Что такое кашрут
Сегодня проблемы правильного питания становятся крайне актуальными, создаются целый научно-исследовательские институты, тратятся колоссальные денежные инвестиции на то, чтобы разработать правила, позволяющие человеку правильно, рационально, полезно и вкусно питаться, сохраняя при этом максимально возможное качество жизни. Однако многое из того, что врачи и ученые рекомендуют сейчас, уже тысячи лет практикуется в еврейской кулинарной традиции, именуемой «Кашрут». Например, в тексте Торы Земля Израиля- описывается как: «Земля пшеницы и ржи, винограда, фиников и гранатов; земля оливкового масла и меда». На сегодняшний день специалисты считают данные продукты основными составляющими здорового питания.
Однако главными составляющими кашрута является не процесс приготовления диетической пищи и не сами традиционные кулинарные рецепты. Тора, основная книга еврейской традиции, напоминает нам: «Не хлебом единым жив человек». Именно поэтому, еврейская кухня и еврейская еда имеют, прежде всего, «духовную составляющую». То, что исходит из печи, остывает на противнях, дожидается нас в тарелках — должно быть кошерно. Однако большинство людей даже не представляет себе, что значит кошерное питание.
В тексте Торы приведено 613 заповедей, строго регламентирующих практически все основные стороны еврейской жизни, и около пятидесяти из них (около 8 процентов) касаются вопросов питания т.е. кашрута.
Слово «кошер» переводится с иврита как «подходящий» и может быть применимо к чему угодно. Кошерно — то, что соответствует правилам приличия и подчиняется закону.
Философия кашрута
Учение хасидизма, основанное на мистическом учении рабби Ицхака Лурии, раскрывает тайну влияния кошерной пищи на сознание человека. В процессе употребления кошерной пищи тело получает питательные вещества, а душа — Божественную «искру», находящуюся в природе пищи. Эти «искры» происходят от источника более высокого в духовном содержании, чем человеческое сознание. Таким образом, кошерная еда передает еврею духовное, интеллектуальное и эмоциональное богатство. И наоборот, некошерная еда притягивает человека к духовно «нищему» источнику,
Кошерная пища бывает трех видов — мясная,молочная и парве
Мясная. Требования к крупному рогатому скоту следующие: раздвоенные копыта и жевание «жвачки». Таким образом, кошерны: овцы, коровы, олени и т.д. Мясо животных, которые не отвечают этим требованиям, называется трефным (ивритское слово, определяющее некошерные продукты). К трефным животным относятся лошади, ослы, верблюды и, естественно, свиньи.
Большинство домашних птиц кошерны, то есть мясо индюшек, кур, голубей, гусей, уток, лебедей и каплунов можно смело употреблять в пищу. Мясо диких птиц — трефное.
Только того, что животное или птица просто находится в «белом» списке — недостаточно. Животные должны быть убиты определенным способом. Этот способ называется шхита. Сама процедура шхиты заключается в том, чтобы причинить наименьшее страдание животному. Для этого берется очень острый нож без малейших шероховатостей или неровностей на поверхности лезвия, нож мгновенно перерезает трахею, определенные нервы, артерии и вены животного. При таком способе умерщвления животное мгновенно теряет сознание и не испытывает никаких страданий. Человек, совершающий ритуальное умерщвление животных, то есть шхиту, именуется Шойхет. Обычно шойхет имеет специальное образование, однако кроме этого, он должен быть богобоязненным евреем. Только тот, кто осознает святость жизни, имеет право готовить животное к потреблению его человеком.
В связи с тем, что Тора запрещает употребление в пищу любого вида крови, мясо перед употреблением необходимо вымачивать и просаливать.
Молоко и молочные продукты.
Тора разрешает употреблять в пищу молоко только кошерных животных. Согласно еврейским законам, за дойкой коровы и приготовлением молочных продуктов должен наблюдать специальный человек — «машгиах» — доверенное лицо раввина. Поэтому на всех молочных продуктах должен стоять знак кашерности.
Согласно закону Торы, мясные и молочные продукты должны готовиться и даже храниться отдельно друг от друга. Для приготовления мясной и молочной пищи должна быть отдельная посуда. Тем более их ни в коем случае нельзя смешивать в еде.
Более того, после употребления в пищу мясных продуктов необходимо подождать 6 часов, перед тем как преступить к еде молочных блюд. Перерыв после употребления молочной пищи до мясной составляет всего 30 минут. Исключение составляют твердые сорта сыров, после которых тоже ждут 6 часов, чтобы есть мясное.
Нейтральная пища— «парве».
Пища, в состав которой не входит ни мясо, ни молоко, называется «парве» (нейтральной). Такую пищу можно подавать с мясом и с молоком, можно готовить ее в мясной и молочной посуде, добавлять в мясо и молоко. Однако если нейтральная пища была приготовлена в мясной посуде, пусть даже чисто вымытой, ее следует есть только на мясных тарелках мясными приборами (точно также и с едой «парве», приготовленной в молочной посуде).
В зависимости от предъявляемых требований к паревным продуктам их можно разделить на четыре вида: рыба, яйца, хлеб, вино и другая растительная пища.
Кошерная рыба должна иметь одновременно и плавники, и чешую. Вот список тех рыб, которых вы уверенно можете подавать на стол: макрель, тунец, карп, сардины, анчоусы, палтус, морской окунь, сельдь, пузанка, корюшка, лежень, форель, треска и пикша. Такие привычные для нас продукты, как креветки и крабовые палочки являются запрещенными продуктами. В «черный» список даров моря входят: черепахи, эскалопы, крабы, лягушки, креветки, омары, устрицы, улитки, осьминог, раки и т.п.
Хлеб, как и любая другая выпечка, считается кошерным, в том случае, если его выпекал еврей,
и от теста была отделена «хала» — небольшой кусочек теста (около 30 г), который затем сжигают. В больших пекарнях достаточно, чтобы еврей только наблюдал за выпечкой и включал огонь в печи.
Яйца перед употреблением следует проверять на наличие кровяных пятен. В случае их отсутствия яйца можно спокойно употреблять в пищу. Существует обычай одновременно варить три яйца. Для варки яиц рекомендуется иметь отдельную кастрюлю.
В соответствии с еврейским законом все напитки, сделанные из свежего или сушеного винограда, как безалкогольные, так и содержащие алкоголь — считаются вином. Вино должно быть приготовлено только евреями с соблюдением различных мер «кошерной» предосторожности.
Несмотря на то, что вся растительная пища (овощи, фрукты, крупы и т.п.) автоматически считается кошерной, все же ее следует проверять, не просочились ли в нее какие-нибудь насекомые. Поэтому большинство видов растительной пищи следует проверять и убедиться, что червяков и насекомых там нет.
Традиции и заповеди, касающиеся принятия пищи
«Вот стол, стоящий пред Господом» Йехез кель, 41:22.
« Каждый, .кто пользуется этим миром без благословения, — словно грабит Всевышнего и весь Израиль*, Брахот, 35.
Иудаизм отвергает аскетизм и запрещает поститься без необходимости. Наоборот, он придает чрезвычайную важность правильному, регулярному питанию и в особенности необходимости есть утром.
Даже назир, человек, давший обет воздержания от вина, по истечении срока своего обета обязан был принести в Храме искупительную жертву. Поскольку вино было дано человеку для того, чтобы веселить сердце человеческое, то дав обет быть назиром, человек добровольно отвергает милость Бога. Именно за это и приносится искупительная жертва.
Правоверный еврей обязан приложить все усилия, чтобы избежать того, что может повредить его здоровью, поскольку Тора повелевает:
«И очень берегите себя ради души вашей» — это краеугольный камень Галахи, повеление, оказывающее влияние на все сферы нашей жизни. Пикуах нефеш, спасение жизни еврея — устранение тени опасности для жизни еврея — отменяет все запреты и повеления Торы; включая законы субботы и Йом-Кипура.
Принятие пищи — это ритуал, позволяющий удовлетворить потребности тела и душе достигнуть полноценной духовной жизни. Истинный еврей относится к еде, питью, сну и прочим потребностям своего тела как к обязанностям, которые налагает на него Галаха. В правильном отношении к пище есть нечто от самого высокого служения Творцу, исполнения долга хранить тот образ, который Он даровал человеку.
Именно поэтому пророк называет наш стол «жертвенником» — еда на нем является действом, олицетворяющим храмовое служение Всевышнему, принесение жертвоприношений.
Из книги "Еврейская мудрость..." автор Гольдман С.В.