертый: Вифлеем-Лидда-Яффо-Ар Мегидо-Назарет-Тверия
Вновь ранний подъем, и паломники покидают гостеприимный кров отеля «Холи Ленд» и отправляются в долгое путешествие по стране на ставшим уже привычным «доме на колесах» экскурсионном автобусе. Путь лежал прямо в библейский Назарет, город Иисуса Назареянина. Мимо - Лидды, Яффы и по долине – Ар Мегидо, где согласно древнему пророчеству случится Армагеддон.
Но по порядку. Солнце только окрасило божественным светом центральную площадь городка Лида, когда группа Паломников оказалась перед входом в православный Храм великомученика Георгия Победоносца. Именно здесь, в небольшом селении, в двадцати километрах от Телль-Авива, прошли детство и отрочество Георгия.
Он был сыном богатых и благородных родителей, исповедовавших христианскую веру. Юноша отличался храбростью, силой духа и тела. В 20 лет он стал приближенным императора Диоклетиана, который даже и не подозревал какой веры его новый воевода. После громкого признания при императоре, всех воинах и народе в своей христианской вере, его предали заточению и страшным пыткам. Однако молодой воин мужественно их переживал. Однажды свершилось чудо, когда оставленный в кипящей извести на три дня, Георгий остался цел и невредим. Жена императора, Александра, под влиянием проповеди Георгия уверовала во Христа. После этого император решил предать смерти своего воеводу. Весенним днем погиб под мечом славный воин Господень.
После мученической смерти в г. Никомидия в 303 г, останки великомученика. Георгия были перенесены в его родной город и отданы его матери. Во имя великомученика в IV в. и был построен храм, где хранились его мощи. Удивительно, но храм пережил войны и нашествия. Он не раз разрушался в ХІ и в XV веках, но вновь и вновь возрождался среди древнего города. Паломники международного Центра «Покров» смогли спуститься в крипту храма. Здесь, на кенотаф (памятник над могилой) служители храма возливают масло, которым Паломники смогли помазывать себя и взять с собой как святыню.
Часть мощей святого Георгия находится в серебряном ковчежце в центральном приделе слева от царских врат и выносится верующим для поклонения. При входе, в Храме, возле одной из колонн справа от центрального придела, Паломники смогли приложиться к почитаемым верующими «святым узам» - железным кандалам с цепью, которыми, по преданию, Святой Георгий был скован в темнице. Сейчас древняя святыня находится под стеклом – одна из наручных оков, несколько лет тому назад, была сломана голыми руками верующей в молитвенном экстазе.
Покинув древнюю родину великомученика Георгия, группа паломников оказалась в городе Яффо (сегодня пригород Тель-Авива). Когда-то, рассказывал по дороге в микрофон радионаушников (которыми снабдили каждого из паломников) гид Михаил (для группы, просто – Миша) Фрейкман, это был порт, в котором, впервые на Святую Землю ступала нога каждого прибывшего сюда паломника. «Представьте себе, это был не кондиционированный автобус, вроде того в котором мы едем сейчас, - живописал недавнюю историю Миша, - а корабль, к которому подплывала лодка, с двумя биндюжниками. Один из них сидел на веслах, а второй принимал багаж паломника и его самого спускаемых с борта судна на обычном канате. И не каждый паломник, - добавлял Миша, выдержав актерскую паузу, - даже при не сильном волнении, сразу попадал в лодку, а не оказывался в волнах».
Считается, что именно здесь, в Яффе, Ной построил свой ковчег, где-то, здесь, Персей освободил Андромеду и, отсюда, отправился в путь пророк Иона. Так же, здесь, было явлено видение апостолу Петру и воскрешена праведная Тавифа.
Святая праведная Тавифа была примером добродетели и милосердия. Она шила одежду и своими руками зарабатывала себе на пропитание, а также "творила милостыню": шила для бедных сирот и вдовиц. Ее очень любили и уважали. Когда женщина тяжело заболела, люди узнав, что рядом с землями Иоппии проповедует святой апостол Петр, попросили о помощи. Но гонцы с убедительной просьбой опоздали. Когда апостол пришел в Иоппию, праведная Тавифа была уже мертва. Он зашел в комнату, где лежало бездыханное тело Тавифы, увидел как велика скорбь любивших ее - вдовицы, все бедные женщины, которым помогала умершая, окружили апостола и плакали, показывая ему рубашки и платья, которые она шила для них. Тогда, преклонив колени, первоверховный апостол сотворил горячую молитву ко Господу. Затем подошел к одру умершей и воззвал: "Тавифа, встань!" Она поднялась совершенно здоровой (Деян. 9, 36).
Во времена Спасителя город Яффа был процветающим городом со смешанным населением. Здесь некоторое время жил в доме кожевника Симона святой апостол Петр. Здесь же апостолу Петру было видение: «…сходящий к нему некоторый сосуд… В нем находились всякие четвероногие земные… И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь» (Деян., 10:11-13)
На участке русской православной Церкви, в Яффском саду у Храма Святого апостола Петра и праведной Тавифы, группа паломников Центра «Покров» сделала следующую остановку.
В 1868 году архимандрит Антонин приобрел в окрестностях Яффы участок земли, имевший название «Дарбатейн Тавифа» (Два переулка Тавифы). Это место было известно русским паломникам как место дома праведной Тавифы, воскрешенной Святым Апостолом Петром. На территории подворья сохранилась погребальная пещера семьи праведной Тавифы с византийской мозаикой. На этой территории и было основано Подворье Русской Духовной Миссии "Праведной Тавифы" в Яффе. Церковь во имя святого апостола Петра и праведной Тавифы была заложена архимандритом Антонином (Капустиным) только через 3 года после послания прошения на постройку - 6 октября 1888 года в присутствии великих князей Сергея и Павла Александровичей и великой княгини Елизаветы Федоровны.
Каждый из паломников спустился в древний храм и смог приложиться к иконам на месте чудесного Воскрешения Тавифы апостолом Петром.
Следующей остановкой паломников, стал город, третий по значимости после Иерусалима и Вифлеема, священный христианский город Назарет. Здесь, согласно Евангелию, совершилось Благовещение и прошли детство и юность Иисуса Христа. Но прежде чем попасть в Назарет, автобус с паломниками пересек еще одно библейское место – долину Ар Мегиддо – место последней битвы, когда цари всей земли будут собраны на войну, которая произойдет в великий день Всемогущего Бога, упоминаемое в книге Откровения (Апокалипсис) Святого Апостола Иоанна Богослова.
Это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон. (Откр.16:14—16)
И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. (Откр.19:19)
И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. … На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих». (Откр.19:11—12,16)
Соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, (1 Тимофею.6:14—15)
И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю. (Откр.11:18)
И вот, наконец - Назарет: грот Благовещения, над которым построен крупнейший на Ближнем Востоке католический Храм Благовещения, живописная православная церковь Архангела Гавриила и Святого источника над источником Девы Марии, а также многие другие христианские церкви.
Благовещением называют весть, данную Архангелом Гавриилом Деве Марии о том, что она избрана принести в мир Иисуса Христа. В канонических Евангелиях это событие описывается только в Евангелии от Луки, да и то очень скупо. Архангел Гавриил, сойдя в дом Марии, приветствовал Ее словами:
"Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами". Мария смутилась от его слов, и Гавриил продолжал: " не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его". Испуганная Мария только спросила: " Как будет это, когда Я мужа не знаю?" Ангел сказал Ей в ответ: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим… " И Мария ответила: "се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк 1:28-38).
И свершилось чудо! Божья воля в сплаве с чистотой и верой Марии произвели в Ее теле новую плоть, плоть Сына Божьего. Мария, эта 14-летняя девочка, совершила великий подвиг самоотречения и веры, без раздумий принесла в жертву все - свою честь, жизнь, самую себя, ничего не требуя взамен, не прося и не ожидая никакой награды, ибо служение Богу само по себе награда.
Вместе с толпами паломников и туристов, группа «Покрова» вошла в приделы католического Храма Благовещения Богородицы. Чтобы прикоснуться к таинству обретения Благой Вести, каждый паломник, отстояв очередь, смог подойти к самому Гроту, где когда-то произошло Чудо.
Церковь Благовещения Богородицы построена на месте Дома Богородицы и Плотника Иосифа. На этом месте существовала византийская церковь, развалины которой были найдены при археологических раскопках, проводившихся францисканскими монахами. Первая византийская церковь была разрушена персами. В двенадцатом веке крестоносцы построили на месте разрушенной церкви новую, большую прежней. На территории огромной Католической Церкви, построенной в 1960 г., сохранились находки византийского периода и эпохи крестоносцев.
В живописном дворе храма в ожидании тех паломников, что еще не покинули приделов грота Благовещения, группа «Покрова» рассматривала многочисленные изображения Девы Марии, на выполненных из плитки иконах, размещенных на внутренней стороне стены, огораживающий участок Церкви Благовещения. Каждая из этих икон была подарена Храму одной из стран. Например, Греция создала во внутреннем дворе Церкви Благовещения, прекрасную мозаичную копию чудотворной иконы Владимирской Божьей Матери, к которой смогли приложиться все желающие.
Пройдя всего несколько десятков метров, по шумной восточной улице, мимо многочисленных сувенирных магазинчиков и кафе, паломники спустились к источнику Девы Марии. Над источником Богородицы в средневековье был возведен греческий храм в честь Архангела Гавриила.
В настоящее время церковь находится в глубине площади одного из самых шумных мест Нижнего арабского города – базара. Но, войдя в довольно просторный двор, паломники Центра «Покров» оказались, как бы, в другом мире, вдали от повседневной суеты. Перед ними возник строгий и простой в архитектурном решении фасад храма, над которым возвышается колокольня. Через небольшой притвор вход вел в базилику. Напротив него, в глубине церкви, в крипте, находилась пещера с источником, к которому вели шесть ступеней. В облицованной мрамором каменной нише на полу находилось небольшое отверстие, окаймленное серебром и закрываемое серебряной крышкой с изображением Благовещения. Серебряным черпаком на цепочке достают воду, теперь каждая ее капля - святыня. Над источником находится каменный престол с чудотворной иконой Благовещения русского происхождения. Её прекрасный иконостас был подарен в 1767 г. греческим купцом, оставшимся неизвестным. Примечательно, что обычно служба в церкви ведётся на греческом и арабском языках. Церковь Архангела Гавриила считается основным храмом православной арабской общины, насчитывающей около 18 тысяч верующих. Прикоснувшись к Святому Источнику, каждый Паломник смог набрать унести капли священной воды. В очереди к Источнику, а затем и в самом Храме, Паломники, как и в Храме Благовещения Богородицы, столкнулись с верующими самых разных конфессий и стран. Каждый из них молился на своем языке, под сводами Православной Церкви.
Следующей остановкой Паломнического тура «Покрова» по пути из Назарета в Тверию, стала библейская – Кана Галилейская. Именно здесь Иисус совершил своей первое Чудо, превратив на свадьбе воду в вино.
«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.» (Ин 2:1-11)
Построенный здесь Храм католики называют - Храм свадьбы Господа (или - Церковью Первого Чудотворения Спасителя на брачном пиру) и считают, что брак, заключенный здесь, самый счастливый и надежный. Группа русских паломников, дождавшись перерыва в католическом богослужении, смогла пройти внутрь того самого дома, где произошло Чудо Претворения и, спустившись в подвал, увидеть древний водоносу. Каменная чаша, по-прежнему, находится на том же самом месте, где когда-то в нее наливали воду, превратившуюся прикосновением Спасителя в вино.
Рядом с католическим храмом паломники смогли увидеть православную греческую церковь Георгия Победоносца, построенную на деньги Императорского православного палестинского общества России. В Кане есть и греко-католическая церковь Святого апостола Варфоломея, ученика Иисуса, который был отсюда родом. На тесной улице, ведущей к храму, паломники смогли посетить и магазинчик, торгующий превосходным «Свадебным Вином из Канны Галилейской», а так же настоящими греческими иконами. На этом, долгий день Паломников закончился – автобус остановился у дверей отеля «Эден» в городе Тверия.
День пятый. Тверия-гора Фавор-река Иордан-Капернаум-Иерусалим
И снова – в путь. Вместе, с только что вставшим солнцем, группа паломников Центра «Покров», оказалась у подножия древней библейской горы Фавор. Именно здесь Иисус получил Божественное Откровение, встретившись с ветхозаветными пророками Моисеем и Илией.
«После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошёл Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Пётр же и бывшие с Ним отягчены были сном, но пробудившись увидели славу Его, и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Пётр Иисусу: Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. Когда был глас сей остался Иисус один. И они умолчали и никому не говорили в те дни о том, что видели» (Лк. 9:28-36).
Вершина горы Фавор постоянно служила укреплённым местом. Во время Иудейской войны в укреплении этой горы против императора Веспасиана принял участие Иосиф Флавий, который тогда определил высоту горы в 10 стадий, то есть около 1600 м. Святая Елена воздвигла на горе Фавор храм. В VIII веке здесь был монастырь с церковью. Долгое время на развалинах храма греческий епископ ежегодно совершал литургию, а иноки из Назарета совершали здесь литургию в день Преображения. В 1854 году, Иринарх, выходец из Молдавии, после бывшего ему видения поселился на горе Фавор. Он обнаружил здесь остатки древней византийской базилики, построенной Св. Еленой, и начал восстанавливать храм и монастырь Преображения Господня. Архимандрит Иринарх умер в 1859 г. в возрасте 96 лет и был похоронен на горе Фавор. Храм Преображения Господня был достроен на средства российских жертвователей и освящён 6 августа 1862 года.
Сейчас, на вершине горы Фавор, находится православный монастырь Преображения Господня. Попасть в него можно, сев в небольшие микроавтобусы, снующие по горному «серпантину» от подножия до вершины. Монахи монастыря тепло встретили паломников. После службы в Церкви, когда паломники смогли приложиться к Чудотворной акафистной иконе Божьей Матери, (которую ошибочно называют «Неувядаемый цвет»), всех угостили ароматным кофе и традиционными местными пирожками из слоеного теста с белым сыром. После таких впечатлений, обратный головокружительный спуск по горной «спирали» показался даже людям в «возрасте», обычной детской «горкой».
Отъехав от горы Фавор атобус паломниками «Покрова» направился к реке Иордан, чтобы все желающие смогли набрать Святой воды и совершить омовение в священных водах. Отец Дмитрий, прочитав молитву, совершил обряд омовения вместе со всеми паломниками.
В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. (Матф.3:1-6)
Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его.
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Матф.3:13-17)
Обновленные Паломники в белых рубахах, выйдя на берег Иордана, так же как и паломники из других стран, совершавших обряд омовения в купальнях по соседству. Уже через несколько минут, любой желающий мог купить видео-запись своего «погружения» в священные воды у специальной службы, постоянно записывающей паломников и монтирующей, прямо здесь же, короткие фильмы. Здесь же, в магазине при входе, все кто не взял с собой бутылочек для Святой воды, смогли купить и их, и другие сувениры. Увезти с собой воду из священной реки смог каждый паломник.
Вот как, как подробно описывает Иордан Игумен Даниил: «Иордан-река течет быстро, берега с той стороны крутые вначале, а затем идут пологие. Вода в реке очень мутная, но вкусная, и не насытишься, когда пьешь эту воду. С нее не бывает болезней и пакостей в животе человека». Свидетельством необыкновенной экологической чистоты воды в заводях для купания в Иордане, стали и многочисленные нутрии (водяные крысы), картинно переплывавшие с одного берега реки на другой под щелканье затворов фотоаппаратов многочисленных туристов и паломников.
Тема животных в Библии и на Святой Земле, неожиданно продолжилась и на следующей остановке паломников Центра «Покров» - в храме Умножения Хлебов и Рыб, где на древних мозаиках ранних христиан можно увидеть не только Библейских Рыб, но и весь животный мир древнего Израиля. Сам Храм, построен на месте, где Иисус насытил много тысяч человек, пятью хлебами и двумя рыбами.
Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословили, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. (Матфей 14:17)
У входа, в восстановленный после многочисленных разрушений Храм, паломники смогли отдохнуть под сенью цветущих деревьев, на берегу искусственного пруда, полного разноцветных рыб. Рядом покоился памятный камень, с изображением короба с пятью хлебами и двумя рыбами - символикой ранних христиан. Здесь же, можно было увидеть и купель в виде креста, найденную на месте древних раскопок. Войдя в Храм, каждый паломник смог поставить свечку перед иконой Богородицы и помолиться перед Ней.
Еще несколько минут путешествия на автобусе по дороге в древний Капернаум и паломники, оказались в Греческом монастыре Двенадцати Апостолов. Будучи построенным, в 1980-х годах на части территории евангельского Капернаума, Храм выполнен в традиции церквей островной Греции, состоящий из кубов и куполов в виде полусфер. Однако, в отличие от собственно Греции, где купола всегда красят в синий цвет, здесь они оказались красными. Это превратило небольшую церковь в яркую цветовую доминанту панорамы.
На территории монастыря паломников встретила царящая здесь атмосфера патриархального поместья с полу-запущенным, но по-южному богатым, садом с курами, гусями, павлинам и невероятно добрыми собаками. Все это обширное хозяйство содержит единственный монах, брат Иринарх из греческой Македонии. Ворота гостеприимного монастыря открыты почти всегда.
«Можно ли считать случайным, что Иисус избрал именно двенадцать апостолов?» - спросил кто-то у гида. Несомненно - нет, Он видел в них своего рода родоначальников Общины Нового Завета, подобно тому, как древний Израиль вел происхождение от двенадцати патриархов. Христос говорит о престолах, на которых воссядут двенадцать Его учеников "судить", то есть возглавлять. Знаменательно, что после измены Иуды апостолы сочли необходимым выбрать на его место другого, чтобы сохранить число двенадцать. Здесь, в Капернауме, Господь любил уединяться, здесь звучали его проповеди, здесь происходили чудеса: исцеление расслабленного, исцеление тещи апостола Петра.
Монастыри и храмы начали строить на берегу озера Кинерета, в местах, где жил и проповедовал Иисус, в IV веке. В первой половине VIII века, во время землетрясения, Капернаум, процветающий по тем временам и имеющий большую христианскую общину, был полностью разрушен.
В конце XIX века Греческая патриархия купила участок земли на руинах Капернаума для постройки монастыря. Храм 12 апостолов был построен в начале 20-го века, в 1920 году. С тех пор, с небольшими перерывами, Храм является действующим.
Еще несколько минут, и группа Паломников Центра «Покров» подъехала к одному из самых известных Евангельских мест – бухте Апостола Петра, где, когда-то, два простых брата-рыбака, Петр и Андрей, увидели Спасителя. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я вас сделаю ловцами человеков» (Мф.4:19).
Сейчас, на берегу бухты Гениссаретского озера, где произошло Чудо с рыбным уловом, возведена Церковь бенедектинцев. Построена эта маленькая и очень красивая церковь в 1930 году из черных базальтовых блоков, опирающихся на древние колонны, частично стоящие прямо в воде. Эти колонны со ступенями, или, так называемые "Троны Апостолов" были установлены еще ранними христианами в четвертом веке.
Несколько древних валунов на берегу напоминают о встрече воскресшего после смерти Иисуса с Апостолами. Здесь же произошло чудо с рыбным уловом. Как известно, после неудачной ловли, Петр, с другими рыбаками, по велению Иисуса вновь закинул сеть с правой стороны лодки, и
«Выташил сеть, полную больших рыб, числом сто пятьдесят три, и сеть не порвалась». (Иоанн 21: 1-11). «А после ужина Иисус возвел Апостола Петра в сан Первосвященника» (Иоанн 21: 12-1?).
По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух. Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.
Покинув бухту Святого Петра, группа Центра «Покров» всего через несколько минут оказалась в другой части побережья Генисаретского озера. Здесь, в рыбном ресторане паломники смогли вкусить рыбу Святого Петра (или рыба-пастор). Такую, же, как ели тысячи лет тому назад рыбаки и Петр, и Андрей, и многие другие. День клонился к закату. Впереди паломников ждал Иерусалим и номер в комфортабельном отеле «Националь».
День шестой. Иерусалим. Эйн-Карем - Нагорный монастырь - Масличная гора - «Стопочка» - Гефсимания - Город Давида.
Иерусалим встретил паломников городской суетой. Однако, и здесь, особенно в Старом городе, паломники, смогли обрести покой в уединенных уголках монастырей, храмов и древних святых местах.
Первым пунктом назначения паломников, в этот день, стал Горненский Русский женский монастырь, расположенный на западной окраине Иерусалима, в районе Эйн-Карем. По Евангелию здесь, в Граде Иудове, родился Святой Иоанн Предтеча. Сюда приезжает, получив Благую Весть, Богоматерь (к своей родственнице Елисавете) и три месяца пребывает в ее доме.
С трудом пробравшись через чересполосицу дорожных знаков на территории Иерусалимского госпиталя (перегородившего подъезд к территории православного монастыря), автобус с паломниками припарковался у входа в Святую Обитель.
Основание Горненского монастыря, как и большинства других мест Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, связано с именем архимандрита Антонина (Капустина). Участок с двумя домами и садом был куплен в 1871 г. у драгомана французского консульства в Иерусалиме Ханны Джильяда за 55.000 франков. Отец Антонин называет это место «Горний град Иудов» - сокращенно «Горний или Горнее». Архитектурный проект Капустин разработал сам. Церковь была построена в очень короткий срок – всего за два строительных сезона (1880-1881).
И строительство, и последующее освящение храма сталкивались с определенными трудностями из-за трений между отцом Антонином как с францисканцами, владеющими прилегающим участком, так и с Иерусалимской патриархией. Наконец, все трудности остались позади и 14 февраля 1883 г. церковь была торжественно освящена во имя Казанской иконы Божией Матери.
В 1910 г., при начальнике Русской Духовной Миссии отце Леониде (Сенцове), в монастыре был заложен более вместительный храм во имя Троицы Живоначальной. Однако строительство затянулось почти на 100 лет из-за начавшейся в 1914 г. Первой мировой войны. С 1914 по 1918 года по требованию турецких властей вместе с другими членами Русской Духовной Миссии сестры были вынуждены выехать в Александрию в Египет. Те из сестер, кто остался в монастыре, терпели трудности и лишения, но поддерживали порядок в монастыре. В недостроенном виде собор простоял почти 90 лет. Лишь в 1997 г., когда отмечалось 150-летие Русской Духовной Миссии, монастырь посетил патриарх Алексий II, и было получено благословение на достройку храма. К настоящему времени строительные работы практически завершены. Храм был освящен во имя Всех Святых в Земле Российской просиявших.
Покинув гостеприимные стены Горненского монастыря, паломники Центра «Покров» оказались, сначала, на вершине горы Елеон (Масличной горы), а затем, мимо греческой православной Церкви «Малая Галилея», подъехали к Елеонскому Спасо-Вознесенскому русскому монастырю и месту Вознесения Господня – «Стопочке».
Участок, на котором расположен православный женский монастырь, был приобретен в 1870 г. начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме все тем же архимандритом Антонином (Капустиным). Как и в других подобных сделках, собственность записывалась на подставных лиц из «турецко-поданных». Большая помощь отцу Антонину была и в этом случае оказана его многолетним сподвижником из местных православных Якубом Халаби. Изначально отец Антонин лелеял надежду выкупить и само место Вознесения, где в византийские времена располагалась базилика, затем, в период владычества крестоносцев, – купольная церковь, а ныне – небольшая часовня. Этой надежде не суждено было сбыться – часовня Вознесения («Стопочка») осталась в частном владении одной хамулы (клана) арабов-мусульман. Однако приобретенный участок оказался на удалении всего в сто-двести метров от «Стопочки». Площадь участка – 54 дунама (около 54 тыс. кв.м.). Сразу по приобретении участка отец Атонин предпринял шаги по его озеленению. Именно при рытье ям для посадки кипарисов и были обнаружены впервые мозаики и захоронения византийского периода.
24 марта 1894 г. отец Антонин умер. Он завещал похоронить себя в Вознесенском соборе в южном крыле. Однако, скальная порода, залегающая, там прямо, под полом, не позволила это сделать и могила отца Антонина находится в северной части здания.
Паломники Центра «Покров» смогли сначала подойти к могиле отца Антонина. А затем помолиться в Часовне Первого и Второго Обретения Честной Главы Иоанна Предтечи, возведенной на месте, где по преданию, была сокрыта отсеченная голова Иоанна Крестителя.
Священное Писание повествует, что в день своего рождения Ирод устроил пир, на который пригласил вельмож, старейшин и начальствующих лиц. Дочь Иродиады Соломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность за это царь поклялся девице дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Соломия по совету своей матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Из-за преступных и злых замыслов Иродиады, за смелые и бесстрашные обличения беззаконных деяний Ирода, святой Иоанн был усечен мечом в темнице по приказу правителя и закончил свою земную жизнь мученически. Благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла честную главу Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние.
Спаситель, говоря о пророке Иоанне Предтече, украсил его такими великими похвалами, каких не удостаивался никакой человек. «Истинно говорю вам, – сказал Господь окружавшему Его народу, – из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11)
Покинув монастырь и «Стопочку» гору, паломники «Покрова» отправились в центральную часть Елеонской горы: к месту, где остановился Иисус Христос перед входом в Иерусалим.
Итак, Иисус уже был отвергнут в Назарете, Коразиме и Капернауме, и, предвидя дальнейшие события, остановившись на Елеонской горе прямо напротив Храма, не удержался от слёз, думая о судьбе Иерусалима:
«И когда приблизился к городу, то смотря на него, заплакал о нём. И сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду; и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего». (Лк. 19:41-44).
Сейчас, здесь возведена римско-католическая церковь – Доминус Флевит.
Спустившись на несколько десятков шагов вниз, к подножию горы, паломники Центра «Покров» оказались перед зелеными воротами участка Русской Духовной Миссии, где находится Храм Святой Марии Магдалины в Гефсимании. Ворота гостеприимно распахнулись (несмотря на то, что в этот день здесь не было часов приема гостей и туристов) и паломники оказались в благоухающем саду.
Русский храм Марии Магдалины — находится в ведении Русской Православной Зарубежной Церкви. Представляет собой изящный пятиглавый храм в русском стиле (архитектор Д.И. Гримм). Освящен в 1888 г., в год 900-летия Крещения Руси. Построен императором Александром III в память о своей матери Марии Александровне. В храме — иконостас белого мрамора с черной бронзой, а также иконы кисти академика В.П. Верещагина и чудотворный образ Богоматери Одигитрии XVI в. Живописец Сергей Иванов написал для храма холсты со сценами из жизни св. Марии Магдалины (самый большой, над иконостасом, представляет Марию, протягивающую пасхальное яйцо римскому императору Тиверию). Кроме того, в этом храме находятся гробницы преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее келейницы инокини Варвары, умученных большевиками в Алапаевске в 1918 г. Их мощи были перевезены в Иерусалим в 1920 г. Гробницы белого мрамора расположены справа и слева от алтаря. Слева перед алтарем икона св. Марии Магдалины с частицей ее мощей. Справа — чудотворная икона Пресвятой Богородицы Одигитрии (Путеводительницы), привезенная из Ливана. Сам монастырь основан в 30-е годы XX в. двумя сестрами шотландками, принявшими православие. Они же основали Вифанскую школу для девочек. Монастырь располагается вокруг церкви. На территории монастыря сохранились ступени, по которым шел Христос во время Входа в Иерусалим. Также есть камень, на который, по преданию, Богоматерь уронила Свой пояс для уверения апостола Фомы в Своем вознесении на Небо. На террасе чуть повыше установлена икона в честь этого события. Паломники «Покрова» смогли приложиться и к этой иконе и к иконам и Святым мощам Храма Марии Магдалины.
Покинув православный храм, Паломники спустились еще на несколько десятков шагов вниз к подножию Елеонской горы и оказались перед следующей «страничкой» Библейской истории – в Гефсиманском саду.
Здесь находится и место отдохновения Иисуса Христа, приходившего сюда из шумного и опасного Иерусалима, и место Его сокровенных бесед с учениками, и место Его уединенных молитв, и, наконец, место Его тяжелого борения, мольбы к Богу-Отцу пронести Чашу страданий мимо Него – мольбы, вслед за которой здесь же, в Гефсиманском саду, последовали предательский поцелуй Иуды и арест.
Камень Моления о Чаше, на котором, по преданию молился Иисус об избавлении от страданий, находится внутри базилики Агонии, а сам Гефсиманский сад в наши дни символизируют находящиеся подле нее восемь очень древних олив, упоминаемые уже паломниками XV века. Их точный возраст не установлен. Однако, по уверению гида «Покрова» Михаила, такие деревья могут (прорастая внутри себя) «воспроизводиться» по сути дела – тысячелетиями. И, в каком-то смысле, их можно назвать – «ровесниками» Христа.
Покинув Гефсиманский сад, группа Паломников «Покрова» спустилась к самому подножию Елеонского холма, в Кедронскую долину, и оказалась перед входом в Гробницу Божьей Матери, величайшей христианской святыни, гробницы в скале; где апостолами была погребена Пресвятая Богородица. По широкой каменной лестнице из 48 ступеней, паломники спустились под землю, в Церковь, имеющую форму креста. Здесь находится мраморная кувуклия (небольшая часовня) с гробом Богородицы. Войдя в кувуклию через западный вход, паломники смогли приложиться к святыне и покинуть ее через вход северный. Здесь, с внешней стороны, верующие могли прикоснуться, непосредственно, к стенке Гроба Богородицы, не закрытой у земли защитным саркофагом из стекла.
Сразу же за кувуклией, у чудотворной Иерусалимской иконы Божьей Матери русского письма отец Дмитрий и паломники Центра «Покров» совершили молитву.
Покинув Елеонскую гору, по долине Кедрона, пройдя мимо православной Церкви Святого Стефана у Львиных ворот Старого города (построенной Византийской Императрицей Евдокией на месте побивания камнями великомученика Стефана), паломники «Покрова», оказались в самой древней части Иерусалима – городе Давида. Здесь и завершился маршрут Паломников в этот день в Иерусалиме.
День седьмой. Иерусалим - Львиные ворота - Крестный путь - Александровское подворье - Храм Воскресения - Храм (Гроба Господня).
Самый важный, кульминационный день Паломничества на Святую землю, группа Центра «Покров» начала с пешего хода по Старому городу. Пройдя через ворота Милосердия – Золотые ворота, Паломники оказались в Вифезде (Доме Милосердия), у «Овчей купели», где Христос исцелил расслабленного (парализованного).
После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов; в них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды; ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь быть здоров? Больной отвечал ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.
Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. (Иоанн, гл.5, 1-6)
Выйдя из ворот Вифезды и пройдя всего несколько шагов, паломники оказались у входа в православный Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Он построен на месте, где находился дом родителей Пресвятой Богородицы в Иерусалиме – праведных Иоакима и Анны. Спустившись в находящуюся под Храмом пещеру, паломники оказались в подземной Церкви, на месте рождения Богоматери и вознесли молитву.
Выйдя на шумную улицу Старого Города, Паломники, прошли весь Крестный Путь Спасителя, по Виа Долорезе, молясь на каждой из двенадцати «остановок» Христа.
Последнее место Крестного Пути перед Голгофой, по удивительному стечению обстоятельств, находится на русском участке и принадлежит русской Церкви; место это чрезвычайно важно, хотя значение его и не признается католиками. Именно здесь, на Александровском подворье, в личные покоях семьи Романовых в Иерусалиме и паломники «Покрова» сделали последнюю остановку на Крестном пути.
Участок, находящийся в непосредственной близости от Храма Гроба Господня, был приобретен Россией в 1859 году для постройки на нём здания консульства. При расчистке участка под строительство были обнаружены остатки древней стены, а затем и отдельно стоящей арки. Археологи определили форму ворот в стене. Это сразу вошло в систему христианских святынь Иерусалима, как «порог Судных врат», через которые Иисус Христос покинул город, следуя к Голгофе. Судными эти Врата назывались потому, что перед ними приговоренному в последний раз зачитывался приговор; после этого он уже не подлежал обжалованию. Таким образом, был найден еще один подлинный камень, по которому ступала нога Христа, непосредственно перед восшествием на Голгофу.
Вблизи порога Судных Врат был найден участок стены с узким, расширяющимся кверху отверстием, достаточным, чтобы человек мог пройти, согнувшись. Этот проход использовался для прохода в город в ночное время, когда городские ворота запирались. Из-за своей формы эта калитка носила название «игольное ушко», она упоминается Спасителем в известной притче:
«Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». (Лук.18:25)
Впереди, паломников «Покрова» ждал Храм Воскресения – Храм Гроба Господня, построенный, на месте Голгофы, где по христианской традиции был распят, погребён и воскрес в третий день Иисус Христос.
Храм Гроба Господня расположен в Христианском квартале Старого города Иерусалима. Этот Храм считается главной святыней, а с IV в. основным местом паломничества христиан всего мира. Храм служит штаб-квартирой Иерусалимской православной церкви, хотя в храмовом комплексе служат различные христианские конфессии в соответствии со сложной процедурой, остающейся неизменной в течение веков. Испокон веков в Храме Гроба Господня ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня.
Приложившись и помолясь у Святой Голгофы, Камня Миропомазания и пройдя через другие Святыни Храма, паломники подошли к Кувуклии – месту Гроба Господня. Всего, через, несколько часов, ночью, они снова вернутся сюда, вместе с отцом Дмитрием, чтобы отслужить Божественную Литургию.
Но до этого, паломников ждет Всенощная в Троицком соборе Русской Духовной Миссии. Поистине, прав был отец Дмитрий, повторявший каждый день: «Паломник служит ногами».
День восьмой. Иерусалим-Москва
Позади остались древние святыни Святой Земли. И, сидя в кресле самолета, каждый из паломников, посетивший Землю Обетованную вместе с Центром международного паломничества «Покров», мог спросить себя: что изменилось за эту неделю в Мире и во мне самом.