Попасть на Афон – единственную в мире монашескую страну – дело нелегкое, порою даже невозможное. С одной стороны, все объясняется просто. По афонскому уставу, ни одна женщина не может ступить на землю священного полуострова. С другой стороны, проблемы непостижимым образом возникают даже у православных мужчин-церковнослужителей. Известны случаи, когда монахи, диаконы или священники по нелепым формальным обстоятельствам никак не могли вылететь из России в Грецию или, достигнув пристани города Уранополис, то есть самой границы Афона, все же возвращались домой ни с чем из-за сильного и продолжительного шторма.
В таких случаях говорят, что Богородица не пускает на Афон. Именно Пресвятая Дева Мария является Игуменьей и Покровительницей монашеской республики. Поэтому посещение Афона воспринимается паломниками как великая радость, как особый дар, несвязанный с личными заслугами путешественника. В такой ситуации опыт даже небольшого путешествия на Афон становится интересным и уникальным.
Мое паломничество длилось семь дней, из них на самом Афоне я провел всего пять дней и понял, что это оптимальный срок для светского путешественника. Однако обо всем по порядку.
Прежде чем отправиться на Афон, наряду с греческой визой следует договориться о получении специального документа под названием «диамонитирион», который дает разрешение на пребывание в монашеской республике в течение четырех дней. Для этого можно непосредственно связаться с Афоном, либо обратиться в Афонское подворье в Москве, либо в турфирмы, где работают и организуют индивидуальные паломнические туры греки. По совету бывалых паломников я выбрал последний вариант, более удобный, простой и дешевый. Для меня был разработан специальный план. Я получал возможность комфортно и за умеренную плату добраться от Фессалоник до Уранополиса и обратно с помощью русскоговорящего грека.
Получив информацию о разрешении, можно оформлять стандартный набор документов и отправляться в путь. Правда, на этом все стандартное и заканчивается. Так, прилетев из Москвы в Фессалоники, я вдруг оказался на паспортном контроле самым последним в очереди, чего раньше никогда со мною не было. Организованные женские группы, приехавшие в Грецию на отдых и за шубами, оказались проворнее. В результате мой гид сообщил, что мы опоздали на автобус в Уранополис. Следующий автобус шел только через три часа. Но переживать из-за опоздания не пришлось – трехчасовая пешеходная прогулка по обычным улицам Фессалоник превосходит все ожидания. Оказывается, можно получать удовольствие от самого нахождения в этом тихом и уютном, хотя и втором по величине городе Греции, где в пять-семь часов вечера рабочего дня практически не встретишь людей на улице.
От Фессалоник до Уранополиса на автобусе добираться около 3,5 часов. Путешественника, впервые побывавшего в Греции, обязательно поразит большое количество маленьких (величиной с человека, а то и меньше) храмов, построенных вдоль извилистой автомобильной дороги. Лишь на обратном пути я узнал, что эти церковки являются памятниками на месте гибели любителей быстрой езды. Поразительно, что путь на Афон пролегает фактически по «дороге смерти».
В городе Уранополисе делать практически нечего – по размерам он напоминает, скорее, наши небольшие поселки. Поэтому лучше приехать в Уранополис вечером, чтобы прогуляться по двум-трем улицам, поужинать в одном из многочисленных кафе, переночевать у доброжелательных греков, получить в специальном представительстве Афона самый важный документ – диамонитирион, купить билеты и дождаться утреннего парома на Афон. Уранополис запомнился доверчивостью местных жителей, в которой я убедился на собственном опыте. Когда я покидал место своего ночлега, моя хозяйка продолжала спокойно спать. Ей даже в голову не пришло «принимать» мою комнату. Накануне вечером она лишь попросила оставить ключи от комнаты в двери в полной уверенности, что ни я, ни кто-нибудь другой не причинит ее имуществу никакого вреда. Видимо, близость святого места оказывает непосредственное влияние на местные нравы.
Самое сильное волнение испытываешь, когда уже стоишь на пристани и ожидаешь прибытия парома с красивым названием «Аксиос Эстин». В глубине души один за другим поднимаются вопросы: как сложится путешествие? Какой выбрать маршрут? Как встретит тебя Афон? Отвечать на подобные вопросы заранее просто бессмысленно. Остается ждать. Паром «Аксиос Эстин» отправляется из Уранополиса каждое утро в 9.45 по местному времени. Перед отплытием полицейский проверяет наличие диамонитириона у каждого пассажира. А через два часа морского пути вдоль южного берега полуострова Афон слегка утомившихся путников уже встречает пристань Дафни. Только на этой пристани по-настоящему осознаешь, что тебя окружают три разных категории путешественников. Первая – афонские монахи, по делам ненадолго покидавшие свой монастырь или скит, вторая – паломники и, наконец, третья – обычные туристы, отправившиеся на Афон ради любопытства. Туристов отличить очень просто – они принимаются есть, пить, курить и балагурить в расположенных на самом берегу кафе. Паломники и монахи спокойно дожидаются подходящего транспорта. Ждать нужно по местным меркам совсем недолго – около 1-2 часов. В 12.00 от пристани вглубь полуострова Афон, в столицу монашеской республики Кариес, отходят два больших автобуса. А в 12.50 на пароме «Агиа Анна» можно продолжить путь вдоль побережья до монастыря святого апостола Павла. Мое знакомство с афонской жизнью началось именно с этого монастыря.
Прежде всего, я узнал любопытную деталь – афонские монахи живут совершенно в другом измерении не только в привычном переносном, но и в буквальном смысле. Речь идет о «византийском времени», согласно которому новый день или 0 часов 00 минут наступает в момент захода солнца за горизонт. Соответственно, в разных монастырях время зачастую не совпадает, а разница между афонским и греческим временем составляет от 3 до 7 часов. Поэтому знаменитые ночные афонские службы по византийскому времени не являются ночными. Вторая деталь, которая привлекает внимание усталых путников – это традиции монашеского гостеприимства. В любом монастыре сразу же по прибытии паломников приглашают в специальное помещение – архонтарики. Здесь гостям монастыря предлагают рюмку анисовой водки, стакан чистой родниковой воды и рахат-лукум удивительного вкуса. Всю усталость снимает, как рукой.
Член Союза писателей России,
Андрей Тарасов.