Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 
Поездки на Кипр: программы и стоимость

     Основатель монастыря святой Неофит родился в 1134 году на Кипре, в местечке Лефкара в большой деревенской семье. С детства мальчика привлекал монашеский образ жизни и подвиг аскетического служения. Но, как водится, родители не поняли дарованного их сыну удела. Чтобы вернуть будущего подвижника к «нормальной жизни» они договорились о его помолвке. В ответ на это юноша ушел из дома и тайно отправился в монастырь св. Иоанна Хрисостомаса, чтобы там в уединении предаться посту и молитвенной жизни. В качестве послушания Неофиту назначили уход за виноградником, радуясь возможности в уединении прославлять Господа.

     Однако, призвание послушника было другим. Страстное желание учиться и прекрасная память помогли Неофиту, уже восемнадцатилетнему юноше, овладеть грамотой. Первая книга, которую он прочитал, была Псалтирь. Врожденное стремление к аскетической жизни подвигло Неофита обратиться с просьбой к настоятелю монастыря разрешить ему стать отшельником. Мудрый и опытный настоятель отец Максим отказал юноше, зная, сколько искушений уготовит ему лукавый на этом тернистом пути. Тогда Неофит испросил благословения на паломничество в Святую Землю, ко Святому Гробу Господню. Он лелеял надежду, что там, на Земле, освященной Самим Спасителем, встретит, наконец, предназначенного ему духовного наставника. Однако промысел Божий был иным. Странствия по раздираемой схватками между арабами и крестоносцами Палестине так и не привели его в Иерусалим. Юноша был вынужден вернуться в монастырь Иоанна Хрисостомаса. Вновь Неофит просит настоятеля позволить ему стать отшельником, и снова получает отказ. Тогда он отправляется в порт г. Пафоса, чтобы на корабле достичь Малой Азии (современной Турции) и отправиться затем на гору Латрос, где в то время находилась большая монашеская община. И снова в жизнь молодого послушника чудесным образом вмешивается Божественная воля. Уже в самом порту Неофита по доносу схватили солдаты и посадили в тюрьму, откуда его уже на следующий день вызволили добрые люди. Однако стражники похитили у странника все деньги, которыми он собирался расплатиться за поездку.

      Огорченный, усталый, но не сломленный искушениями Неофит решает, что таково желание Господа – оставить его на служение в лоне Кипрской церкви. Тогда одухотворенный сознанием такой заботы о нем Господа Неофит находит скалу с небольшой естественной пещеркой и некоторое время живет там, обследуя прилегающую местность. Это событие произошло в 1159 году, и именно эта дата считается годом основания монастыря.

     Убедившись в том, что местность вокруг тиха и пустынна, Неофит начал работу по очистке совсем маленькой пещерки от нагромождения камней. Через год тяжелого труда, помощником в котором ему неизменно была молитва, в пещерке была создана церковь-скит и келья - обе очень небольшие, сохранившие природные извилистые формы каменных глыб. В келье Неофит выкопал себе могилу, в соответствии с традицией отшельнической жизни, чтобы думать о смерти, а не об искушениях мира.

      В седьмой год пребывания святого в ските епископ г. Пафоса Василий Киннамос обратился к нему с просьбой о передаче своего богатого духовного опыта молодым инокам, жаждущим наставления и вразумления. Поначалу святой Неофит не давал согласия, желая полностью отдавать себя Господу, совершая привычный и столь близкий его сердцу подвиг отшельнического служения. Четыре долгих года понадобилось епископу, чтобы убедить святого – воспитание духовных чад Господних важнее личного подвига. В 1170 году святой получает священнический сан, и с этого момента скит начинает расти и украшаться. По всему Кипру разносится весть о новом монастыре и его мудром настоятеле. Однако, согласившись на духовное руковоство, святой Неофит ограничил количество монахов, проживающих в монастыре. Здесь необходимо сказать, что святой много времени посвещал чтению богословкой литературы, истории Церкви, житий святых и в результате стал большим авторитетом в толковании Священного Писания. Кроме того, он глубоко интересовался социальными и экономическими вопросами, понимая, какая ответственность лежит на нем, как настоятеле монастыря. И сегодня выводы, изложенные в одном из главных трудов святого Неофита «Ритуале Таинства», подтверждаются ведущими социологами. Согласно расчетам святого, в монастыре должно быть не более 18 монахов. Именно тогда духовное руководство самого настоятеля в полной мере охватывает их всех, и он имеет возможность по-отечески вникнуть в многочисленные проблемы своих чад, помочь каждому из них в борьбе с искушениями и сомнениями.

      Вместе с тем, тяга к отшельнической жизни не оставляла святого Неофита. Чтобы пребывать в молитвенном уединении он в 1197 году выкопал себе над скитом другую келью, которую назвал «Новый Сион». Но для участия в таинстве Евхаристии и возможности ходить на богослужения святой выкопал еще одну небольшую келью прямо над церковью-скитом и соединил их прямоугольным лазом. А для полного уединения и молитвы он выкопал келью еще выше и посвятил ее святому Иоанну Крестителю.

      Дата, когда святой отошел ко Господу, неизвестна. Похоронен он был в могиле, вырытой им самим, в гробе из сосны, кедра и кипариса. Позднее, следуя указаниям святого Неофита, ход в келью был заложен стеной. Вероятнее всего объяснить это распоряжение святого можно стремлением к отшельничеству, уединению в течение всей его земной жизни. Конечно, первые десятилетия и века после его кончины монахи помнили место нахождения останков святого. Однако в жизни обители были столь трагичные моменты, особенно связанные с бесчинствами, чинимыми турецкими войсками, что порой в монастыре вообще не оставалось ни души. О могиле святого, находящейся за стеной, забыли. Лишь в 1756 году мощи святого были обнаружены и торжественно перенесены в храм монастырский храм св. Девы Марии.