Это самое высокое здание древнего Пскова. У его стен когда-то бурлило народное вече, которое нередко заканчивалосьпотасовками, в результате которых многие участники веча получали раны, увечья (отсюда и берет название это слово: "увечье" от "вече")."На сенях" Троицкого собора заседал государственный совет вечевой республики, здесь же хранились важнейшие документы. От этих стен уходила на войну псковская рать, здесь, в соборе, погребали защитников города. Поэтому и висели в соборе два меча, две главные святыни республики, знаменающие доблесть и независимость. Один из этих мечей принадлежал особо уважаемому псковичу - князу Довмонту, в крещении Тимофею, и на нем были начертаны слова: "Чести моей никому не отдам". Этим мечем опоясывались все псковские князья. В 1266 году Довмонт был посажен на княжеский стол Пскова и 33 года служил Республике.
Псков именовался "домом Святой Троицы". Князь Довмонт, что водил псковскую рать много лет, в трудную минуту обращался к согражданам с такими словами: " Братья мужи-псковичи! Не посрамите отцов и дедов наших. Кто стар, тот мне отец, кто молод - тот брат. Теперь, братья, нам предстоит жизнь или смерть. Постоим же за Святую Троицу, за свое отечество!"
Первый Троицкий собор был построен по велению святой равноапостольной княгини Ольги и был деревянным.Предание говорит, что однажды ей было видение - три луча солнечных как символ Святой Троицы указывали на этот холм,на котором впоследствиии был установлен Троицкий собор.Во времена правления князя Всеволода-Гавриила в XII веке был построен первый каменный собор, простоявший более двух веков. Именно в этом соборе и принял святое крещение с именем Тимофей князь Довмонт - легендарный мудрый правитель города Пскова, талантливый полководец. Гробница его и по сей день находится в этом соборе.
В середине XIV века собор рухнул и на смену ему был выстроен третий по счету на этом месте собор Святой Троицы.Этот собор знаменовал собой символ освобождения Пскова от зависимости Новгорода в 1948 г.Замечательный мастер Кирилл в 1365-1367 годах возвел этот собор в лучших традициях псковской школы зодчества, примеры которой можно и поныне видеть в сохранившихся до наших дней соборах города, умышленно избегаю любых элементов, связанных с традициями новгородской архитектуры.
Существующее ныне здание, уже четвертое по счету, построенно в самом конце XVII века. Эта перестройка былавызвана серьезными разрушениями предыдущего храма, сильной неравномерной осадкой фундамента.
В новом соборе появляется замечательный золоченый иконостас семи ярусов, созданный также в конце XVII века.
Особенно выделяются среди прочих иконы Пресвятой Богородицы - Тихвинская и Чирская, а также образ святителяНиколая, Чудотворца Мирликийского и святого князя Всеволода-Гавриила (он изображен с моделью Троицкого соборав руке, т.к. был создателем второго по счету собора).
Также в соборе хранится очень почитаемая реликвия - Ольгин Крест (нынешний сделан в 1623 году как копия болеедревнего, сгоревшего в 1590 году).
В соборе хранится и часть мощей свт. Николая, и часть Плата Пресвятой Богородицы, и часть мощей святой равноапостольной княгини Ольги.В подклете собора погребен и блаженный Николай Салос. С ним связано предание о приходе в Псков Ивана Грозного.Было это в середине весны. Шел Великий Пост. Только разорил и разгромил Иван IV Великий Новогород, и вот теперь идет он с опричниками дабы совершить такую же кровавую расправу с псковичами. Испуганные горожане вышли навстречу царю держа в руках иконы и хлеб с солью, но всех опередил юродивый Николка. Выехал он навстречу царю верхом на палочке "Иванушка! Покушай лучше хлеба-соли, а не христианской крови!" Но когда опричники по указу царя попытались схватить его, он стал невидимым. Иван Грозный, пораженный таким чудом, пощадил псковичей, но после службы решил посетить тесную келью юродивого. И тут блаженный Николка предложил царю угощение в виде куска сырого мяса. "Я христианин и постом мяса не ем!", - отвечает царь, но в ответ Николка говорит, глядя в глаза царю: "Ты кровь человеческую пьешь!" Такая смелость юродивого снова спасла псковичей и сам город, царь ушел, не тронув его. После смерти благодарные псковичи и похоронили блаженного в подклети собора, хотя до него такой чести удостаивалисьтолько князья.