Успенский Бахчисарайский скит находится недалеко от верхнего г. Бахчисарая, в глубоком овраге, называемом у татар Майрем, т.к. Мариин, и обведенном с обеих сторон громадндыми отвесными скалами вышиной до 150 м. Скит находится в одной из самых пустынных и величественных крымских местностей. Говорят, что она похожа на место, где находится обитель Георгия Хозивита в Иудейской пустыни что близ Иерусалима. Остатки разнородной растительности по всему оврагу свидетельствуют, что здесь рос когда-то густой лес, которого в продолжении целых веков не истребила близость столицы хана.
Когда-то у подножия скалы здесь существовало греческое поселение, остатки которого состоят теперь из пещер, которые служили грекам жилищем. Поселение это называлось Мариянополем или селом Марьиным из-за находившейся в скале явленной иконы Божией Матери - Панагии. Об этом селе упоминается в путевых записках, которые вели при нашем посольстве в Тавриде в 1625 году. В этих записках мы находим, что наши послы после выполнения своей миссии у хана перед отправлением домой отслужили благодарственный молебен в Успенской скале Марьином селе.
Греки, исповедующие христанскую веру, живя по соседству с татарами, исповедующими мусульманство, постоянно терпели претеснения, которые греки переносили с редским самоотвержением, уходили в леса и пещеры, посвящая себя всецело служению Бога. Кто-то просто жил в пещерах, а кто-то и основывал монастыри - главную опору христиан в религиозно-нравственной жизни. Но эти монастыри привлекали внимание татар, которые стремились уничтожать их, а книги сжигали.
Но снова и снова возводились христианские монастыри, а татары снова разрушали их. В XV веке после падения Константинополя большая часть южного Крыма, будучи христианской, перешла под власть турок. С этого момента начинается тяжкий период невзгод и гонений для греков-христиан не только на территории павшей Византии, но и на территории Крыма. Казалось бы, нет никакой надежды отстоять свою веру в неравной борьбе с мусульманами, и христианство должно было бы исчезнуть, но в этот период в самом центре мусульманства на неприступной Бахчисарайской скале является образ Богородицы. Народное предание, сохраненное для нас русским писателем XVII века рассказывает об этом так: "Бысть в онех каменных горах где ныне скит некогда змий великий, людей и скоты пожирающий, и того ради людие от места того отбежавши, пусто оставиша, но яко тамо в то время жили греки и генуэзцы, молишася Пресвятой Богородице, дабы их от онаго змия свободила, и тако единаго времени нощью узреша в горе той свещу горящу, идеже не могущи крутые ради горы взыти, вытесавши ступени из камени, и приидоша тамо, идеже свеща горяще, и обретоша образ Пресвятой Богородицы и свещу впредь ним горящу; тамо близко того обрза и змия того обретоша мертва разседшася. И тако радостни будучи, велие благодарение Богови воздаша, избавителю от таковаго змия, его же изсекши в части, сожгоша огнем, и от того времени жителие тамошние часто начата ходити тамо и молитися Пресвятой Богородице."
Другое предание говорит, что в давно минувшие времена пастух одного князька Топарха по имени Михаил, загнал однажды для пастьбы стадо свое в нынешний Успениский овраг и увидел здесь на скале в 20 метрах от земли икону Богоматери и пред ней свечу. Пораженный чудесным явлением, он тотчас дал знать об этом своим начальникам, и, когда весть эта дошла до слуха князька, он приказал взять икону с высоты и перенести в его дом, находившийся в окрестных горах. Несмотря на благоговение, с каким принята была св. икона домохозяином. на другой день ея не оказалось в доме: она опять стояла на прежнем месте, на скале. То же самое повторилось и в другой раз, когда вздумали снова взять ее со скалы. Тогда все поняли, что Богородице не угодно, чтобы святой лик Ее находился в другом каком месте, кроме той скалы, где он явился: не медля решились устроить малый храм в самой скале, напротив того места, где явилась святая икона.