Паломнические туры в Италию Миланский эдикт (лат. Edictum Mediolanensium) — письмо императоров св. равноап. Константина (306-337) и Лициния, датируемое 313 годом, провозглашавшее религиозную терпимость на территории Римской империи и направленное главам провинциальных администраций империи, в том числе и соправителю на востоке Максимину. Этот эдикт был продолжением Никомедийского эдикта от 311 года, выпущенного императором Галерием. Однако, если Никомедийский эдикт легализовал христианство и разрешал отправление обрядов при условии, что христиане будут молиться о благополучии республики и императора, Миланский эдикт пошёл ещё дальше. Этот документ явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи. Непосредственный текст эдикта до нас не дошёл, однако он цитируется Лактанцием в его труде «О смерти гонителей». За довольно короткий срок церковь из гонимой (ecclesia pressa) становится, при св. равноап. Константине Великом, не только терпимой (с 311 г.), дозволенной и равноправной с другими религиями , но со времени Миланского эдикта и покровительственной и привилегированной при том же св. равноап. Константине, а при сыновьях его, например, при Констанции, и при последующих императорах, например, при Феодосии I и II, — даже господствующею. | |
Евсевий Кесарийский пишет: «…Константин и с ним Лициний, еще не впавший в безумие, впоследствии им овладевшее, почитая Бога дарователем всех ниспосланных им благ, единодушно издали закон, для христиан совершенно превосходный. Они послали его Максимину, который еще правил на Востоке и заискивал перед ними».
В соответствии с этим эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделяет христиан и предусматривает возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений. Эдикт также предусматривает компенсацию из казны тем, кто вступил во владение собственностью, ранее принадлежавшей христианам и был вынужден вернуть эту собственность прежним владельцам.
Профессор В. В. Болотов отмечает, что «эдикт дал свободу всему населению империи держаться своей религии, при этом не стеснил привилегии язычников и открыл возможность перехода не только в христианство, но и в другие, языческие культы».
Константин даровал христианской церкви ряд значительных привилегий; она получила право принимать наследства и дарения, что при быстрых успехах христианства сделало её менее чем за столетие обладательницей десятой части всех земель империи. Сам св. равноап. Константин и его преемники (за некоторым исключением) не скупились на богатые пожертвования. Клирики были освобождены от муниципальных повинностей, третейский суд епископов был приравнен к государственному, епископы получили право узаконивать отпуск на волю рабов с тем, однако, чтобы они проверяли, «достойные» ли получают свободу. Сам император, не будучи ещё христианином, принимал горячее участие в делах церкви, называя себя её «епископом для внешних дел». Крестился же св. равноап. Константин незадолго до своей смерти..
Важную роль в признании св. равноап. Константином христианства сыграли также и политические соображения. В начале IV в. христианство исповедовало более десятой части населения империи, христиане успели уже создать исключительно крепкую организацию, умевшую влиять на массы, христианские церкви и общины существовали во всех городах и крупных населенных пунктах империи.