Паломнические туры в Иерусалим: программы История возникновения монастыря Креста уходит вглубь мировой истории, восходит к истокам Ветхого Завета, неразрывно связана с зарождения веры в Единого Творца. Рассказ о том, как произросло Древо Крестное, связан именами ветхозаветных праведников - праотца Авраама его племянника Лота.
Авраам был человеком праведной жизни. Хотя и родился в семье, где отец занимался изготовлением идолов, получая за это средства к существованию. Жили они в Уре Халдейском среди идолопоклонников и язычников. В своей семье и среди своих соплеменников Авраам отличался благочестием, которого никто не понимал. Об Аврааме рассказывают, что он был рожден тайно, в пещере, и пробыл там тринадцать лет. Когда же вышел из нее, то, увидев солнечный свет и само солнце, готов был преклониться перед его величием. Но день сменила ночь, а Луна сменила Солнце на небосклоне. И опять Авраам был поражен красотою звездного неба. Тогда-то и подумал Авраам, что не могут светила самостоятельно двигаться, должен быть Кто-то, Который приводит их в движение, заставляет вращаться вокруг Земли. Ему пришла в голову мысль о существовании Творца, которому и подвластны Небо и Земля, звезды и светила. Получалось то, что все боги, которым поклонялись члены его семьи, являлись идолами. С этим новым чувством, не желая делится ни с кем своим открытием до времени, Авраам прожил до 60 лет.
Время шло, Авраам пытался отвратить соплеменников от язычества, кроме него самого и его жены Сарры, никто не исповедовали веру в Единого Бога, продолжая поклоняться идолам. Однажды, когда Авраам понял, что тщетно отвращать соплеменников от идолослужения, и, возгоревшись ревностью по Богу, он решил тайно сжечь идольский храм. Когда храм запылал, вся родня выбежала спасать находящихся там идолов. Самым ревностным был дядя Авраама - Аран - он погиб, получив сильные ожоги. Рассказывают, что халдеи сильно разгневались за это на Авраама и ввергли его в огонь, из которого Авраам вышел невредимым. Его отец Фара, видя совершившееся чудо, уверовал, познав истинного Бога и отвергнув идолов.
По велению Бога Авраам должен был выйти «из земли сей», то есть из Ура Халдейского, в землю Ханаанскую. Отец же его, Фара, не дошел до Земли Обетованной за грех изготовления идолов. Он умер в Харране. Похоронив отца, семья двинулась в путь, в Землю Обетованную. Дойдя до земли Ханнанской, Авраам там и поселился. Впоследствии эту землю стали называть Иудеей и Палестиной.
Через какое-то время здесь начался голод, и Авраам, забрав семью, вынужден был уйти в Египет. По возвращении из Египта, Авраам предложил Лоту разделиться. Ведь семьи у них были весьма большими, много было крупного и мелкого скота, много шатров, и решили они разойтись… « и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга. Авраам стал жить в земле Ханаанской». Господь же был с Авраамом на протяжении всего земного пути и обещал ему и потомству его, которое будет, «как песок земной» всю широту и долготу земли той, навсегда. «Авраам поселился у дубравы Мамвре, что в Хевроне, и создал там жертвенник Господу». В дубраве Мамвре и явилась в гости к праведнику Пресвятая Троица.
Хананеи – жители этих мест, не возлюбили Авраама, за, что он был человек праведный. Они заметили, что Авраам отличался страннолюбием. Он не садился вкушать трапезу в одиночестве, всегда ждал гостей, чтобы с ними разделить обед. Так и до посещения Святой Троицы Авраам не дотрагивался до пищи в течение двух недель.
«И явился ему Господь у дубравы Мамвре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидел, он побежал навстречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, и сказал - «Владыко! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего, и принесут немного воды, и омоют ноги ваши, и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши, потом пойдете (в путь свой), так как вы идете мимо раба вашего».
Вот как продолжает рассказ об этом Библия дальше. «Они сказали - сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал ей «поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду и взял теленка нежного и хорошего и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. И сказали ему - где Сарра, жена твоя? Он отвечал - здесь, в шатре. И сказал Один из Них – Я опять буду у тебя в это же время (в следующем году), и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушал у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары, в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренне рассмеялась, сказав, мне ли, когда состарилась, иметь сие утешение?». Ведь ей было уже 90 лет, а Аврааму 100.
Сарра же не призналась, что рассмеялась. Но Один из Них сказал - «нет, ты рассмеялась». И объявила Себя Святая Троица, сказав, что Они – ангелы Божии, один из Которых послан, чтобы объявить им о рождении сына, а Двое других, для уничтожения содомлян. Так и сын родившейся будет назван Ицках.
Когда же сын родился, Сарра сказал - «смех сделал мне Бог, кто ни услышит обо мне, рассмеется».
Для этого-то и приходил Сам Бог в шатер Аврамов.
«И сказал Господь - утаю ли от Авраама, что хочу делать! От Авраама произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли» Так обещал Господь Аврааму.
«Вопль Содомский и Гоморрский велик он, и грех их, тяжел он весьма, сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них..» Так говорит Господь Аврааму о нечестии городов Содома и Гоморры. Авраама же праведный, зная, что в этом городе живет его племянник Лот и его семья, дерзнул спорить с Богом о возмездии и попытался выторговать жизнь для живущих в земле той. Он сказал, что не должно губить честных людей с нечестивцами. И когда начали отделять честных от нечестивцев, оказалось, что лишь семья Лота живет праведно, что только четыре человека из всего города почитают Бога.
Лот в благочестии и гостеприимстве подражал своему дяди Аврааму. Он радушно принял юношей и поклонился Им до земли. Предоставил им ночлег, предложил умыть ноги и отдохнуть до утра. Испек лепешки и угостил их. Городские жители, видя прекрасных юношей-чужестранцев, которые зашли в дом к Лоту, стали требовать, чтобы он выдал Их. « Мы познаем их», - говорили они. Но Лот взамен предложил своих дочерей. Рассердившись, горожане сказали, что поступят с Лотом хуже, нежели с Ними. За что и были поражены слепотой.
А наутро, когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота. Он должен был покинуть Содом со всей семьей, ведь город подлежал уничтожению. Ангелы, взяв его и его жену за руку, вывели их и поставили вне города, дав заповедь не оглядываться назад. «Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столбом».
А город был сожжен за беззакония. «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа».
Авраам, который встал рано утром, увидел, что от городов Содома и Гоморры «дым поднимается с земли».
Думая, что, оставшись одними во всей Вселенной, дочери Лота сильно испугались. Думая, что не осталось на земле человека, от которого можно было бы продолжить племя, сестры сговорились и решили «войти к отцу своему». В одну ночь вошла старшая, в другую ночь – младшая. Сделали они это, предварительно напоив отца вином. «И сделались обе дочери беременны от отца своего». И произошли два великих племени, одно из которых стало называться Моавитяне, а другое – Аммонитяне.
Когда же Лот осознал свой грех, он в покаянии пришел к своему дяде Аврааму, с просьбой о возможности искупить грех. Авраам назначил ему епитимию. Как рассказывает предание, Авраам воткнул в землю три посоха, которые оставили ему Три Путника и велел Лоту поливать их, принося воду из Иордана. Авраам сказал, что если три посоха срастутся в дерево, это будет означать, что грех прощен.
Неся епитимию, Лот каждый день проделывал около тридцати километров до реки и обратно, чтобы поливать эти насаждения. История рассказывает, что бес являлся ему то в виде замученного осла, то в виде жаждущего путника, то в виде усталой женщины, и выпивал всю воду, предназначенную для поливки. Лот был вынужден ходить на Иордан по нескольку раз в день. Так прошло несколько лет. Однажды посохи срослись в единый ствол, образовав дерево бес снова искусил Лота, и, притворившись путником, изнемогающим от жажды, выпил воду, предназначенную для поливки уже зеленеющего деревца. Лот пришел в ужас и в отчаянии взмолился к Богу, не дать погибнуть ростку. Явился ему Ангел и утешил его, сказав, что милосердный поступок Лота угоден Богу, ведь неизвестно было ему, что это был за путник, откуда он. Ангел продолжал говорить, что росток не погибнет, но из него произрастет Древо, которым будут искуплены грехи не только Лота, но и всех верующих.
Вот названия деревьев, которые составили единое целое - кипарис, кедр и певг. (как предполагает Дмитрий Ростовский – певг – это финиковая пальма.).
Существует еще одно предание, которое пересказывает святитель Дмитрий Ростовский. Случилось, что заболел Адам смертельной болезнью и решил он послать сына своего Сифа к раю, к ангелу, хранящему рай, чтобы попросить у него исцеления. По велению Божию, ангел дал Сифу зернышко от того дерева, от которого когда-то вкусил Адам. Когда Сиф вернулся, отец уже умер. Сиф посадил зернышко на могиле отца. От этого зернышка произросли три леторасли - кедр, кипарис и финиковая пальма.
Они срослись в одно дерево. По чудесному Божьему повелению, это дерево росло до времени строительства храма царем Соломоном. Но по размерам не подошло для строительства, то было слишком велико, то слишком коротко. Так и осталось в сенях, забытое, до времени. Его использовали в качестве скамейки или лежанки. Когда же приехала в гости к царю Соломону царица Савская, « едина от древних пророчиц, сивилл глаголемых», увидев это древо, прорекла духом - «на том Древе имать Бог, в естество человеческое оболченный, умтери». Так рассказывает святитель Дмитрий Ростовский. Царь Соломон, испугавшись, велел Древо закопать глубоко в землю около Овчей купели, где омывали жертвенных животных перед тем, как принести их в Храм. Со временем вода размыла землю, и Древо оказалось в самой купели, покрытое илом, который Ангел Господень раз в год спускался и смывал. Вода от этого приобрела целебную силу. Иоанн Богослов так пишет - «Ангел Господень на всяко лето схождаше в купель и возмущаше воду, иже первее влязаше по возмущении воды, здрав бываше, яцем же недугом одержим бываше.» Так, вода в купели стала целительна. И привлекала в себе больных. Дом Благодеяния или Вифезда – так стали называться эти Овечьи пруды. Здесь же Христос исцелил расслабленного.
Когда же пришло время крестных страданий, Древо вытащили. И вот из этого мокрого, тяжелого, никому не нужного дерева, сделали Крест, на котором и распяли Господа.
На месте произрастания Древа Крестного и был основан монастырь. Место, где расположен монастырь называется Долина Креста или долиной Рехавии.
Христианские паломники рассказывают, что монастырь был основан в византийский период. Что строила его сама царица Елена. Потом монастырь был подарен грузинскому царю Мириану, обращенному в христианство. Это происходило в 3-4 веках. Существует версия, что монастырь был построен другим грузинским царем Вахтангом Горг-Асаломом в 5 веке. Грузины были христианами с ранних времен. По преданию, они приняли христианство от апостолов Андрея и Симеона Кананита, а царская династия считала свое происхождение от самого царя Давида. Тем не менее, в определенный период развития истории грузинская церковь имела свое представительство на Святой Земле.
Автор: Ирина Миркина