Римская колония, священный город, парфюмерная столица - эти, казалось бы, совершенно не связанные понятия объединяет общая история, история одного города. Сегодня Кельн - крупнейший и самый старый город германской земли Северный Рейн - Вестфалия, важный индустриальный, транспортный и культурный центр Германии. Чтобы осмотреть все его достопримечательности, не хватит и недели, но почувствовать его дух и характер можно и за один день.
На заре новой эры скромный военный лагерь на лберегу Рейна получил статус города с название Colonia Claudia Ara Agrippinensium и с тех пор начал стремительно развиваться. ПОзднее от звучного имени осталось только заглавное слово "Колония", на местном наречии превратившееся в Кельн.
Сегодня тот, кто прибывает в Кельн на поезде, электричке или автобусе, попадает прямо к стенам кафедрального собора. От железнодорожного вокзала до него буквально несколько метров.
Ввинчиваясь в небо своими 157-метровыми елками-башнями, храма доминирует над всем городом, задает настроение. Он виден отовсюду и служит прекрасным ориентиром для туристов. Неудивительно, что вся жизнь здесь крутится вокруг соборов, или Дома, как его называют немцы.
Это величественное сооружение покоряет сразу - своей готической мощью, безумной навороченностью архитектурных элементов и в то же время ажурной легкостью. Собор является главным символом города, хранителем его благополучия. Здесь в золотом саркофаге, разукрашенном тысячей драгоценных камней и жемчужин, хранятся мощи трех волхвов, приветствовавших рождение Божественного Младенца.
Раньше реликвии находились в одном из миланских монастырей, но в 1164 году их захватил император Фридрих Барбаросса и передал кельнскому архиепископу. Попытки миланцев вернуть святыню, конечно же, оказались тщетными. С обретением мощей город на Рейне стал одним из наиболее важных мест паломничества, а его значение в христианском мире несоизмеримо выросло. Тогда-то и было принято решение о возведении нового кафедрального собора, такого, чтобы превзошел все существовавшие храмы. Заложили его в 1248 году, а вот закончили лишь через шесть столетий.
В момент завершения строительства, в 1880 году, гигантское здание считалось самым высоким на планете. Однако всевозможные ремонтные работы продолжаются и по сей день. Существует даже легенда, согласно которой с последним камнем на этом соборе наступит конец мира. Якобы архитектор Герхард, будучи не в состоянии воплотить на бумаге грандиозный план задуманного собора, позвал на помощь дьявола. Сделка должна была состояться после первых криков петухов, но жена зодчего, подслушавшая разговор, решила уберечь душу своего мужа и на заре прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи, а когда узнал про обман, пригрозил за их абсолютное вопрощение апокалипсисом. Правда ли, нет ли, однако леса н ахраме стали его привычным атрибутом: на всякие доделки и реставряцию каждый год уходит десять миллионов евро.
Сегодня Дом стал настоящим музеем, в котором собраны ценнейшие христианские реликвии и произведения искусства. Одних только уникальных витражей (самый старый из них относится к XII веку) 10 000 квадратных метров! Тем не менее храм является действующим, и в нем каждый день идет по несколько служб. Поэтому не удивляйтесь, если на входе служитель обратится к вам с вопросом "....zu Gott?" ("...к Богу?). Он всего лишь интересуется, собираетесь ли вы молиться, тем самым давая понять , что начинается месса. В это время проход к большинству святынь перекрыт. Пока идет служба, можно подняться на смотровую площадку башни, куда ведут 509 ступеней (надо купить билет) , и полюбоваться панорамой Рейна или погулять вокруг собора.
Посреди истории
Площадь Domkloster / Roncalliplatz - одно из самых популярных мест в Кельне. Возле собора всегда полно местного люда: проходят импровизированные митинги, акции, концерты, гоняют на роликах и скейтбордах мальчишки, вооружившись цветными мелками, художники прямо на мостовой воспроизводят мировые шедевры типа "Джоконды"... А среди занятых приятным времяпрепровождением горожан бродят туристы, дивясь философской легкости бытия жителей города. Кельнцы и правда немного сумасбродные, но очень симпатичные, открытые и веселые. У них и архиепископ мировой. В воскресение он приезжает в собор на утреннюю мессу, а потом выходит на площадь, в эту многонациональную круговерть, и запросто общается с народом.
Здесь бурлит жизнь современного города и хранятся свидетельстваего 2000-летней истории. Справа от храма на Roncalliplatz находится Римско-германский музей, в котором собраны артефакты римской эпохи. Он возведен прямо над древней мозаикой Диониса, которая была обнаружена в 1941 году при рытье бомбоубежища. Чтобы увидеть керамический ковер из полутора миллионов плиток, украшавший в III веке полы богатой виллы, не обязательно заходить в помещение, достаточно заглянуть в панорамные окна нижнего этажа.
Рядом с древним шедевром представлено искусство новейшее. В соседнем здании расположен Музей Людвига, где выставлена коллекция, подаренная городу в 30-е годы прошлого века фабрикантом Петером Людвигом: американским поп-арт, немецкий экспрессионизм, работы Пикассо, Кадинского, Дали.
Сразу за музеем широченная лестница спускается к Рейну. Слева от нее еще один символ города - железнодорожный мост Гогенцоллернов, который можно назвать своеобразным хранителем традиций, ведь он построен на том же месте, где когда-то находился мост древних римлян. Неудивительно, что это сооружение ассоциируется с постоянством и верностью. Именно сюда приезжают молодожены, чтобы скрепить свой брачный союз, вследствие чего решетчатое ограждение моста увешено разнокалиберными замками и замочками. Однако прогуляться через Рейн стоит прежде всего ради того, чтобы полюбоваться окрестностями.
Построенная старина
С моста открывается великолепный вид на набережную. Ее главное украшение - церковь Святого Мартинас четырьмя стройными башнями и тремя апсидами, в точности повторяющими строение иерусалимского храма Гроба Господня. Вдоль реки тянется зеленая полоса Рейнгартена с газонами и деревцами, где любят отдыхать и горожане, и приезжие. От причала регулярно отправляются пароходы в прогулочные рейсы. Примыкающая к Рейну Рыбная площадь (Fishmarkt) радует взгляд своей купеческой нарядностью: здесь, плотно прижавшись друг к другу разноцветными карандашиками тесняться симпатичные узкие домики с остро заточенными крышами. За этими праздничными стражами начинается Старый город.
Исторических зданий здесь, правда, практически не осталось. В годы войны центральные кварталы на 90% были разрушены , но кельнцы за 20 лет все отстроили заново. Причем постарались сохранить прежний дух города: следили, чтобы дома были определенной высоты и на 70% жилыми, а в нихние этажи отвели под рестораны, кафе и пивные. Сегодня каждый переулочек в этом районе ведет свой рассказ о традициях и обычаях средневекового Кельна.
Если от Рыбной площади пойти по улице Lintgasse, она выведет к городской Ратуше. Это здание для горожан со Средних веков является символом благополучного свободного города, и они чтят людей, составивших его славу. Сегодня 124 скульптуры знаменитых людей, так или иначе оказавших влияние на историю города Кельна, украшают башню Ратуши, выполненную в готическом стиле. Среди знаменитостей - Карл Маркс, Генрих Белл, КОнрад Аденауэр. А одна из скульптур сделана в честь Иоганна Марии Фарины, благодаря которому в XVIII веке Кельн стал парфюмерной столицей Европы. Основанное им предприятие существует и по сей день и , как и прежде, находится рядом с Ратушей, на Obenmarspforten, 21.
Вода из Кельна. В 1709 году итальянец Фарина начал производство в Кельне собственных духов, которые перевернули представление об ароматах парфюмерии. По сути, он создал формулу одеколона, полученного из дистиллированного спирта, с низкой, 5%-ной концентрацией пахучих веществ. В отличие от популярных до того времени тяжелых парфюмов на основе масла новые ароматы давали ощущение легкости. Неслучайно символом фирмы стал красный тюльпан, олицетворяющий весну, обновление, утро. Благодаря тому, что эта жидкость обладает освежающими, антисептическими и дезодорирующими свойствами, широкая известность настигла ее довольно быстро. Например, Вольтер писал, что эта вода дарила ему вдохновение и бодрость.
Наполеон всегда держал при себе пузыречек с волшебной водой