Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 
Программа паломничества к островам Греции

ПАЛОМНИЧЕСТВО К ОСТРОВАМ ГРЕЦИИ

По материалам книги «На перекрестках вечности» издательства «Лепта».

      При словах «острова Греции» каждый вспомнит об уделе Богородицы — Святой горе Афон, о Крите, о Родосе. Но есть в Средиземноморье и другие земли, таящие настоящие сокровища для туриста и православного паломника. Наш путь лежит на Додеканисские острова. По крайней мере три великие цивилизации оставили здесь свой след. Эллины, римляне, христиане возделывали эту землю, выращивали оливковые рощи и виноградники. Первые христиане строили базилики и церкви, преображали языческие святилища в христианские храмы, освящая острова своей молитвой.

ОСТРОВ КОС
     В Эгейском море, в центре Додеканиса находится остров Кос. Туристам обычно в первую очередь рассказывают о том, что этот остров подарил миру отца медицины Гиппократа. Но мало кто знает, что христианская история Коса неразрывно связана с историей другого острова Додеканиса — Патмоса. Впрочем, все по порядку.

     Первые обитатели Коса — пеласгийцы и карийцы — населяли остров около 3000 лет назад. Затем здесь появились минойцы, а позже микенцы (поздний бронзовый век). В «Илиаде» Гомер упоминает об участии жителей острова в осаде Трои. В VII-VI веках до н. э.

     Имя Гиппократа прочно вписано в историю Коса. Именно здесь он сформулировал свою знаменитую клятву, ставшую для врачей кодексом профессиональной чести. В IV веке до н. э. на острове находилась одна из первых лечебниц древности — Асклепион, святилище бога-врачевателя Асклепия, в котором врачевали ученики и последователи Гиппократа.

     Во время эллинистической эпохи остров Кос переживает настоящий расцвет, активно развивается торговля вином, оливковым маслом и шелком, строятся языческие храмы. В романский период Кос остается важным морским торговым перекрестком. В византийскую эпоху на остров приходят рыцари ордена Святого Иоанна. В 1523 году его захватывают турки, которые удерживают Кос вплоть до 1912 года, когда их сменяют итальянцы. После окончания Второй мировой войны Кос переходит к англичанам и только в 1948 году присоединяется к Греции благодаря вмешательству СССР — Сталин во время переговоров с Черчиллем настоял на этом.

    Площадь острова 290 кв. километров. В античные времена его население доходило до 100 тыс. жителей, сегодня здесь живет всего около 12 тыс. человек. Чтобы как-то стимулировать людей не покидать острова, правительство Греции платит субсидии всем островным жителям.

     На полпути к вершине горы Дикео — самой высокой точке острова Кос, на высоте около четырехсот метров над уровнем моря, лежит небольшая деревушка Зия. В XVII веке, спасаясь от набегов морских пиратов, жители острова ушли в горы. Сегодня деревня Зия насчитывает около сотни жителей, которые по-прежнему, как и сотни лет назад, заняты земледелием и разведением скота. Только в этой небольшой деревушке производится знаменитый на весь мир козий сыр, маринованный в красном вине, который пользуется невероятной популярностью у туристов. Чуть выше деревни расположена небольшая церковь, посвященная Панагии — образу Божией Матери «Всецарица». В греческой иконографии «Панагией» могут называться самые разные Богородичные иконы. Чаще всего Панагия соответствует нашей Одигитрии — Путеводительнице, где Богородица держит на одной руке младенца Христа со свитком в руке, а другой указует на него. Храм расписан великолепными фресками работы XVIII века.

     Поклонившись святыне и начав спуск вниз, в деревню, невольно останавливаешься, пораженный ее живописностью. Традиционные для Греции одно- и двухэтажные домики, выкрашенные в белый цвет, синие ставни и двери — все это создает непередаваемое ощущение легкости и праздничности.


ОСТРОВ ПАТМОС

     Патмос — небольшой гористый островок в северной части архипелага, который греки называют островом Апокалипсиса — здесь находится древняя пещера, где апостол Иоанн написал самую таинственную книгу Нового Завета. Мы знаем об этом из свидетельства его ученика Прохора и из текста самого Откровения. Апостол Иоанн пробыл на острове всего 16 месяцев, проповедуя Евангелие, так что жители Патмоса были обращены в христианство любимым учеником Господа. Сегодня эта пещера – одна из наиболее почитаемых греческих святынь. И сохранилась она благодаря одному отшельнику с острова Кос.

     Когда в V веке н. э. христианство стало государственной религией Византии, христиане снесли храм богини Дианы, а на его месте воздвигли базилику святого Иоанна. Но с упадком империи остров все больше подвергался нападениям пиратов, храм был разрушен, и, спасаясь от зверств морских разбойников, жители покинули остров.

    Промысел Божий не оставил острова. Однажды, спасаясь от турок, инок Христодул вместе с другими насельниками монастыря на горе Ламос бежал на остров Кос, наименее страдающий от мусульман и расположенный неподалеку от Патмоса, и основал там монастырь в честь пресвятой Богородицы. До наших дней этот монастырь не сохранился. Вскоре он познакомился с отшельником Арсением, и тот стал духовным сыном Христодула. Арсений был наследником очень богатого землевладельца Скинуриса, но рано оставил мир и стал монахом. Христодул и Арсений вдвоем мечтали о возрождении отшельнической жизни на Патмосе. В 1088 году отец Христодул отправился к императору Византии Алексию I Комнину и представил ему план возрождения монашества на острове Патмос. Император даровал ему просимое — право распоряжаться судьбой Патмоса в обмен на доходные земли на острове Кос, наследство Арсения. В августе того же года отец Христодул получил в собственность «заброшенный и необитаемый остров Патмос». Так, благодаря выгодной сделке, император обрел виноградники и оливковые рощи, а христианский мир — величайшие святыни: созданный трудами иноков монастырь Иоанна Богослова и сохраненную от разрушения пещеру Апокалипсиса, в которой и сегодня все выглядит так, как во времена апостола.

     Монастырь, пережив владычество мусульман и набеги венецианцев, почти не изменился. Как и при святом Христодуле, он возвышается над островом тяжелой каменной твердыней, к которой, словно в поисках защиты, жмутся белые домики жителей. Скорее крепость, чем обитель, он должен был выстоять в борьбе с пиратами и турками, и все в нем подчинено этой цели. Тяжелые деревянные двери, обитые железными пластинами, высокие стены, маленькие входные ворота и балкон без пола на наружной стене над воротами, чтобы можно было лить кипящее масло и свинец на головы захватчиков. Внутри мощных стен находятся монастырские строения: католикон (собор, главный храм) в честь апостола Иоанна и шесть других храмов и часовен, старая и новая трапезные, библиотека, ризница, хранилище архивов и рукописей, мастерские, кладовые и иноческие кельи. Среди сокровищ, бережно хранимых братией монастыря, есть части мощей первомученика Стефана, по всей видимости тоже попавшие сюда с острова Кос, где находилась разрушенная турками базилика, одна из первых базилик, посвященных ему.

    Библиотека монастыря представляет собой одно из значительнейших собраний сокровищ христианской письменности после библиотек Сиона и Святой горы Афон. Ее архив содержит коллекцию, состоящую из более чем тысячи пергаментов, а также золотую буллу Алексия I Комнина, свидетельствующую об основании монастыря, и завещание преподобного Христодула братии.

      Одно из самых торжественных богослужений совершается в монастыре святого Иоанна на Страстной седмице. Литургия в Великий четверг — воспоминание Тайной Вечери игуменом и братией становятся важнейшей частью Пасхальных торжеств. Подобные богослужения совершаются лишь в самых значительных центрах христианского мира: в Иерусалиме, Риме, Константинополе и на Патмосе. В день Святой Пасхи в монастыре служат на семи языках.

     На острове Патмос в районе Хоры расположены и две женские обители — это монастырь Живоносного Источника, основанный в XVII веке игуменом Иоанно-Богословского монастыря Парфением Панкостой, и монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы, насельницы которого занимаются иконописью и золотым шитьем.


ОСТРОВ НИСИРОС

     Маленький остров вулканического происхождения, площадью всего 41 кв. км, с минеральными источниками, расположен между островами Коc и Тилос. В древности он назывался Порфирис — в честь моллюсков, из которых добывали самый драгоценный краситель древности — порфировый (или пурпурный). На окраску одного одеяния уходило более тысячи морских улиток, а одеться в такие одежды мог позволить себе только император и его приближенные. Это право было закреплено за ними особым указом.
Предание гласит, что очень давно остров Нисирос был соединен с островом Кос. Но в результате сильнейшего подводного землетрясения они оказались разделены морем. Расстояние между островами — 12 км, и в ясную погоду Нисирос хорошо виден с Коса. Столица Нисироса — город-порт Мандраки. Всех приплывающих к острову встречает помещенная высоко в скалах огромная икона Божией Матери «Панагия Нисирос» — покровительница острова.

      Над маленьким городком возвышается черная крепость рыцарей святого Иоанна — тех, кого мы знаем сегодня как Мальтийский орден, а за самый край скалы зацепилась церквушка Панагии Спильяни.

     В полутора километрах к востоку oт столицы располагается Лутри — курорт, известный с древности своими целебными источниками. Во внутренней части острова есть местечко Эмборьес. Здесь все утопает в зелени — оливковые и фруктовые деревья, инжир, виноградники. Почти в центре острова, на плоскогорье Лакки находится кратер заснувшего вулкана диаметром 260 м и глубиной 30 м. Воздух вокруг вулкана пропитан серными испарениями, а находиться на дне кратера опасно для жизни — там бьют гейзеры, почва под ногами в некоторых местах раскалена. Тем не менее любители острых ощущений непременно спускаются по лестнице в кратер. Кто-то метко окрестил это путешествие экскурсией в ад — дно вулкана таит в себе необъяснимый для человека ужас.

      Предприимчивые греки открыли на краю кратера уютную таверну, где можно выпить настоящий кофе, упорно именуемый ими Greek cafe, хотя он явно турецкого происхождения. Назвать этот кофе турецким — значит смертельно обидеть грека. Ненависть к турецким оккупантам, более трехсот лет угнетавшим местное население, у греков в крови. О реальности турецкой угрозы сегодня свидетельствует обязательное присутствие греческих вооруженных сил на всех островах.
Кроме пресловутого кофе жажду можно утолить и миндальным молоком— почти забытым в России напитком, представляющим собой миндальный сок, смешанный с водой и сахаром.
        Панагия Спилиани
      К храму Успения Божией Матери на острове Нисирос ведет 120 ступеней. Прорубленные в скале, они тугой спиралью закручиваются вокруг скалы. За каждым поворотом ждут небольшие сюрпризы: вот прорубленная в скале пещерка, в которой тайком учили детей греческому языку во времена турецкой оккупации. За стеклом — макет импровизированной школы: монах учит крестьянских детей читать и писать. За следующим поворотом — огромный куст роз, растущих в керамическом горшке, еще один виток ступеней, еще одна дверца, и, наконец, вот он — храм Успения. Сейчас здесь служат в двунадесятые праздники. Был здесь когда-то и пещерный монастырь, но он закрылся в 1983 году — когда умер последний инок. Теперь дорожку, ведущую в глубь скалы, в братские кельи, закрывает кованая дверка.
      Икона, побудившая жителей острова Нисирос основать в честь ее обитель, находится справа от царских врат в главном приделе, носящем ее имя. Еще правее — икона Успения в драгоценном серебряном с позолотой окладе работы местных мастеров. Чудотворная Панагия Спилиани, или Всецарица Пещерная, тоже в окладе, так что взгляду открыты только лики Матери и Младенца.
     Панагия Спилиани принадлежит к типу «Одигитрия», или «Путеводительница», к той же иконографии относится и почитаемая у нас Казанская икона. Отличие в том, что младенец у панагии Спилиани сидит на правой руке. Искусствоведы датируют возраст иконы XII веком, но обретена она была в первой четверти XVI века.
Правая часть лица Богородицы повреждена — страшная трещина пересекает ее лоб, глаз и часть щеки. Греки несколько раз предпринимали попытки отреставрировать икону, но каждый раз краски осыпались, и лик представал перед верующими таким, каким и обрели его пятьсот лет назад.
      Эта икона была найдена местными пастухами в одной из скальных пещер острова. Однажды под вечер они увидели необычный свет, исходящий из пещеры высоко в горе. Оставив стадо, они поднялись туда и обнаружили в глубине пещеры большую икону. Как только рассвело, они привели туда священника, и икона была перенесена в один из храмов города Мандраки. Но на следующее утро иконы в храме не оказалось. Три раза икона чудесным образом возвращалась в пещеру, словно не желая оставаться в храме. Тогда местные жители решили основать на месте ее обретения монастырь и приступили к строительству церкви, в которой и пребывает икона по сегодняшний день.
      В XVIII-XIX веках почитание Панагии Спилиани распространилось далеко за пределы Греции. Множество русских паломников устремилось к святыне. Интересно, что серебряный оклад, в который убрана икона, был создан усилиями местных умельцев именно на пожертвования русских паломников. Греки верят, что эта икона имеет сугубую благодать помогать женам, страдающим от бесплодия, и девам, желающим обрести супруга. Панагия Спилиани увешана приношениями тех, чья молитва была услышана. Греки специально заказывают золотые или серебряные изображения тех органов или частей тела, которые были исцелены по молитве к Богородице, подвешивают маленьких куколок в благодарность за дарование детей. Среди пожертвований попадаются даже ростовые изображения мужчин — это счастливо обретшие супругов женщины принесли свои дары иконе.
       В том же храме — чудотворный список Панагии Спилиани. На нем, как и на оригинале, часть лика Богородицы пересекает трещина. Рассказывают, что нарисовали ее с неповрежденным ликом, но краски вскоре осыпались, а из глаза потекли слезы — драгоценное миро, которое священник собирает на ватку и раздает верующим. Если икона не мироточит, то священник просто окунает кусочки ватки в оливковое масло, горящее в неугасимой лампаде, и раздает его прихожанам. Среди подношений этой иконе можно найти совсем новенькую табличку с младенцем — это обрела долгожданного ребенка паломница из России, в надежде проглотившая такую освященную ватку. Вера ее была вознаграждена.
      Покинув монастырь, мы спускаемся в залитый солнцем город. Вдалеке на линии горизонта виднеются другие острова Додеканиса, на которых, я уверена, нас ожидают новые открытия.

Как попасть на православную службу в Греции?

      В Греции возникает ощущение, что храмы расположены на каждом шагу. К примеру, в деревне Кардамена на острове Кос, где проживает всего около тысячи жителей, шесть храмов. Есть храм и в аэропорту острова Кос, и в горах, и поблизости от гостиничных храмов. Все храмы тщательно отреставрированы, украшены цветниками и иной раз благоустроены даже детскими площадками. Но… Попасть внутрь храмов непросто. В отличие от наших традиций, на островной Греции храмы зачастую открыты жестко по расписанию: с 8.00 до 10.00 и с 17.00 до 19.00. Посетителями этих храмов чаще всего оказываются наши русские паломники и туристы, безошибочно узнаваемые по юбкам и платочкам на голове. В самой Греции женщины не покрывают голову во время богослужения, а строгое отношение к брюкам воспринимается как атавизм. Да и многие другие обычаи и традиции верующих для нас в диковинку, начиная от отсутствия обязательной исповеди перед причастием до коротеньких служб в полупустых приходских храмах.


Галина КАЛИНИНА, журнал "Нескучный сад"

Программа паломничества к островам Греции