Паломничество в Иерусалим: программы и даты
Святая Земля…. Место, которое на все времена освятил Господь наш Иисус Христос, куда устремлялись паломники-христиане из разных стран. Для каждого русского человека посещение Святой Земли было великой честью и мечтой: припасть к подножию Голгофы, принести свою молитву за Святую Русь. И одной из движущих сил паломничества к Святым местам был взыскующий порыв к спасению души. И это уже не просто паломничество, а путь преодоления собственной греховности, трудный жизненный путь, в котором и соблазны, и тяжкие испытания, среди которых неотступно повторяется стремление
…. Во славный Ерусалим град
И ко Гробу Господнему да помолитися,
И ко честным мощам да причаститися,
И во Иордан реке да покупатися……
Паломничества в Палестину начались с первых веков принятия Русью христианства. И продолжаются до сих пор. Тысячи и тысячи российских паломников ежегодно стремятся войти в Иерусалим, поклониться Гробу Господню, омыть его своими слезами, вспомнить все события, которые случились по пути на Голгофу.
Святая Земля не случайно носит это имя. Именно здесь свершились Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Иисусу Христа, Его явление в Фаворском свете Преображения. Здесь пролегли земные пути Спасителя, услышаны Его проповеди, совершены Его великие чудеса. Здесь состоялась Тайная Вечеря. Здесь же Христос претерпел предательство Иуды, суд Понтия Пилата, прошел Крестным путем на Голгофу и был распят своим народом на Кресте. На Святой Земле произошло и Славное Воскресение Христово.
Особенное время на Святой Земле - СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК ПАСХИ ХРИСТОВОЙ В ИЕРУСАЛИМЕ. Праздник Светлого Христова Воскресения - главное событие года и самый большой праздник для православных христиан. В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства Диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. И конечно этот светлый праздник по-особому воспринимается именно здесь, в Иерусалиме.
Несколько тысяч паломников-христиан со всего православного мира съезжаются сюда в дни Страстной Седмицы. «На Страстной, среди предпраздничных хлопот, сугубо постились, говели… К вечеру Великой Субботы дом наш светился предельной чистотой, как внутренней, так и внешней, благостной и счастливой, тихо ждущей в своем благообразии великого Христова праздника. И вот праздник наконец наступал, — ночью с субботы на воскресенье в мире свершался некий дивный перелом, Христос побеждал смерть и торжествовал над нею» (И. Бунин. Жизнь Арсеньева).
Празднования начинаются с Лазаревой субботы – праздника в честь чудесного воскрешения друга Спасителя Лазаря, чья гробница находится в Вифании, что неподалеку от Иерусалима.
Вход Иисуса Христа в Иерусалим. Все четыре евангелиста повествуют об этом за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос собрался идти в Иерусалим для празднования Пасхи, то многие из народа с радостным чувством последовали за Ним, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса». Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.
Так же и в наши дни, в воскресенье, здесь в Иерусалиме паломники во главе с Иерусалимским Патриархом входят в Иерусалим с пальмовыми ветвями в руках и возглашениями «Осанна в вышних» и проходят по Крестному пути, олицетворяя этим события 2-х тысячелетней давности.
В четвертый день Страстной Седмицы отмечают Чистый четверг, его же называют Великим четвергом. Связано это с тем, что все дни Страстной недели для православных христиан считаются Великими, так как в течение этого времени вспоминаются последние дни земной жизни Спасителя, его страдания на кресте, смерть и погребение. Четверг Страстной седмицы посвящен четырем важнейшим евангельским событиям, совершившимся в этот день: Тайной вечере, когда Господь установил новозаветное таинство святого причащения, омовение Господом ног ученикам в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды. По окончании литургии на площади перед храмом Воскресения (Гроба Господня) происходит традиционный для четверга Страстной седмицы Чин омовения ног. В Чине омовения ног традиционно участвует Патриарх, архиереи и священники, которым Патриарх Иерусалимский и омывает ноги в воспоминание евангельских событий.
Великая, Страстная пятница считается самым скорбным днем церковного года. В этот день Иисус Христос был распят и умер на Кресте, искупая людские грехи. В Страстную пятницу верующие соблюдают строжайший пост. В этот день с крестами и хоругвями, с пением псалмов и гимнов, тысячи верующих идут крестным ходом по Виа Долороза (Дорога Скорби, Крестный путь), повторяя последний путь Иисуса Христа от места пилатовского суда до Голгофы. Контур страшной горы находится внутри храма Гроба Господня в старом городе. Процессия останавливается у каждого памятного места: там, где Иисус упал под тяжестью креста, там, где, покачнувшись, дотронулся до стены, до сих пор сохранившей отпечаток Его ладони, там, где Вероника отерла лицо Спасителя платком.
Во второй половине дня, когда, как считается, свершилась Крестная смерть Иисуса, в Храме Гроба Господня из алтаря выносится плащаница, изображающая снятие с Креста тела Господня. Она полагается на середину храма, и верующие совершают перед ней благоговейное поклонение, вспоминая страсти Господни. Плащаница находится в центре храма до начала воскресного пасхального богослужения. В день Пасхи она вновь возвращается на Престол алтаря.
Ежегодно в Великую Субботу на Гробе Господнем в Иерусалиме нисходит Благодатный огонь. По традиции, в кувуклии храма Воскресения Христова его принимает православный Иерусалимский Патриарх. Схождение Благодатного огня происходит следующим образом. Утром Великой Субботы производится тщательный осмотр кувуклии, где находится Гроб Господень, после чего вход запечатывают специальной смесью из меда и воска, как подобие той печати, которую приложили ко Гробу Спасителя иудейские первосвященники. Кроме того, теперь эта процедура исключает возможность искусственного возжигания огня. Она начинается в 10 и заканчивается в 11 часов утра по иерусалимскому времени. Чин принятия Благодатного огня начинается в 12 часов дня и включает в себя три этапа: крестный ход, вход Иерусалимского Патриарха в кувуклию Гроба Господня и молитва Патриарха о схождении Огня. Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии в храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие также является обязательным элементом Пасхальных торжеств. Молодые люди как наездники сидят на плечах друг у друга. Они просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал Православным Благодатный Огонь. "Во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор попытался запретить однажды эти "дикарские" пляски. Патриарх молился в Кувуклии два часа: огонь не сошел. Тогда Патриарх своей волей приказал впустить арабов... И огонь снизошел.". Арабы как бы обращаются ко всем народам: правильность нашей веры Господь подтверждает низведением Благодатного Огня накануне православной Пасхи. Во что же веруете вы?
Но самый знаменательный случай произошел в 1579 г. Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких Христианских Церквей. Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от кувуклии, но и вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати. Армянский Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снизшествии Огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный Огонь. Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника.
Перед вхождением Иерусалимского Патриарха хранитель Гроба Господня приносит неугасимую лампаду, которую также тушат перед схождением Благодатного огня. Патриарх садится на патриарший трон. После этого представители Армянской и Коптской Церквей, отделившихся от Православной Церкви после Халкидонского Собора в 451 году, подходят и целуют десницу Патриарха, чтобы получить право на принятие Благодатного огня из его рук. Сразу после этой церемонии начинается крестный ход, который трижды обходит кувуклию Гроба Господня и останавливается перед входом. С кувуклии снимают печать, а Иерусалимский Патриарх разоблачается и остается лишь в подсаккоснике. Мэр Иерусалима и начальник полиции на глазах у всех тщательно проверяют, нет ли у Патриарха какого-либо предмета для искусственного возжжения огня. Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всея Палестины берет свечи и входит в кувуклию. В это время в храме Гроба Господня и в алтаре гасятся все светильники и лампады. На Гробе Господнем Патриарх коленопреклоненно молится, обращая особые прошения ко Господу Иисусу Христу о ниспослании Благодатного огня в дар и освящение народу Божьему. В абсолютной тишине, когда все затаили дыхание, вдруг начинают появляться голубые и белые огненные вспышки, как это запечатлено на множестве фотоснимков. На Гробе Господнем во время молитвы у Патриарха чудесным образом загораются свечи, а в храме – потушенные лампады и светильники. Собравшийся народ бурно выражает свою радость и восторг, ведь Благодатный огонь является чудесным свидетельством Воскресения Христова.
После этого патриарх передает огонь верующим.
В Храме Гроба Господня тысячи верующих ожидают сошествие Благодатного огня. Это чудо, символизирующее воскресение Иисуса, происходит уже около 2 тысяч лет. Считается, что год, когда огонь не возгорится, станет последним в истории человечества.
Первое время - 3-10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами - совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем - водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы. "Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило..." - писал четыре столетия назад один из паломников. Капельки воска, которые падают от свечек прихожане называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут.
Старый юлианский календарь чтут не только православные из России, Греции, Сербии, Украины и других поместных церквей. Вместе с нами пасхальные дни отмечает и сирийская церковь, сохранившая древний арамейский служебный язык, и египетские копты, и православные эфиопы, и грузины, и Армянская апостольская церковь.
Скопление людей на узких улицах древнего Иерусалима колоссальное, и потому полиция предпринимает особые меры предосторожности. В городе усилено патрулирование. Машины проверяются на въезде в населенные пункты, спецназ следит за тем, чтобы выяснение межконфессиональных отношений не обернулось рукоприкладством.
Справедливости ради, надо сказать, что в дни празднования православной Пасхи до сих пор не было зарегистрировано ни одной попытки теракта. И в конце хочется привести цитату Андрея Кураева: «Воскресение Христово связано со спасением людей. Спасение человека — с его Покаянием и обновлением. Так встречаются в Воскресении «усилия» человека и Бога. Это не «мифология» или «теоретическое богословие». Что более соответствует природе человека: христианское свидетельство о пасхальном чуде или тяжеловесная рассудочность «научного атеизма» — легко опытным путем установить в эти пасхальные дни. Ведь если вы услышите: «Христос воскресе!» — всколыхнется ли ваше сердце ответным: «Воистину воскресе!» — или вы прикажете ему промолчать?.. А лучше — поверить сердцу!»