Святой Иоанн-Владимир
Король-мученик Иоанн-Владимир — современник равноапостольного великого князя Владимира. Оба святых стали духовным фундаментом для храма народной души, оба возглавили первые христианские государства своих народов.
Со дня мученической смерти святого Йована-Владимира, короля Зеты, скоро минет тысяча лет. С тех времен многое переменилось и в Скадаре, его столице, и на тех просторах, где он некогда владел сербским народом. Но несмотря на перемены, его народ устоял и удержался у своих очагов. Его святая память обновилась действием чудотворных мощей, — память, которая всегда воскресала, объединяя собою не только сербов, но и ромеев (византийцев), албанцев и латинян (католиков).
Первые двести лет после его мученичества тело святого почивало в монастыре Пречистой Краинской вместе с телом его верной супруги Косары (развалины этого монастыря с башней и сейчас существуют на окраине Черногории во Владимире). Отсюда оно в 1215 году, из почтения к мученику, перенесено в монастырь Шин Чжон (Святой Иоанн) в пятнадцати километрах от города Елбасана. Тут они почивали на протяжении веков. Насколько здесь чтилась святая память мученика, видно из того, что первые службы ему и похвальные слова не только сохранены на сербском и на греческом языках, но и с греческого переведены на церковнославянский. Кровь мученика, его святая жертва принадлежит всем людям и всем народам, но это мученичество - именно сербского краля, на котором основано государствообразующее и духовное бытие сербского народа: в первую очередь Зеты — позднейшей Черногории, затем Рашки (Сербии) и остальных сербских земель. Благодаря великому значению личности и дел святого краля Иоанна-Владимира, Скадар, как и монастырь Шин Чжон, а также и Пречиста Краинска играли и играют доныне значительную роль в духовной жизни, культуре и стойкости сербского народа в ближайших и более дальних окрестностях Скадарского озера. Эта роль и это значение усилились в последнее время. В наши дни, когда мы снова в поиске самих себя и своей соборной памяти, своего народного предания естественным образом возвращаемся к тем местам и к тем личностям, которые их оживили и освятили своей деятельностью, своими подвигами, личность и деятельность святого Иоанна-Владимира имеют в этом первостепенное значение.
К этому возвращению святого мученика нашего племени относится и обновление всенародного почитания его, и в этом особое значение имеет 1925 год, когда было опубликовано (в связи с 900-летней годовщиной его прославления) несколько значительных трудов. Среди них наиболее значимый — «О святом крале Йоване-Владимире», который составил владыка Николай , будучи в то время епископом Охридским. Со времени публикации этого труда многое произошло и с нами, и с последними остатками нашего народа в Албании, и с мощами святого Иоанна-Владимира.
Сначала около 300 сербских семей во главе с епископом Скадарским Виктором были вытеснены из Скадара и его окрестностей (1933- 1934). Основная часть изгнанников поселилась в Метохии и более всего в окрестностях монастыря Дечани, откуда многие во время Второй мировой войны и последующего времени расселились по разным местам. (Епископ Виктор умер в Дечанах и здесь же похоронен в 1938 году.) Новое, еще более страшное страдание ожидало славянское сербское население во Враке и Скадаре после войны. Три храма были разорены, священники или убиты (протоиерей Штиркич), или брошены в тюрьму (Велиша и Лазарь Поповичи) и окончили свою жизнь как изгнанники, а народ был лишен своего родного языка, имени и веры православной.