Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 
Туры на Украину: паломничество

КИЕВ: ПЕЩЕРЫ И ПОДВИЖНИКИ

     Все самое первое на Руси — в Киеве. Все в нем — живая история: былинные персонажи, великие князья, страшные нашествия. В глубинах этой истории — непосильный, по нашим меркам, подвиг первых русских монахов. Чтобы быть с Господом, они устраивали себе кельи в пещерах, закапывали себя в землю, побеждая страсти. Прошли века. Но и сегодня от их мощей, хранящихся в лаврских пещерах, исходит сила живой веры. Рядом с ними и нам невольно хочется понести свой хоть малый, но подвиг.

Духовный город из-под земли
     Датой основания Киево-Печерской лавры считается 1051 год. Тогда, в середине XI века, афонский монах Антоний вырыл здесь, на обрывистом берегу Днепра, пещеру. Когда-то путешественники отмечали невиданную популярность пещерного отшельничества среди местных подвижников. До наших дней из множества подземных киевских монастырей дошли только Китаевские, Гнилецкие, Зверинецкие и Киево-Печерские пещеры. Все четыре монастыря вытянулись цепочкой вдоль русла Днепра в южном направлении от центра украинской столицы. Киево-Печерская лавра — самый знаменитый из киевских монастырей. Район, в котором он находится, теперь почти центр, а тысячу лет назад это было место за южной окраиной города, здесь начинались густые леса — летняя резиденция киевских князей — и «зверинец» — охотничьи угодья. Со временем вокруг преподобного Антония собрались ученики, когда их количество достигло двенадцати, преподобный поставил игумена среди из них, а сам переселился на соседний холм, где в поиске уединения выкопал новую пещеру. Так возникли «ближние» — «антониевы» пещеры. А старые подземные кельи, в которых остались ученики, называются «дальние» или «феодосиевы» пещеры, по имени преподобного Феодосия, ученика Антония и третьего игумена печерского монастыря. Со временем над пещерами построили храм и обычные кельи, а князь Изяслав Ярославич, сын Ярослава Мудрого, подарил монахам холм, где расположилась Лавра.

     В 1240-м монголы разорили обитель. С бежавшими от татарского нашествия лаврскими монахами традиция связывает основание многих монастырей, в том числе и Почаевского на Волыни. Возобновление монастырской жизни в Печерской лавре датируется лишь XIV веком. Наземные храмы многократно перестраиваются, обретая нынешний барочный вид. В XVII веках митрополит Петр Могила именно здесь открыл первое на Руси богословское учебное заведение — богословское училище, которое позже, объединившись с Братским коллегиумом на Подоле, станет знаменитой Киево-Могилянской академией. Гетман Самойлович обвел Лавру земляным валом, а Иван Мазепа выстроил нынешние лаврские крепостные стены.

     Теперь Лавра — отдельный духовный город. В ней есть почта, гостиница, пекарня, издательство, больница. Кстати, самая первая на Руси больница появилась именно здесь — в начале XI века князь Николай Святоша (первый князь на Руси, ушедший в монастырь) заложил рядом с надвратным Троицким храмом больничный двор для недужных и немощных монахов. Впоследствии этот двор стал монастырем в монастыре. В Лавре почти все «первое на Руси»: первый «безмездный» врач (св. Агапит, на раке которого всегда цветы в знак благодарности за исцеления), первый историк (св. Нестор летописец), первый русский иконописец (св. Алипий).

     Сейчас Лавра разделена на Верхнюю и Нижнюю территории. Разделение это естественно, за счет расположения построек Лавры на террасах разного уровня. На территории Верхней лавры находятся самые большие храмы: Великая (престольная) церковь Успения Богородицы и трапезная церковь Преподобных Антония и Феодосия Печерских, где богослужения совершаются регулярно.

     Вход на территорию Верхней лавры по билетам, так как это музейный комплекс. Можно купить билет с экскурсией. В Успенском соборе продается очень хороший справочник-путеводитель, изданный издательством Киево-Печерской лавры к двадцатилетию возрождения монашеской жизни в Лавре.

И мертвые ответили: «Христос Воскресе!»
     На Нижней территории Лавры располагаются лабиринты Ближних и Дальних пещер, где почивают мощи 120 Киево-Печерских святых XI-XX веков.

    Мощи святого Ильи Муромского покоятся в Ближних пещерах. Как и многие святые мощи, они нетленны. Преподобного Илью из Мурома часто ассоциируют с былинным героем — богатырем, однако однозначных данных на этот счет нет. В Печерском патерике (главном письменном источнике лаврской истории) богатырь Илья не упоминается.

    Экскурсия по пещерам потрясает. Представьте, что вы оказались внутри древнего ящика-мощевика. Сверху захлопнули крышку, и вот вы бродите между святынь в полумраке, освещая себе путь одной лишь свечкой. Свеча в руке тает, душно. Плывешь в свечном тумане мимо гробов с мерцающими покровами. «Выпустите!» — кричит разум, неожиданно почуяв первые признаки клаустрофобии. Но душа говорит: «Терпи! Вникни, помолись этим людям, лежащим в раках. Они живые имели такую веру в Бога, что сейчас могут, мертвые, наполнить тебя ею доверху». Да что говорить, они и сейчас кажутся живыми.
Длина открытой для туристов и паломников части Ближних пещер около четырехсот метров, Дальних — почти триста метров. Здесь покоятся мощи 120 подвижников

      Экскурсовод уже далеко. Его рассказы о святых не слышны. Но приводят в священный трепет долетающие обрывки фраз: «…и мертвые ответили: “Христос Воскресе!”»; «…из-под завала вырвался столб огня»; «…ожил в келье на третий день и молвил братии…»; «…в Великий пост закопал себя в яму по плечи».

     Подвиг затворничества — один из самых тяжелых. В коридорах пещер есть маленькие окошки, за ними — вырытые в земле кельи. Подвижники, жившие в них, себя замуровали еще при жизни. Только окошко оставили для того, чтобы им могли приносить воду и просфору. Если еда долго не забиралась, братия понимала, что подвижник отошел ко Господу. Отпевали тут же, в пещере. Затем мощи с честью вынимали из убежища и ставили в центре храма для поклонения и свидетельства их святости. Если становилось ясно, что подвижник приобрел особую милость у Бога, то составляли молебный чин, писали икону и клали мощи в специальном месте в пещерах — гроте локуле (уменьшительное от лат. locus — «место», горизонтальная ниша в стене погребальной камеры, куда клали покойного). Очень многие мощи в пещерах нетленны. Мироточивые главы — особо чтимые святыни пещер. Находятся они в дальних пещерах в специальном шкафу. «Они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхъестественным образом елей, или миро, и миро не простое, но имеющее дарование исцелений недугов каждого, кто с верой приходит и помазывается тем миром», — так сказано о них в древнем Печерском Патерике. А в современном справочнике — путеводителе по Лавре (автор Владислав Дятлов, издание Киево-Печерской Лавры, 2008) про это миро узнаем, что после второго открытия монастыря, «в 1988 году, миро исследовали в лаборатории кафедры биохимии Киевского мединститута и констатировали, во-первых, отсутствие в жидкости следов распада органических веществ, во-вторых, наличие белка при показателях, присущих лишь живому организму».

     Рядом с гротом, где хранятся главы, находится пещерная церковь преподобного Феодосия Печерского. В этой церкви каждый день в 13.00 совершается молебен, после которого все присутствующие помазываются миром от этих глав.

    Вход на территорию Нижней лавры, собственно на территорию монастыря, бесплатный. Вход в пещеры монастыря тоже свободный и бесплатный, если без экскурсии. В светскую экскурсию не входит осмотр пещер. Их вы можете посетить с проводником — экскурсоводом лаврского паломнического центра.

     Можно почитать заранее Киево-Печерский патерик и идти в пещеры в будний день, по схеме находя мощи тех или иных святых угодников. Так меньше суеты, больше знаний и глубже молитва.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПЕЩЕРЫ
      В историческом урочище под названием Зверинецкое плато на правом берегу Днепра, несколькими километрами южнее Киево-Печерской лавры, расположены Зверинецкие пещеры. Они не очень популярны у паломников. Некоторые их даже называют «альтернативными». Но именно в сравнении с известными Лаврскими пещерами на них и стоит посмотреть, помолиться святым непосредственно в той обстановке, в которой проходили они свой тяжелый подвиг отшельничества. Лаврские пещеры выглядят более благоустроенными, по сравнению со Зверинецкими. В их истории были и переустройства, и ремонты, и укрепление потолков, а Зверинецкие пещеры и сейчас такие же, как при древних хозяевах. Эти пещеры старше лаврских. Подземный монастырь здесь основали еще первые греческие иноки, прибывшие на Русь. Открытый ныне для посещения отрезок — это всего лишь десятая часть от былого подземного поселения, погибшего от нашествия кочевников, по одним данным, в 1096-1097-х, по другим — в 1240 году. Братия монастыря, спасаясь от гибели, укрылась в пещерах, где в узких переходах один-два человека могли задержать многократно превосходящее вражеское войско. Сломлено сопротивление монахов было только хитростью: захватчики засыпали все выходы из пещеры, заперев под землей без пищи и воздуха множество народу. При раскопках пещер некоторые из людей были найдены прямо в проходах, где семь столетий тому назад их застала смерть. Открыты пещеры не слишком давно, в 1911 году, тогда же было проведено и их общее археологическое исследование. Революция помешала историкам — в течение долгих лет древний Зверинецкий подземный монастырь оставался закрыт для посещений. Только недавно пещеры стали вновь доступны монахам и паломникам. Теперь это Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь.

   Мать всех Софийских храмов на Руси
      В центре Киева, на Софийской площади стоит самый древний уцелевший памятник Киевской Руси — Софийский собор. Построен он в XI веке по приказу Ярослава Мудрого. Сын Ярослава Мудрого, Владимир, возвел, стараясь повторить красоту киевской Софии, собор Святой Софии в Новгороде. И в Полоцке был построен собор Святой Софии с таким же архитектурным решением, как Киевский и Новгородский. Взяв за образец Софийский собор в Константинополе, зарождавшаяся Русская Православная Церковь постройками соборов Святой Софии в столицах трех главных удельных княжеств Руси того времени старалась быть похожей на свою наставницу, великую Константинопольскую Церковь.

      Софийский собор — настоящее чудо. Никакие фотографии «внутреннего интерьера» собора не передадут живого языка красок, мерцания знаменитой мозаики Божией Матери «Оранта» над алтарем, гармонии объема и пространства, созданного древними зодчими. Этот храм, к сожалению, давно музей, богослужения проводить там запрещено. Но, видимо, так много людей за все время его существования возносило в нем свои горячие молитвы, что, входя в него, верующий человек невольно начинает молиться.

ЧТО ЕЩЕ стоит обязательно посетить в Киеве

Свято-Троицкий монастырь (Китаева пустынь)
     Тюркское слово «Китай» означает укрепление, крепость. По лаврскому преданию, основателем обители считается святой благоверный князь Андрей Боголюбский. К XVI-XVII векам здесь был небольшой лаврский скит с пещерами. До 1870 года Китаевская пустынь служила местом погребения почивших иноков Лавры. В XVIII веке здесь подвизалась преподобная Досифея, скрывавшаяся в обители под видом мужчины, беглого крепостного Досифея. Она стала в монастыре старцем. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, будущий св. прп. Серафим, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. В монастырь обычно приезжают поклониться мощам преподобной старицы Досифеи. Мощи ее пребывают под спудом с северной стороны приходской Свято-Троицкой церкви на территории Китаевской пустыни.

  Свято-Троицкий Ионинский монастырь
      Монастырь расположен на территории ботанического сада, совсем рядом со Зверинецким монастырем. Основан в конце XIX века по особому благословению Божиему — после неоднократного явления Божией Матери прп. Ионе. Преподобный Иона стал строителем и архимандритом Свято-Троицкого монастыря, прославился еще при жизни многими чудотворениями. Место, на котором прп. Ионе являлась Божия Матерь, сейчас отмечено памятным крестом.

Десятинная церковь Рождества Богородицы
      На месте нынешней Десятинной церкви находилось древнее языческое капище, на котором в 983 году были убиты первые православные киевские мученики — Федор Варяг и его сын Иоанн. Более тысячи лет назад, в 996 году, после своего крещения, князь Владимир построил на месте капища первый каменный храм на Руси, пригласив для этого византийских мастеров, и еще до постройки Святой Софии эта церковь стала кафедральным собором киевских митрополитов. Можно сказать, что Десятинная церковь — начало нашей государственности. Десятая часть имущества князя Владимира отчислялась на содержание собора. Отсюда и его название. Сейчас на месте церкви остался только фундамент. В 1936 году ее разобрали на кирпичи. В 2007-м рядом с фундаментом построили новый деревянный храм в честь Рождества Божией Матери. В храме есть частичка мощей святого владыки Иоанна Шанхайского. История начинается сначала.

Паломничество на Украину: программы и даты

Ирина СЕЧИНА, Дмитрий РЕБРОВ, журнал "Нескучный сад"