Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 

ПАЛОМНИЧЕСТВО В... ИНДОНЕЗИЮ

Для любого обывателя, как выяснилось, даже искушенного  в вопросах вероисповедания, православная паломническая поездка в такие экзотические страны как Индонезия и Индия представляется болезненной фантазией желающих найти оправдание для своих дальних путешествий авантюристов.

Интересно, что даже современные молодые и довольно начитанные священники полагают, что распространение истинной (православной) веры ограничивается рамками Святой земли и близлежащих к ней стран, контуром канувшей в Лету Римско-Византийской империи (благо он охватывает почти всю ныне здравствующую Европу) и кругом современной России-Белоруссии-Украины, а также, в порядке исключения,  отдельных мест на карте мира, куда волей судьбы занесло вытесненных из своих государств российских  и греческих православных верноподданных. Совсем забывается главная мысль о том, что Бог любит все народы, живущие на нашей планете, и заботится о возможности спасения каждого, в каком бы состоянии сегодня тот или иной человек/народ не пребывал.

Оставим для завершающих строк раскрытие главной идеи: что полезного для души дает паломничество в столь дальние и чужие страны. Для начала попробуем осмыслить недавно пройденный православной паломнической группой пионерский (в смысле первый) маршрут в страны Индии и Индонезии, который был организован при участии Центра Международного паломничества  «Покров».

Вкратце маршрут состоял из некоторых «обязательных пунктов» Программы:
- посещение в Индии мест, связанных с последними годами жизни, а также убиения и погребения апостола Фомы. Попутно - знакомство с историей и культурой живущих в Индии народов.
- встреча с обратившимся в православие из мусульманства  индонезийцем, который после своего обращения принял священнический сан (в настоящее время - архимандрит Даниил) и более чем за четверть века  своей миссионерской деятельности и службы Богу на родном для островитян языке уже обратил достаточно большое количество местных жителей в Православие. Посещение православных общин и  службы в храмах на островах Ява и Сумарта, принадлежащих недавно созданной епархии Православной церкви в Индонезии.
- посещение знаменитых в историческом плане мест на острове Сумарта, которые связаны с историей народа батаков, а значит и, вероятно, с апостолом Матфеем. Из жития апостола Матфея известно, что мученическую смерть он принял за обращение людоедского племени  в азиатской Эфиопии. Так как в древних документах термин «эфиопия» означал не столько географическое название известной в наши дни страны, сколько ореолы обитания людей с «обожженными лицами», то предположение, что это могли быть острова в Индийском океане жители, которых имеют «постоянный загар», вполне жизнеспособно. Известно, что в давние времена некоторые племена батаков (которых на острове существует несколько видов: каро-батаки, тоба-батаки, сималунгун, пак-пак батаки, ангола-батаки и т.д.) практиковали каннибализм, но в наши дни именно представители этих народов принимают христианство , несмотря на активную государственную политику по поддержке мусульманства.

Поездка построена по убыванию «точных знаний» о святости посещаемых мест: от признанных мест пребывания и убиения апостола Фомы, в которых в наши дни располагаются католические храмы, к предполагаемым местам пребывания и казни апостола Матфея, которые находятся в настоящих джунглях. При этом познание новых экзотических земель проходит  через знакомство с зарождающейся, казалось бы из ниоткуда, новой ветвью Православия в многомиллионной азиатской мусульманской стране.

Итак, вначале о пребывании в  Индии…
Места, связанные с последними годами миссионерской деятельности апостола Фомы, находятся на юге Индии. В настоящее время хорошо известны места, связанные с последними годами жизни апостола Фомы в районе города Ченнай на юго-восточном побережье полуострова Индостан, хотя от местных христиан мы слышали, что апостол также проповедовал на территории зеркально лежащего юго-западного побережья - Кералы. Кроме того, по слухам в юго-западной части полуострова подальше от океана  есть даже православные храмы, хотя изначально больше, чем встретить православный храм апостола Фомы на территории русского посольства в Дели мы не рассчитывали.

  Началась поездка со сложностей – с десятичасовым опозданием  самолет приземлился  транзитом  в столичном Дели. Изначально планировалось, что это будет  самый длинный, но вполне физически выносимый 6 часовой перелет против движения солнца. Далее подразумевали, что на пересадку на следующий рейс до  города Ченнай у нас будет 4 часа, которые мы потратим на встречу и новую регистрацию багажа, так как в связи с поиском дешевых перелетов  при транзите  у нас менялись авиакомпании.  Неудобств оказалось намного больше. В связи с задержкой рейса из Москвы на внутренний перелет в Ченнай мы опоздали. И, несмотря на заверения какого-то служащего Air of India в  Москве, составлявшего списки на расселение пассажиров в московской гостинице и организации питания, что в центральной конторе авиакомпании в Дели будет все «под контролем» и неудобств с пересадками у нас не случится, все самое неприятное случилось. Никто и не собирался заботиться о нашей доставке к пункту назначения. В офисе авиакомпании Air  of India, который  в сложные ночные часы надо было еще найти на территории огромного аэропорта, после трехчасового ожидания и при помощи подоспевших к рассвету сотрудников сопровождающей нас по Индии компании-компаньона (в лице Ари и его помощника), мы купили новые билеты с очередной пересадкой в городе Банголуру (за свой счет). Извлекли урок, что менять авиакомпании в транзите безопасно только  после ночевки или же все стыковочные рейсы надо делать в рамках одной и той же компании.

 Так как у нас внезапно появилось свободное время в Дели, то нас «угостили» завтраком в одной  близлежащих к аэропорту гостиниц за свой счет, организовали обмен валюты по самому неудобному для нас курсу и все-таки прокатили на автобусе до одной из центральных площадей столицы к главному авеню с въездными воротами-аркой в Индию в новой части города. Очень скрашивали наше первое впечатление от жаркого и влажного климата индийской столицы весело снующие между деревьев на парковых площадках полосатенькие бурундучки с задорно задранными вверх хвостами - двоюродные братья наших белок. Вечером  после ничем ни плохим, ни хорошим не примечательного перелета на очередной индийской авиакомпании с еще одной пересадкой в крупном городе Банголуру мы оказались в городе Ченнай в довольно приличной гостинице в колониальном стиле. При этом чуть-чуть подпортил впечатление-ощущение достигнутого места покоя-отдыха вполне традиционный перченый индийский ужин, но к этому следовало начинать привыкать.

С утра посетили три католических собора, связанных с пребыванием апостола Фомы: 
1- где хранились мощи апостола до III-го века, и где в реликварии пребывает копье, которым апостола пронзили в спину, 
2- где была пещера апостола с источником и вырезанным в камне крестом, возле которого он молился, 
3- а  также  большой Богородичный собор,  с мощами всех апостолов и молельный каменным крестом апостола в алтаре, а также с раскинувшим корни близкорастущим деревом баньяном на прилегающей территории и чудесным видом на город. 

После обеда мы решили посмотреть уже чисто индийские достопримечательности – резьбу по камню в барельефах и в древнем храмовом комплексе города Мамалипурам, в котором была запланирована наша ночевка перед вылетом в Индонезию. Кстати, именно в этом городе находятся объекты культурного наследия, охраняемые Юнеско, посему дополнительную экскурсию в иные города с традиционными индуистскими храмами, которую мы невольно пропустили из-за задержки рейса, вполне можно было и не планировать. Второй отель оказался намного скромнее первого, но имел несомненные преимущества в том, что находился на берегу Бенгальского залива. Многие из нас почти в сумерках успели «вкусить» необыкновенно теплую воду Индийского океана, запивая свои первые впечатления вкусным чаем с молоком и специями, характерными исключительно для индийской традиции чаепития. В этих местах у нас был вполне приятный гид-соотечественник Андрей, который зачастую давал нам очень практичные советы. 

Для того, чтобы завершить тему знакомства с культурой Индии и сервисом компании-компаньона, сразу напишу о заключительных днях нашего вояжа, которые мы также провели в Дели. На обратном пути  прилетели мы в столичный аэропорт почти ночью, так что из развлечений было только размещение в достаточно скромненьком, но весьма колоритно украшенном индийском отельчике.

 Опять вечером встретились с весьма приветливым и хорошо на нас зарабатывающем Ари. С утра загрузились с чемоданами в автобус и поехали на осмотр некоторых достопримечательностей:
- храмовый комплекс всех религий в виде дворца-Лотуса, который по сути является прообразом храма Антихриста. Внутри было тихо, пусто и не очень приятно пахло.
- знаменитые мечети, перестроенные на месте и за счет древних индуистских храмов, с не менее знаменитой и недавно переехавшей на эту территорию нержавеющей железной колонной, около которой любят загадывать желания.
- почитаемый храм, посвященных одному из трех индуистских богов – Вишну. От нашего очередного гида-индуса мы много подчерпнули о коренной религии-индуизме, распространенной в Индии, и производных «сектах» - буддизме, кришнаизме и т.д. 

Напоследок нас завезли в чайный магазинчик с лучшими индийскими сортами чая, а от традиционного магазина с популярным и специфическим индийским ромом мы отказались, в том числе и из-за нехватки времени.  Из окна автобуса все-таки увидели живой символ страны - настоящего слона, неспешно передвигающегося по проезжей части.
Перелет из Индии в Индонезию и обратно проходил с транзитом в столице  Малазии - Куала Лумпур - опять же в целях экономии средств, но не времени и сил. В принципе для завершающих закупок, в том числе  индонезийской продукции (чая, батика и всяких сушенных и вяленых экзотических фруктов), это в итоге оказалось весьма кстати, однако 12 перелетов за 14 дней на 6 азиатских авиакомпаниях можно считать отдельным аттракционом для больших любителей, коих в паломнических поездках не так-то и много.

Вот уже и в Индонезии…
Первым островом Индонезии, с которого началось наше знакомство с этим ни на что не похожим многоликим островным государством, стала Ява. И приятным сюрпризом оказалась радушная встреча нашей группы архимандритом Даниилом и его причтом прямо в аэропорту Джакарты. Так же нас встречал милый, но абсолютно по-детски беспомощный (или даже чуть потерянный) проводник по городу Джакарта - Миша. Далее следовало размещение в хорошо расположенной, но абсолютно подавляющей своим «пенальным» концептом гостинице с номерами без окон и примитивной сантехникой. Потом  немедленное погружение в сон после едва заметного ужина, что становилось  уже характерной чертой нашего путешествия по Азии. (Всем желающим справиться со своим непослушным лишним весом рекомендуем поехать на пару недель в такую поездку).

От отца Даниила мы получили приглашение на Литургию в храм апостола Фомы, который мы и собирались посетить в рамках нашей Программы. Однако утро не обошлось без искушений. Примерно в 7 утра по местному времени (в 3 часа ночи по московскому) раздался звонок в мой гостиничный номер, и недовольный женский голос стал взывать к совести меня и всех участников нашей группы за то, что мы заставляем ждать прихожан храма князя Владимира и самого отца Иосафа, которые собираются через час вместе с нами служить запланированную уже месяц назад Литургию по случаю нашего приезда. Обескураженная открывшейся альтернативой, я обратилась к игумену Матфею с просьбой о помощи в такой непонятной ситуации. Все-таки решили остаться послушными разработанной и озвученной в Москве Программе нашего паломничества и не принимать скоропалительных решений об изменениях, какие бы убедительные доводы   о необходимости этих изменений не звучали. 

Служба в храме апостола Фомы, построенного на средства прихожанина-бизнесмена Давида, прошла чудесно, отец Даниил только подпевал церковному хору, а все положенные по чину молитвенные прошения исполнял отец Борис, в прошлом занимавшийся йогой и даже владеющий искусством левитации, а теперь кротко исполняющий православные обращения к Господу. Почти все из нас причастились, даже, похоже в первый раз в своей сознательной жизни, наш украинский проводник - Миша. Нас очень тепло приветствовали прихожане этого храма и угостили вполне съедобным (т.е. не сильно острым) завтраком.

После храма мы поехали знакомиться со страной Индонезией в очень популярный среди туристов парк «Индонезия в миниатюре» или еще называемый по аббревиатуре TMII - «тимини» (Taman Mini Indonesia Indah), в котором из кабинок двух линий фуникулера, или вагончика минитрамвая, можно воочию представить себе всю страну с высоты птичьего полета, так как в центральной части парка располагается искусственное озеро с островками, повторяющими расположение и контуры основных крупных островов страны. Вокруг озера расположены экспозиции, представляющие особенности разных территориальных областей. А уж по внешнему контуру парка расположены многочисленные павильоны-музеи. В принципе, по такому музею-выставке можно ходить не один день, так как выставочные  экспозиции областей очень интересны и сделаны по принципу музея под открытым небом (типа нашего музея северной архитектуры - «Кижи» или архитектурно-паркового музея под Киевом – «Пирогово»), а в списке представленных музейных павильонов можно встретить, как культурно-исторический, так и палеонто-зоологический музеи, аквариум и экзотариум, павильон бабочек и оранжерею орхидей. Кроме того на территории выставки есть и технические музеи – транспорта и нефтедобычи.

На следующий день мы углубились еще дальше к югу, совершив спозаранку очередной перелет, в центр острова Ява, который в отличии от острова Суматра  полностью лежит в Южном полушарии. В городе Соло или по-другому Суракарта, который считается культурной столицей острова Ява, мы посетили общину отца Даниила, с которой собственно и возникла нынешняя епархия Индонезийской Православной Церкви. Литургия проходила в небольшом Троицком храме и включала помимо нас еще некоторое количество местных прихожан, несмотря на рабочий будний день. Опять же после службы у нас состоялось милое общение с местным клиром и прихожанами и нас угостили почти царским завтраком, как мы смогли убедиться чуть позже по экспозиции одного из двух посещенных нами царских дворцов, расположенных в центре этого города. Кстати, в одном из дворцов мы познакомились с сестрой короля и ее мужем и получили приглашение в следующий наш приезд посетить ее королевский ланч с «бальными танцами». Принимающая нас община отца Даниила «угостила» нас также посещением традиционного ткацкого производства чудесного батика с необыкновенно-утонченным геометрически-растительным орнаментом и сочными красками с преобладанием охры, пурпура, лазури и изумруда. В связи с тем, что ждать экскурсию по фабрике предстояло довольно долго, мы довольствовались осмотром магазина, а не изучением станков и технологий. По возвращении в Джакарту во фруктовом баре-магазине мы первый раз увидели запечатанные в вакуумную упаковку разделанные плоды хлебного дерева (он же нанка или джекфрут), которые являются, если уж не самыми сладкими, то уж точно самыми крупными плодами фруктовых деревьев – вес отдельных экземпляров по данным разных источников достигает от 30 до 50 килограмм, а средний вес тянет не меньше чем на 10-15 кг.

На следующий день мы продолжили путешествие уже по Северному полушарию, перелетев на остров Суматра, в большой город Медан – столицу Северной Суматры. В аэропорту по уже почти сложившейся традиции нас встречали прихожане православного храма св. Сергия Радонежского, в котором мы запланировали попасть на воскресную службу. Завтракали в кафе почти на выезде из города кокосовым молоком молодых зеленых  орехов  и прочими местными блюдами, к которым никак не хотели подстроиться наши организмы.

В связи с информацией об истории христианства на островах Индонезии, поступившей от бывшей сотрудницы российского культурного центра в Джакарте Анне (именно она разбудила нас в первый день пребывания на индонезийской земле и невольно посвятила нас в распри внутри конфессии), и полученным приглашением сослужить воскресную Литургию в Медане,  нам предстояло серьезно пересмотреть оставшуюся часть маршрута  нашей Программы. В первоначальном варианте мы должны были с северо-востока - из столицы Северной Суматры Медана - пересечь остров до столицы Западной Суматры – Паданга, который лежит на противоположном побережье острова на тысячу километром южнее. Этот большой переезд был предусмотрен с тем, чтобы мы могли побывать в разных городах и областях, посмотреть и  изучить  культы как можно большей разновидности батаков, крупных видов из которых насчитывается в настоящее время не менее шести. 

На русский язык переведено мало исторически-культурологической информации о народах Индонезии. Современные туристические  программы по Индонезии и этому острову, в частности,  в основном специализируются на природных «специалитетах»: джунглях с уникальной флорой (например, плотоядные цветки Раффлезии) и фауной (орангутанги, слоны, тигры, носороги и т.д.), вулканах, серных источниках, горных озерах, водопадах, пляжах и прилегающих островах с дайвингом и рыбалкой. Уникальным фактом является то, что на этом острове можно организовать  бесплатный аттракцион по пересечению Экватора (даже поставить опыты по разнонаправленности водяной воронки в северном и южном полушариях).

Объекты культурного наследия населения острова, например, батаков, тоже привлекают внимание из-за яркой самобытности: домики с седловидными или похожими на корабль крышами, гробницы, которые соседствуют с современными жилищами или располагаются прямо в обрабатываемых полях, яркие и причудливые орнаменты на шарфах улусах и многое другое. Однако, чаще всего в туристических местах все очень стилизовано и наиграно. Например, известный нам канибаллизм предков-батаков обыгрывается в музыкально-танцевальных театральных представлениях при музеях или, как минимум, в интерактивном рассказе-показе о суде и казни силами самого экскурсовода и его слушателей. Наша задача по поиску мест, возможно связанных со служением апостола Матфея,  преследовала несколько иные цели: усмотреть в реальных памятниках культурного наследия, а не в созданных для туристической индустрии подделках,  следы древней христианской культуры.

Одним словом нам предстояло изменить Программу с тем, чтобы вернуться в Медан через пару дней после нашего прибытия-старта путешествия, заехать в еще один город-порт на западном побережье Северной Суматры (по сути еще раз вернуться на широту стартовой точки) – Барус, в котором в самые ранние века прибывающие путешественники встречали христианские знаки  и где была обретена первая Библия или так  называемая первая христианская книга  на языке бахаса, записанная арабскими буквами. Удивительно, что название этого города - Барус, про который многие современные путешественники рассказывали нашему проводнику самые мрачные истории про действующих колдунов и частые случаи отравления и прочей порчи для гостей, означает в дословном переводе – Ладан. Кроме того, этот древний порт с давних пор известен именно производством ладана.

Первую ночь на удивительном острове Суматра  мы провели в чудном отеле «Экология» в первичных джунглях, как объяснил нам гид-проводник Иван с удивительно подходящей ему, как биологу, фамилией Лешуков. Из-за большого количества дождей река Бохорок, возле которой располагается отель, стала совсем полноводной, и посмотреть на кормление орангутангов в таких обстоятельствах  без серьезных временных затрат у нас не получалось, так как прямые дорожки-мосточки  были подтоплены. Программу знакомства с местной флорой и фауной мы ограничили посещением трехзальной пещеры с летучими мышами, пещерными стрижами и осами и прогулкой по прилегающей территории.

Прямо около наших домиков-номеров  было достаточно много диковинных деревьев – коричного дерева, из коры которого делают специю «корицу», пальмового дерева из сока, которого добывают латекс (почти также как мы собираем березовый сок по трубочкам, при этом экзотичными были сосуды для сбора сока - половинки кокосовой  скорлупы), спеющие ананасы, банановые деревья с удивительными банановыми цветками, соседствующими с плодами и многие другие. 

Далее дорога лежала к озеру-кальдере (бывший кратер вулкана) Тоба с посещением водопада Сиписо-писо, изучением фруктового рынка  и ночевкой в городке Берастаги. 

 Из-за того, что длина нашего маршрута значительно удлинилась, почти весь световой день, который в непосредственной близости к Экватору имеет постоянный график с 6 утра до 6 вечера, мы проводили в дороге, т.е. тряслись вместе со своими вещами в довольно комфортабельном, но все же небольшом автобусе, по дорогам, которые могут посоревноваться с российскими дорогами на звание «наихудших». Учитывая такие обстоятельства, у нас были ранние подъемы и все осмотры на местности мы старались проводить в первой половине дня.  Водопад Сиписо-писо, означающий в переводе «острый как меч», и заинтересовавший нас своим подземным происхождением, т.е. «из корней» деревьев, мы наблюдали со смотровой площадки, хотя планировали  подъехать именно к его истокам и рассмотреть типы деревьев, которые росли на вершине горы.

Подъем и спуск по серпантину очень не желателен в темноте и даже сумерках, а терять много времени на водопад с тем, чтобы остановиться на ночевку в близлежащей бухте озера, особого смысла не имело. Мы очень торопились успеть до закрытия местного фруктового рынка и таки успели, но это оказался не совсем тот рынок, о котором мечтали. Наш проводник первую часть нашей поездки относился к нам все-таки как к обычным туристам и предоставлял нам стандартный  туристических набор услуг. Настоящий местный рынок мы так и не посетили, поэтому никаких плодов хлебного дерева, кокосовых орехов, дуриана или еще каких-нибудь не окультуренных фруктов мы не встретили. Местный отель нас удивил отсутствием простыни, которой можно было бы укрыться (предупреждали только о возможном отсутствии  полотенец), и очень индонезийской конструкцией-устройством сантехники – ручной «сливной бачок» типа ведра и ковшика.

Рано утром мы начали полуторачасовое возвращение в Медан на Литургию. По дороге познакомились с летучими лисицами, которых продают живыми из клеток, в которых они свисают вниз головой, на придорожных рынках для изготовления целебных  для астматиков бульонов. Уже на въезде в город начались небольшие искушения в виде проколотого колеса, но отец Константин, настоятель маленького домового храма св. Сергия Радонежского, успел направить нам для навигации своего прихожанина-мотоциклиста, который очень помог, как с вызовом ремонтной помощи, так и машин, на которых мы в несколько заходов добрались до храма. 

После чудесной воскресной службы, где нам удалось вторично причаститься, а нашему батюшке в третий раз сослужить, мы были приглашены в частный дом настоятеля храма отца Константина на завтрак. Именно на завтраке-ланче каждый из нас отведал сладких плодов хлебного дерева, которые по вкусу напоминали какой-то очередной  оттенок смеси ананаса и банана, а также батюшка получил в заранее приготовленный контейнер для перевозки в Могочинский монастырь (по послушанию)  несколько замороженных кусочков этого чуда-фрукта. Во время завтрака-ланча начался настоящий тропический ливень, а к его окончанию  к нам присоединился для совместной дальнейшей поездки по острову на единственно свободном месте в нашем отремонтированном автобусе архимандрит Даниил.

Почти весь оставшийся световой день мы возвращались на свой маршрут, так как планировали по Программе следующую ночевку осуществить  на внутреннем острове озера Тоба. Буквально на последнем пароме мы успели отплыть на остров Самосир уже в полной темноте, но зато были доставлены непосредственно к корпусам отеля.

В нашем распоряжении на выбор были просто двухэтажные корпуса отеля со стилизованными крышами (типа бычьих рогов или в форме корабля-лодки) и традиционный дом батаков (те же крыши, украшенные  местными орнаментами, и «на куринных ножках») только на втором этаже с полуудобствами на «лестничном пролете». Самые отважные из нас совершили купание в озере на зорьке. Пришлось помогать экологам – вытаскивать из чистой воды пустые пластиковые бутылки. Это тоже неприятно поражающая азиатская черта. Мусор виден везде и принимается местными, как и вся живая природа – с этим надо жить. 

Перед завтраком посещаем культурные объекты в поселке Амарито, в котором расположен наш отель,  и доезжаем на местной маршрутке-коробченке до близлежащего поселка Томок.  Посещение малюсенького кладбища с древними гробницами и близлежащего местного музея с каменными креслами и столами, где экскурсовод красочно показал нам почти все стадии суда и казни. Обошлись без Сималунга с центральным на острове музеем батаков и  знаменитыми театрально-концертными номерами.  

На следующий день состоялся переезд с востока на запад острова вдоль южного побережья озера Тоба. По пути осматриваем Монумент на месте захоронения почитаемого князя и духовного лидера Сисингаманджарая, наблюдаем за семьей, которая совершает какой-то обряд на могиле князя, который был последним в известной своей физической неуязвимостью со средних веков семье легендарных правителей. Далее обедаем-кофейничаем в местах, окруженных горами серы, образующими причудливые бело-желто-голубые пейзажи, и кипящими сероводородными источниками, в которые мало кто рискнул залезть. А те, кто немного в них посидел, на следующий день имел большую головную боль и вынужден был отказаться от чудесного купания в теплом океане (не очень хорошо сочетаются паломнические программы с принятием ванн сероводорода).

Опять ночуем на побережье Индийского океана, то теперь на западном берегу Суматры в городке Сиболга. Первая вечерняя беседа с отцом Даниилом про историю его обращения и текущую ситуацию в епархии.
В праздник Казанском иконы  Богородицы наконец-то едем в Барус. Первыми в городе нас радостно встретили дети, которые на перемене играли на большом футбольном поле перед протестантским храмом, в который мы направились за информацией о местоположении католического храма. В пригородах города Барус, куда мы приехали к католическому храму, когда-то велись археологические раскопки древнего христианского храма французскими и местными специалистами. На местах отступившего океана теперь рисовые поля, в которых можно отыскать даже заросший якорь. В джунглях встречаются хлебные деревья.  Рядом расположен храм почитателей Сисингаманджарая, в который зайти не удалось. Хорошо организованный для нас праздничный обед, с дегустацией местной водки на кокосовом молоке, на пустом бесконечном океаническом пляже. Прогулки босиком вдоль берега, купание в океанических волнах на ватрушках. Возвращение на маршрут к новому месту ночевки Сиденпуан. 

Далее следовал день чистого переезда в городок Буккитинги, дорога не столько живописна, сколько традиционно ухабиста: два километра безупречного асфальта сменяются огромными ямами. Обедаем в кафе у дороги и горной реки. Опять проблемы с автобусом. Пешая прогулка и знакомство с растущими вдоль трассы фруктами, в том числе с тяжелыми плодами хлебного дерева. Пересекаем Экватор под сезонный дождь. Следим за направлением водяной воронки и показаниями приборов. В темноте въезжаем в хорошо освещенный и очень современный Буккитинги. Ужинаем в близлежащей пиццерии, что не очень спасает от специалитета кухни. Сил на дегустацию знаменитого кофе-люфак, добываемого из экскрементов местных писцовых, уже не хватает. Заключительная беседа  с отцом Даниилом.

Утром ранний переезд в Паданг и возвращение-перелет в Джакарту. Всего в этот день  три самолета и две авиакомпании, в одной из которых сталкиваемся с дополнительными ограничениями по весу. Однако немного застреваем при транзите через Малайзию на этот раз на рейсах одной и той же малазийской авиакомпании в знакомом уже аэропорту Куала-Лумпур из-за серьезной непогоды с грозой и молниями. Уже завтра из Дели будет перелет домой.

На обещанную тему о том, зачем же простому православному паломнику такая экзотическая поездка, можно написать отдельное обширное  эссе. Лично в моем багаже были уже не совсем традиционные православные паломнические маршруты в США-Мексику, Испанию-Португалию и Эфиопию. Каждая поездка по паломническому туру помогает лично мне убедиться в том, что Господь пребывает везде. Благодать его щедро «разлита» по всему миру.

То неожиданно не очень широко разрекламированную святыню встретишь:  как в Испании - «Судариум» (погребальный плат с лица Спасителя), в Португалии - место Фатима, где произошло  явления в 1917 году в ветвях дуба детишкам-пастушкам Богородицы, и где в украинском православном храме (ныне униатском)  долго хранилась православная икона Казанской Божьей Матери. То удивишься количеству православных греческих монастырей в США и Канаде.

То вообще прикоснешься к удивительному миру горячей православной веры по-эфиопски с глубоким почитанием Ковчега Завета как Сокровищиницы-хранительницы Десяти Заповедей (а не золотого, богато украшенного артефакта), физически ощущаемой переемственности в Новом Завете божественного духа Ветхого Завета и принятием «Христа во младенчестве» от Волхвов. Многие места на земле нуждаются в наших даже немощных православных молитвах, многие зарождающиеся или существующие на последнем дыхании православные церкви также нуждаются в наших пожертвованиях и живом участии в совместных службах.

Каждый православный человек по сути призван миссионерствовать по мере сил, потому что это только укрепит нашу собственную веру. В дни нашего отдыха от трудов на пропитание,  полезно вспоминать не только о Теле и Душе, но и о нашем Духе.

Паломница Ирина