Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 
Экскурсии в Италию: программы

    Чтобы лучше понять кто такая святая Фекла, начнем с бегства св. ап. Павла из Антиохии Писидской в Иконию. Некий житель Иконии по имени Онисифор знал, что апостол будет проходить через  их город и вышел встречать его на Царской дороге. Ранее Онисифор никогда не видел Павла, поэтому был вынужден опираться на его словесный портрет. Итак, Онисифор стоял в том месте, где дорога ответвлялась на Листру, и внимательно наблюдал за всеми путниками, проходившими мимо. «И увидел он Павла шествующего, мужа низкорослого, лысого, с ногами  кривыми, с осанкою достойною, с бровями сросшимися, с носом немного выступающим, полного милости; и то являлся Павле как человек, то ангела имел обличье.»

      Поприветствовав апостола, Онисифор отправился с ним в Иконий, и «вошел Павел в дом Онисифоров; и была там радость великая, и колен преклонение, и хлебов преломление.» И все, что тогда происходило, было видно и слышно в соседнем доме, где жила богатая женщина Феоклия со своей восемнадцатилетней дочерью Феклой. Жилища эти, подобно домам Помпеи и Геркуланума, разделялись дорогой шириной всего несколько футов. Поэтому Фекла, сидя у своего окна, вполне могла расслышать проповедь апостола, посвященную целомудрию. «..и не отходила она от конца, но в вере исполнилась ликованием. Видя же многих жен и дев, к Павлу приходивших, желала и она сподобиться стоить пред лицом Павловым и слушать слово Христово; обличия же Павлова она еще не видала, а только слово слышала.»

      Мать Феклы была сильно обеспокоена такой переменой в умонастроении дочери. А что уж говорить о женихе девушки – молодом греке по имени Фамирид! Рассказ же Феоклии только подлил масла в огонь:
«новое имю поведать теле, Фамирид: ибо три дня и три ночи не отходит Фекла от оконца своего, ни есть не хочет, ни пить, но как уставилась в оконце, так и сидит, словно ей в том радость некая, и слушает мужа чужестранного, обманным и хитрым словесам поучающего; и дивлюсь я, как это девица столь стыдливая так тяжко честь свою роняет…»  И они оба направились к окну, возле которого, словно зачарованная. Сидела Фекла.
- Фекла, мне обрученная!- воскликнул Фамирид. – что сидишь ты так и что за страсть обуревает тебя?
Но девушка , казалось, даже не слышала своего жениха. Тогда и мать принялась ее увещевать:
- чадо, что сидишь ты, в землю глядя. И ничего не ответишь, но вне себя пребываешь?

      Однако Фекла все так же молчала и напряженно прислушивалась к звуками Павлова голоса.
И Фамирид, преисполнившись гнева, решил жаловаться на апостола правителю города. Римский проконсул повелел схватить смутьяна и бросить в тюрьму. Это известие вывело Феклу из отрешенности: робкая мечтательная  девушка обратилась в своевольную молодую женщину. Тайком она выбралась ночью из дома (для этого ей пришлось отдать привратнику драгоценный браслет) и, подкупив с помощью серебряного зеркальца тюремного стражника, проникла в камеру к Павлу.

      «Вошла она к самому Павлу и слушала, сидя у ног его, о дивных делах Божии. И ничего не страшился Павле. Но вещал о свободе Божией; у нее же возрастала вера. И лобызала она оковы его.»

     Родственники, обнаружив поутру пропажу девушки, кинулись на поиски. В результате Павел снова, на сей раз вместе с Феклой, предстал перед проконсулом. Апостола подвергли бичеванию, а после изгнали из города. Феклу же  приговорили к сожжению на костре – в назидание остальным женщинам Икония.

     «Меж тем отроки и девицы носили дрова и сено, дабы сожечь Феклу огнем. Когда ввели ее нагую, заплакал игемон (т.е. городской глава) и подивился сущей в ней силе. Палачи же сложили костер и повелели ей взойти на него; сотворив знамение креста, поднялась она на дрова, они же подожгли. И разгорелся огонь великий; но не жег ее огонь, затем что Бог, умилосердясь о ней, шум сотворил подземельный, и осенил ее свыше облаков, влаги исполненный и града, и излилось все вместилище его, отчего многие в опасность пришли и живота лишились.  Огонь же угас,  и Фекла спасена была.»

      После суда апостол Павел укрылася в тайном склепе где-то на окраине Икония. Не зная исхода казни, он горько оплакивал судьбу девушки. Апостола поддерживали находившиеся с ним Онисифор и его семья. А Фекла тем временем бродила по городу и разыскивала Павла. Случайно она встретила сына Онисифора, которого послали за хлебом. Он же и привел девушку в тайное убежище апостола. И тогда сказала Фекла: «Обрежу власы мои и последую за тобою, куда бы ни пошел ты.»

      Павел долго не соглашался, но в конце концов сдался. Онисифор с семьей вернулся в Иконий, а Павел и Фекла отправились вместе в Антиохию Писидскую. В город они прибыли накануне праздника. По такому случаю в амфитеатре было устроено представление с дикими зверями. Когда Павел с девушкой вошли в Антиохию, они столкнулись с процессией, в которой участвовал «некий наместник Сирии» по имени Александр. Сраженный красотой Феклы, он остановился и попытался обнять девушку. Более того, он попытался выкупить ее у Павла.  Фекла же сорвала хламиду с Александра и разодрала ее; венок сняла с главы его. И так торжествовала она победу свою.

      Поступок Феклы в адрес сирийского правителя истолковался как святотатство, и девушке вынесли суровый приговор: во время праздника ее должны были выставить на арену к диким зверям. Надо напомнить, что город лишь незадолго до описываемых событий стал римской колонией, по духу оставаясь еще греческим и жители не привыкли к этому кровавому виду спорта. Поэтому подобного рода казнь вызвала ужас у жителей. И царица Трифена, которой на тот момент было около шестидесяти лет, прониклась участием к несчастной девушке и приютила ее у себя. Горько оплакивая, что такой красоте предстоит быть кинутой к зверям на пожрание.

      Наступил момент казни. Многие жители города, в особенности женщины,  выкрикивали с мест оскорбления в адрес такого суда. «Фекла же, из руки Трифениной взятая, была совлечена одежд своих и препоясана поясом, только прикрывавшим ее срам, и так брошена на ристалище. И выпустили на нее львов и медведей; и лютая львица, подбежав, к ногам ее прилегла, и толпа жен возопияла громко. И выбежала на нее медведица; но львица кинулась навстречу и растерзала медведицу. Затем лев, приученный терзать людей, что принадлежал Александру, выбежал на нее; и тогда львица, соплетшись со львом тем в борьбе, испустила дух вместе с ним. И возопияли жены громче прежнего, видя. Что и львица, защитница Феклина, погибла. После того выпущены были на нее звери многие; она же стояла, простерши руки свои в молитве.» «Господи, Боже мой, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Ты- Помощник преследуемых, Ты – спутник бедных , взгляни на служительницу Твою, ибо вот обнажен у меня стыд женский, и стою я посреди народа этого всего. Боже мой, вспомяни служительницу  Твою в сей час.» «Когда же окончила она молитву свою, обернулась она и увидела водоем, полный воды многой, и сказала: «Ныне пора мне омыться». И вверглась она в воду рекши:»во имя Иисуса Христа, крещусь в последний мой день!» видя это, жены и весь народ стали вопиять с плачем:»Не ввергайся в воду ту!» сам игемон прослезился, что такую красоту, и тюлени пожрут. Она же вверглась в воду, призвав имя Иисуса Христа,; и тюлени, ослепленные блистанием огня молнийного, замертво всплыли. И был вокруг нее как бы облак пламенный, так что ни звери ее не касались, ни нагота ее видима не была.

      Когда же пустили в водоем  иных зверей, лютее прежних, возопияли жены и принялись кидать кто листья, кто нард, кто кассию, кто амом, так что благовоний было премного.  А все звери, пущенные в водоем, словнодремой были обуяны и Феклы не трогали. И сказал Александр игемону:  «Есть у меня быки весьма грозные;  привяжем звероборицу к ним». С отвращением ответствовал  игемон: «Делай как пожелаешь». И привязали ее за ноги между быков, быкам же принялись подкладывать  к мужскому их естеству железа раскаленные, чтобы они сильнее взбесились и умертвили ее. И вот были прянули, однако жар от желез прижег веревки, и встала Фекла, словно бы и не вязали ее.

      Это стало последним испытанием Феклы. После этого правитель города призвал ее и спросил: «Кто ьы?» и дева ответила: «Я есмь раба Бога Живого». Тогда игемон повелел принести ризы и сказал: «Облеки себя в ризы!» Фекла же молвила: «облекший наготу мою пред зверями, Сей облечает меня в день суда спасением Своим».
 Она облачилась в принесенные одежды, после чего правитель освободил ее. И возрадовались все жены Антиохии Писидийской, и славя Бога, закричали «гласом великим, и словно бы едиными устами», так что «сотрясся от гласа ликования их весь город».

      Фекла же, переодевшись мальчиком, отправилась на поиски Павла. Долго она блуждала, пока не отыскала его в городе Миры. И слова ее приветствия кажутся мне апогеем этой истории.
 - Омыта я, Павел, -  сказала Фекла. – Тот, Кто привел тебя к благосестию, привел и меня к купели.
 После этого пути их разделились: Павел отправился дальше со своей миссией, а Фекла вернулась в родной город, где проповедовала землякам Евангелие. Легенда гласит, что в дальнейшем Фекла жила в Селевкии Исаврийском и Риме. (по Генри Мортону)

     Часть мощей святой Феклы сейчас покоятся в итальянском городе Милане, слева от центрального алтаря в особом саркофаге.
©pokrov