Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 
Король - мученик Иоанн - Владимир  — современник равноапостольного великого князя Владимира. Оба святых стали духовным фундаментом для храма народной души, оба возглавили первые христианские государства своих народов.
Со дня мученической смерти святого Йована-Владимира, короля Зеты, скоро минет тысяча лет. С тех времен многое переменилось и в Скадаре, его столице, и на тех просторах, где он некогда владел сербским народом.  Но несмотря на перемены, его народ устоял и удержался у своих очагов. Его святая память обновилась действием чудотворных мощей, — память, которая всегда воскресала, объединяя собою не только сербов, но и ромеев (византийцев), албанцев и латинян (католиков).
Первые двести лет после его мученичества тело святого почивало в монастыре Пречистой Краинской вместе с телом его верной супруги Косары (развалины этого монастыря с башней и сейчас существуют на окраине Черногории во Владимире). Отсюда оно в 1215 году, из почтения к мученику, перенесено в монастырь Шин Чжон (Святой Иоанн) в пятнадцати километрах от города Елбасана.  Тут они почивали на протяжении веков. Насколько здесь чтилась святая память мученика, видно из того, что первые службы ему и похвальные слова не только сохранены на сербском и на греческом языках, но и с греческого переведены на церковнославянский. Кровь мученика, его святая жертва принадлежит всем людям и всем народам, но это мученичество  - именно сербского краля, на котором основано государствообразующее и духовное бытие сербского народа: в первую очередь Зеты — позднейшей Черногории, затем Рашки (Сербии) и остальных сербских земель. Благодаря великому значению личности и дел святого краля Иоанна-Владимира, Скадар, как и монастырь Шин Чжон, а также и Пречиста Краинска играли и  играют доныне значительную роль в духовной жизни, культуре и стойкости сербского народа в ближайших и более дальних окрестностях  Скадарского озера. Эта роль и это значение усилились в последнее время. В наши дни, когда мы снова в поиске самих себя и своей соборной памяти, своего народного предания естественным образом возвращаемся к тем местам и к тем личностям, которые их оживили и освятили своей деятельностью, своими подвигами, личность и деятельность святого Иоанна-Владимира имеют в этом первостепенное значение.
К этому возвращению святого мученика нашего племени относится и обновление всенародного почитания его, и в этом особое значение имеет 1925 год, когда было опубликовано (в связи с 900-летней годовщиной его прославления) несколько значительных трудов.  Среди них наиболее значимый — «О святом крале Йоване-Владимире», который составил владыка Николай , будучи в то время епископом Охридским. Со времени публикации этого труда многое произошло и с нами, и с последними остатками нашего народа в Албании, и с мощами святого Иоанна-Владимира.
Сначала около 300 сербских семей во главе с епископом Скадарским Виктором были вытеснены из Скадара и его окрестностей (1933- 1934). Основная часть изгнанников поселилась в Метохии и более всего в окрестностях монастыря Дечани, откуда многие во время Второй мировой войны и последующего времени расселились по разным местам. (Епископ Виктор умер в Дечанах и здесь же похоронен в 1938 году.) Новое, еще более страшное страдание ожидало славянское сербское население во Враке и Скадаре после войны. Три храма были разорены, священники или убиты (протоиерей Штиркич), или брошены в тюрьму (Велиша и Лазарь Поповичи) и окончили свою жизнь как изгнанники, а народ был лишен своего родного языка, имени и веры православной.
Мученичество  народа здесь объединилось с мученичеством его святого  родоначальника Владимира: Скадарско-Врачанская Церковь (Скадарский викариат как одна из епархий Сербской Церкви) сербского народа аши дни приняла и понесла на себе раны святого краля Зетского Владимира: и его святые мощи, как и монастырь, в котором они на протяжении многих веков почивали, пережили такую же судьбу.

Новая волна беженцев из Враки и Скадара, которая случилась в 1991 году, возвратила нам из забвения этот стесненный семи забытый народ, обратила наше внимание на великую степень угрозы для него и на тяжесть его страдания, а также подвигнула на поиск мощей святого Иоанна-Владимира. Первые вести о них мы получили с началом прошлого года от журналиста Йована  Пламенца. Долго не было известно, сохранились ли вообще мощи мученика или уничтожены вместе с уничтожением того пастыря, где они почивали. Они находились там в монастырской церкви, в алтаре, с правой стороны, в деревянном ковчеге, который был помещен в каменный саркофаг. Этот саркофаг был запечатан тремя печатями и открывался раз в году, когда праздновалась память святого Владимира. В этот день он выносился во двор монастыря на поклонение паломникам: и православным, и римокатоликам, и мусульманам.

Что после войны случилось с мощами святого Владимира, в каком они состоянии, сохранились ли они вообще —  не было известно. Албания систематически уничтожала памятники сербского и православного духовного наследия,  а государство не интересовалось ни их судьбой, ни судьбой народа, который на протяжении многих веков был их хранителем. Вышеупомянутый журналист после своего посещения Албании объявил через газету великую радость, очень утешив  нас. Он нашел святые мощи краля Владимира в церкви Святой Марии в Елбасане. Они были сюда перенесены из  Шин Чжона в 1967 году — в тот год, когда Албания была официально провозглашена первой атеистической страной  в мире. Журналист нашел мощи «в маленьком кивоте, всего в один метр длины, непокрытом и совсем ветхом. Кивот находился на столе, на том месте, где некогда был алтарь. Крест на кивоте отсутствовал. К нему была прислонена маленькая икона Богородицы. Святые кости Владимира были прикрыты шерстяной тканью, настолько старой, что она представлялась как бы извлеченной из внутренностей трупа. Черепа нет. Где он? Кто-то его украл, Церковь Святой Марии также в ужасном состоянии: иконостас сломан, а то, что от него осталось, брошено в одну груду. Внутри всюду большая влажность — на каменном полу вода. Иконы святого нет. Говорят, что она в Тиране (столице Албании. на реставрации».

Это душераздирающее описание состояния, в котором находятся мощи Сербского короля-мученика, показывает, что его мученичество продолжается и обновляется, и это еще более тяжело, чем когда была отсечена его святая голова. Его новое страдание происходит одновременно со страданием его народа — снова он мучим за народ и за правду Божию.

Надежду нам дает начавшееся возрождение Православия в Албании. Как мы слышали, восстанавливается и монастырь Шин Чжон, так что, надеемся на Бога, и мощи сего мученика снова упокоятся в этом древнем святилище, и народ Божий снова начнет объединяться около них и ими укрепляться и духовно возрождаться, как это происходило в минувшие века.

Житие святого. Сей святой и славный царь, дивный мученик Иоанн- Владимир произошел от благочестивого царского корня, воцарился во граде Альбе и владел всей Иллирией и Далмацией. Дедом ему приходился Хвалимир, который родил трех сыновей: Петрислава, Драгомира и Мирослава.  Петрислав принял в свое управление Зету, Драгомиp — Требинье и Хлевну, а Мирослав — Подгорье. Поскольку  Хвалимир скончался, а Мирослав не оставил потомства, то его держава попала под власть Петрислава. Петрислав имел своим наследником сына — сего блаженного Владимира. Владимир же от юности был исполнен даров духовных — был кроток, смирен, послушен, богобоязнен и проводил свою жизнь в чистоте; презирал все, что склонялось лишь к земному, любя все возвышенное.  Обо всем он мудро рассуждал и мудро правил своими подданными, за что все его любили.
В это время пошел войной Самуил, царь Болгарский, со многим войском на державу сего блаженного мужа. А он постыдился лить кровь человеческую и укрылся со своими людьми в горах, где был осажден Самуилом. Осада эта продолжалась немалое время на месте, называемом Косогор. Были здесь ядовитые змеи, от которых войско очень мучилось. Святой Владимир помолился Богу — и змеи перестали нападать, так что от того времени и доныне больше ни разу никого не укусили. Самуил же не мог силой захватить Владимира и умыслил сделать это обманом,  чтобы он поверил ему на слово и спустился с гор. Владимир, душой своею не ведая зла, поверил вероломному и попал в его руки, а тот отправил святого в свою столицу — в заточение,  Самуил тогда захватил все земли Иллирийские: Дубровник, Котоp. Босну и Рашку, и с пленными возвратился домой.
Сей Самуил имел дочь по имени Косара, которая была очень  милосердна к нищим и осужденным и часто обходила темницы, облегчая  участь заключенных. Увидев там Владимира — цветущего молодостью, благообразного и благоразумного, — она полюбила его всем сердцем. Он же все время пребывал в посте и молитве. Однажды ночью явился ему ангел Господень и предсказал скорое освобождение из темницы, а через малое время после того — мученическую кончину. Косара же умоляла отца своего, чтобы он дал ей сего пленника в мужья. Не мог отец отказать своей дочери — вывел Владимира из темницы и дал ему Косару в жены, всю державу ему возвратил и проводил его с честью и многими дарами. Владимир возвратился в дом свой и был встречен всеми с великой радостью. Он посоветовал жене своей удержать девственность, ибо девственники, сказал он, подобны ангелам. Она послушалась его, и жили они в целомудрии и всякой добродетели.
В это время греческий император Василий Порфирородный пошел со многим войском на царя Болгарского, и поскольку поразил Василий болгарское воинство, то дошел даже до Охрида. А Самуил умер с горя. После него принял власть его сын Радомир, но по прошествии одного года был убит Владиславом, двоюродным братом своим по матери, из-за наговора царя Василия.
Царь Василий, покорив таким образом Волгарию, пошел с войском на сербские земли, а святой Владимир собрал свое войско  и дал ему крепкий отпор, так что император вынужден был  возвратиться к себе домой.
Однажды святой Владимир вышел в дубраву возле города  с тремя боярами и увидел в глубине леса орла, который кружил, а на крыльях его светился блистающий крест. Положил орел этот крест на землю и сам стал невидим. Все соскочили с коней и поклонились Христу, на Кресте распятому, а святой Владимир приказал на этом месте построить церковь и дал много даров для нее, а в ней положил сей честной крест. Стал он ходить сюда и днем, и ночью на молитву и всенощное бдение. Он  уразумел, что приближается время, когда он должен принять  венец мученический, к которому и сам стремился.
А братоубийца Владислав, завидуя святому и подговариваемый императором, решил обманом его убить. Для этого он  пригласил к себе Владимира, как бы желая с ним побеседовать  о делах народа. Но Владимир засомневался и не пошел. Тогда сей льстец послал к нему епископа и клялся Евангелием и Честным Крестом. Косара не хотела пустить мужа своего, решив  сначала побеседовать с братом своим. Как второй Иуда, он ее  обманул целованием и сладкими словами, так что она поверила убийце. Возвратилась Косара в столицу и послала мужа к убийце, не в силах распознать ножа, медом смазанного. Когда  Владислав увидел подходящего к нему Владимира, то устремился на него и ударил мечом, но не смог ничем ему навредить, Не устрашившись, Владимир сказал: «Хочешь убить меня, брат, а не можешь!» И, вынув свой меч, дал ему, говоря: «Возьми и  убей меня — я готов к смерти, как Исаак и Авель!» А Владислав,  помрачившись умом, взял меч и обезглавил его. Святой тогда  взял свою голову руками, сел на коня и поскакал к помянутой  церкви, где видел орла с крестом, воспевая: «Возрадовался я, и да сказали мне: в дом Господень пойдем!» Когда конь достиг  церкви и встал, то святой слез, сказав: «В руки Твои, Господи,  предаю дух мой!» Убийца же посрамился и устрашился таким  преславным чудом и убежал со своими людьми. Так блаженный Владимир принял венец мученический и променял царство земное на Царство Небесное в  1015 году, месяца мая в 22-й день.
Косара погребла тело блаженного в сей церкви с архиереями всем клиром и синклитом, со всяким благолепием. Из-за искренней любви, которую она имела к святому супругу своему, Косара затворилась и прожила здесь безвылазно и богоугодно все дни жизни своей в посте и молитве.
Убийца Владислав, надеясь спокойно владеть царством Болгарским да еще присоединить к нему и Сербское, пришел с войском под Драч и осадил город, твердо веря в победу свою. Но однажды, когда он в одиночестве ужинал перед шатром своим, то неожиданно увидел Владимира, устремившегося с мечом, чтобы отрубить ему голову. Испугавшись, он позвал на помощь стражу, но был поражен невидимой рукой и испустил свою грешную душу, подобно Ироду Агриппе. Устрашившись, его войска сразу же бежали. Так, взяв чужую жизнь, он лишился и временной своей жизни, и вечной.
Святой Владимир тогда испустил миро из своих святых мощей, исцелив многих страждущих различными недугами, и до настоящего часа творит чудеса неисчислимые, укрощая свирепое агарянское неистовство. Пусть его святыми молитвами Преблагий Бог призрит на люди Своя и на достояние Свое, положит конец мучениям и избавит нас от лютых и зверских агарян. Да славится Бог в Троице — Отец, Сын и Дух Святый, Троица единосущная и нераздельная в безконечные веки.