Покровский собор - храм Василия Блаженного - жемчужина российской архитектуры XVI века.
Каждый город имеет свой храм, который становится акцентом, символом, делающим его узнаваемым даже теми, кто никогда в нем не был. В Париже - это Нотр-дам-де-Пари, в Барселоне - Саграда Фамилия, в Риме - собор Святого Петра, а в Москве - собор Василия Блаженного. Любой путешественник знает, что одна из самых известных и посещаемых достопримечательностей Москвы - храм Василия Блаженного, и стремится туда попасть.
Храм Святого Василия Блаженного имеет и другое название - то, которое ему дали изначально - Покровский собор. Великолепное сооружение очень часто сравнивают с индийскими храмами. С этим можно согласиться лишь отчасти. Архитектурные формы индийских храмов не выделены, они словно вырастают друг из друга, набухают, перемешиваются с рисунками, орнаментами, резьбой, что создает ощущение сказки, волшебства. Церкви XVI века, строившиеся в Европе, основывались на античности, имели четко выраженные геометрические формы. От европейской архитектуры эпохи Ренессанса мастера взяли отдельные элементы ордера, но не стали соблюдать каноны античности.
Собор Василия Блаженного в Москве создан на границе восточного и западного искусства. Он не имеет центрального фасада - любая сторона московского Собора Василия Блаженного кажется основной. Его церкви, словно цветы на одном стебле, развиваются в самостоятельные формы. Каждая церковь собора имеет свой купол. В основе храма Василия Блаженного - вытянутый стройный шатер, который венчает небольшой купол. Центральный шатер окружен четырьмя башнями, более низкими и тяжелыми визуально, с массивными главами. Между основным шатром и башнями вокруг находятся четыре небольшие главки. Композиционно церкви увеличиваются по высоте к центру, однако, жесткого пирамидального ансамбля не образуется, оставляя ощущение свободы и самостоятельности каждого из зданий.
Центральный шатер московского храма Василия Блаженного возвышается над боковыми, однако не превалирует над ними, так как те более массивные. При этом не создается и ощущения приземленности, поскольку шатры стремятся вверх, создавая впечатление движения и роста. Небольшие главы на углах как бы становятся промежуточными, поскольку они своей стройностью напоминают центральный шатер, а формой похожи на боковые. Несмотря на отсутствие симметрии, храм святого Василия Блаженного производит гармоничное впечатление за счет равновесия всех его составляющих. А пышность декоративных форм, выполненных из белого камня, добавляет сказочности облику сооружения, выделяет его на фоне остальных построек на Красной площади. Благодаря сложным формам и пластике церквей, куполов, стремящихся кверху, создается ощущение динамичности, медленного кружения. Однако собор Василия Блаженного, несмотря на свое роскошное убранство, не похож на мусульманские храмы Ближнего Востока и Индии, отличающиеся своей декоративностью. Восточные изразцы, покрывающие храмы, пестры, имеют довольно мелкий рисунок, который создает ощущение, будто сооружения покрыты большим ковром, что делает их легкими, будто теряющими свой вес.
Архитектура стоящего на Красной площади храма Василия Блаженного строилась на основе символики Небесного Иерусалима. Центральный шатер имел восьмиугольную форму, повторяющую основной план храма Василия Блаженного в Москве. Восемь церквей, расположенных вокруг центральной девятой, в плане образуют геометрическую фигуру, составленную из двух квадратов, которые совмещаются друг с другом под утлом в 45 градусов. Такое соединение составляет восьмиугольник.
Восьмиугольник, созданный из двух четырехгранников, который составляет план собора Василия Блаженного, символизировал день Воскресения Христа. Кроме того, число 8 символизировало "осьмое Царство", которое должно наступить после Второго пришествия. Квадраты, составляющие восьмиугольный план, - символы твердости и постоянства, они означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре конца Креста. Соединение квадратов становилось знаком распространения Евангелия на четыре стороны света, то есть по всему миру. Восьмиконечный план был еще одним символом - путеводной звезды волхвов - символом православной церкви, Пресвятой Богородицы (восьмиконечные звезды украшают покрывала Божьей Матери на православных иконах). Центральный шатровый храм, окруженный остальными церквями, символизирует заступничество Божьей Матери, ее покровительство.
Символом храма Василия Блаженного является и шатер, который создавали на основе навеса (сени) над престолом древнееврейского царя Соломона. По православному преданию навес был сделан из слоновой кости и золота.
Знаковым было и расположение церквей, которые словно бы разворачивали перед зрителем сюжет из Библии. Изначальная окраска собора: красно-белые фасады и 25 золотых куполов (9 больших и 16 маленьких вокруг центрального) символизировали Небесный престол в окружении 24 мудрецов в белых одеждах с золотыми коронами. Внутренняя галерея стала символом 12 врат в стенах Небесного Иерусалима, так как она имела двенадцать выходов и была расписана растительным орнаментом, олицетворяющим райский сад. Таким образом,
Покровский собор-храм Василия Блаженного представляет собой образ Нерукотворного Иерусалимского храма в рукотворном городе. И особенно это проявлялось во время богослужений, когда собор становился алтарем под открытым небом. Духовенство и священники занимали Лобное место, туда ставили аналой, и оно становилось амвоном (сооружение для чтения Святого Писания), а вся Красная площадь наполнялась людьми и представляла наос (часть христианской церкви, где во время богослужения находятся молящиеся), входом служили Воскресенские ворота. Куполом же служил небесный свод.
Основным строительным материалом служил кирпич - довольно новый материал для Руси XVI в, так как до этого использовались преимущественно тесаный камень и плинфа - тонкий кирпич. Отделка каждого шатра уникальна и не повторяет другую. Изначально купола имели вид шлема, и только позже стали луковичными. Та расцветка, которую мы видим сейчас, появилась только в 19 веке. Акцент Покровского собора-храма Василия Блаженного был сделан на наружном декоре: пилястры, филенки, розетки, карнизы, несмотря на свое античное происхождение от греческого ордера, выходят из строгих рамок и оплетают все пространство, добавляя фасадам пластичность.
Благодаря своей архитектуре, объединившей Восток и Запад, одна из основных достопримечательностей Москвы - собор Василия Блаженного - стал настоящим памятником, запечатлевшим в камне восприятие эпохи России XVI в. и стал звеном между прошлым и будущим, демонстрируя самобытность народа и его мировоззрение.