Свято Духов монастырь и православие в Вильнюсе
Вильнюсский мужской православный монастырь Сошествия Святого Духа возведен в 1597 году двумя мирянами, сестрами Феодорой и Анной Волович. Господь сохранил монастырь от всех невзгод до наших дней. Формировался же монастырь на рубеже XVI-XVII веков. Это было время, когда на литовской земле особенно остро проявлялись общественные и религиозные противоречия. В 1569 году была заключена государственная и гражданская Уния Великого Литовского княжества и Польского королевства, которой утверждалось слияние этих двух государств в единое тело, один народ, одно государство-Речь Посполиту, с одним самодержцем-королем Польским.Согласно Унии Польше отходили огромные территории: Волынь, Подолье, Киевщина, Брацлавщина, Подляшье (Белосточина). В результате Литва начала терять признаки независимого и могущественного государства, каким она была в предыдущие 350 лет своего существования. В деловой переписке, в судах, в школах стал вводиться польский язык. Государственной религией официально было признано католичество, давление на православных со стороны властей и духовенства усилилось, и более всего-на дворянство. И, чтобы пролучить право голоса, возможность достойного образования для своих детей, часть русского православного дворянства начала переходить в католичество. Для защиты интересов православия стали создаваться Братства. Виленское православное братство стало первым союзом религиозной солидарности, объединившим людей разных сословий и рода занятий, но одного вероисповедания.
Сформировалось оно в 1584 году вокруг виленского православного Свято-Троицкого монастыря, в храме которого совершались братские богослужения.
По Реестру (списку) 1584 года виленских братчиков было 371 человек. Среди них-дворяне, купцы, ремесленники и даже высокопоставленные вельможи-воеводы Феодор Скумина Тышкевич и Богдан Сапега, князь Александр Полубенский. Устав Братства одобрил побывавший в Вильне в 1588 году Константинопольский Патриарх Иеремия II, которому канонически подчинялась Литовская православная митрополия. Патриарх собственной печатью скрепил Устав Братства. В грамоте, выданной Святейшим, предписывалось: «иметь школу языков греческого, латинского и русского, а также типографию для печатания Божественных книг» Таким образом, Патриарх поддержал активность мирских сил ради спасения иерархической силы Православия. В Вильне в те времена проживало несколько тысяч православных верующих.
В Братстве уже состояло немало знатных и богатых людей, в том числе и Король Сигизмунд III, вынужденный считаться с его растущим влиянием, в 1589 году твердил корпорацию православных и предоставил им право самоуправления. Чуть позже Братство было освобождено от уплаты налогов. Активное влияние Братства на развитие и укрепления православия в Вильнюсе неоспоримо: с их легкой руки были оборудованы больница, богадельня и типография для православных.
После принятия Брестской Унии(1596 год) многие иерархи православной митрополии перешли в Унию, то есть под власть Рима, и сама митрополия стала униатской. Православие находилось на грани фактического запрета. Подконтрольными становились православные монастыри и приходские церкви со всем имуществом. Члены Виленского братства испытали болезненный удар: их лишили права совершать богослужения в Свято-Троицком Храме, который так же стал униатским.
В 1597 году неподалеку от храма Святой Троицы была построена деревянная церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Храм возводился на средства сестер Волович, которые занимали высокое положение в церковной иерархии: Феодора была замужем за брестским воеводой, Анна-за Смоленским. Земля, на которой строился храм была их собственностью. По приглашению сестер Волович на эту землю и переселились Святогорские братчики, а православное Братство стали именовать Свято-Духовским по названию их нового храма.
К 1611 году Свято-Духов храм оставался единственной православной церковью в Вильне, все остальные (их было тринадцать) перешли под контроль униатов. И теперь только Свято-Духова церковь могла быть духовным убежищем православных.
На братскую Святодуховскую церковную кафедру в Вильну приглашались знаменитые проповедники. В августе 1677 года старший Свято-Духова монастыря и ректор братской школы Климент Тризна пригласил в Вильну широко известного к тому времени проповедника черниговского Успенского кафедрального собора иеромонаха Димитрия. О. Димитрий произнес в Свято-Духовом храме две проповеди. Позднее он был прославлен РПЦ как Святитель Димитрий, митрополит Ростовский.
В 1686 году Киевская православная митрополия вышла из подчинения Константинопольского Патриархата и перещла под омофор Москвы. Поэтому виленские иноки стали смело прибегать к покровительству Российского Царствующего дома. Петр Великий в 1703 и 1708 годах жаловал грамоты , разрешавшие «приезжати из того монастыря в Наше Московское государство для милости старцам сколько захотят.» Российским городским бурмистрам и таможенным головам государь велел оказывать всяческое содействие литовским ходокам.
В 1814 году произошло чудесное обретение мощей святых Виленских мучеников. Они были обнаружены в подалтарном склепе Свято-Духовской церкви, где тайно хранились с 1661 года. Их обретение состоялось при архимандрите Иоле Котовиче, возглавлявшем монастырь
в 1813-1830 годах.
12 февраля 1839 года в жизни православной общины Литвы произошло событие величайшей важности . В Полоцком кафедральном соборе торжественно возвестили о воссоединении с Православной Церковью 700 тысяч униатов. Вскоре образовали Виленскую и Литовскую епархию РПЦ, а главой кафедры стал владыка Иосиф Семашко, который внес большой вклад в развитие и обустройство монастыря. 14 апреля 1852 года мощи святых мучеников поместили в новую позолоченную раку.
При архиепископе Тихоне (Белавине), возглавлявшем Виленскую кафедру с декабря 1913 года по июнь 1917 гг в Свято-Духовом монастыре открыли гостиницу, именовавшуюся « Странноприемница»
25 сентября 1914 года Вильну по пути на фронт посетил император Николай Второй. Прямо с вокзала он отправился в Свято-Духов монастырь. При входе в храм Владыка Тихон (Белавин) встретил царя такими словами: «Войди в сей святый храм, где у мощей святых мучеников мы почерпаем уроки христианского мужества и терпения.» После молебна государь спустился в храм пещеру и приложился к Святым мощам Антония, Иоанна и Евстафия. От архиепископа Тихона царь принял икону Виленских святых. Император был почетным председателем Виленского Свято-Духовского Братства. 22 ноября побывали в Вильно и приложились к святым мощам императрица Александра Федоровна с дочерьми Ольгой и Татьяной.
После Первой Мировой и гражданских войн Виленский край отошел к Речи Посполитой
После разгрома Польши Германией в ходе Второй Мировой войны Вильнюс отошел к Литве.
Во время войны с фащисткой Германией богослужения в Свято-Духовской церки не прекращались. В годы войны монастырь приютил у себя детей-сирот, в том числе и тех, кто был спасен из фашистских концлагерей. На территории монастыря продолжала работать Литовская Духовная семинария. По благословению митрополита Сергия на базе семинарии были организованы пастырско-богословские курсы для подготовки новых священнослужителей для епархии. Единственный выпуск курсов состоялся 27 апреля 1944 года в день памяти Свв. Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Отслужив Литургию, митрополит Сергий принял выпускников (27 человек) и тепло напутствовал их для служения церкви. Утром 29 апреля владыка Сергий отправился на автомобиле из Вильнюса в Ригу, но неподалеку от Каунаса все пассажиры и сам владыка были расстреляны.
По воле Божией вильнюсская обитель устояла в годы воинствующего атеизма, когда почти все монастыри и храмы Литвы были закрыты.
В июле 1997 года широко отмечался 400-летний юбилей монастыря в честь Сошествия Святого Духа и 650 летие кончины свв. Виленских мучеников. В юбилейные дни епархию посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
В соборном храме Святого Духа богослужения совершаются ежедневно. Каждую субботу в пещерной церкви служится Литургия, после нее - лития в память митрополита Иосифа (Семашко). А по воскресеньям за вечерним богослужением в храме Святого Духа читается акафист святым Виленским мученикам. Все праздничные и воскресные Литургии в храме проходят при участии праздничного соборного хора под управлением многолетнего руководителя, заслуженного деятеля искусств республики Леонида Адамовича Мурашко. В богослужениях участвуют два клиросных хора - монашествующих и мирян.