Стремление быть ближе к Богу и подальше от преследований со стороны римских язычников привело большое число первых христиан на Синай. Они нашли там спокойствие, тишину, уединение и святость. Начиная с III века, монахи селились небольшими группами вокруг горы Хорив - возле Неопалимой купины, в оазисе Фиран и других местах Южного Синая. Точное местоположение этих святых мест до сих пор сохранилось в памяти местных жителей.
Поиски святости привели других верующих в это же время в Святую землю, в гористую и знойную Иудейскую пустыню. Первые монахи постоянно терпели лишения. Природа была неласкова к ним, многие стали жертвами набегов кочевников. Но монахи продолжали прибывать на Синай. Первые монахи были главным образом отшельниками, жившими в одиночку в пещерах в крайней нужде. Они молились одни и сами добывали себе пропитание. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, чтобы послушать своих духовных наставников и получить святое причастие. Поскольку отшельники вели праведный образ жизни, они были естественными миссионерами среди населявших Синай языческих племён. К моменту арабского завоевания в VII веке большинство жителей Синая были христианами.
В 313 году император Константин Великий даровал христианству статус признанной религии и предоставил свободу вероисповедания во всей Византийской империи. Как и большинство последующих византийских правителей, он покровительствовал монашеским орденам, распространившимся в библейских землях. Эта атмосфера религиозной свободы вдохнула в монастицизм новую жизнь. Монахи Синая обратились с прошением к матери Константина, Елене, ища её поддержки.
В 330 году по повелению Елены возле Неопалимой купины была построена маленькая церковь, посвящённая Богоматери, и башня - убежище для монахов на случай набегов кочевников. Паломники конца IV века сообщали, что на Синае была важная и процветающая община монахов. Среди них прославился бывший высший офицер императора в Константинополе, Св. Нил, чьи труды до сих пор изучают священники, монахи и верующие.
На вершине горы во времена императора Юстиниана в середине VI века был построен небольшой храм Преображения Господня как раз над тем местом, где Господь даровал пророку Моисею Cкрижали Завета. В 1934 году он был отстроен заново, в использованием блоков, оставшихся от старой постройки. Освятили храм во имя Святой Троицы. Налево от храма находится небольшая пещера в утесе, в которой скрывался Моисей во время явления ему Славы Божией. В церкви св.Троицы на вершины горы Моисея паломники смогут совершить Божественную литургию.
Пещера св. Иоанна Лествичника
В полутора часах ходьбы от монастыря св. вмц. Екатерины расположен заброшенный монастырь в честь свв. бессеребряников Космы и Дамиана, который в византийский период был центром монашества. Недалеко от этого места находится пещера св. прп. Иоанна Лествичника, в которой святой когда-то написал свою знаменитую "Лествицу". Возле пещеры есть колодец и построена небольшая церковь в честь св. Иоанна Лествичника.
Эль-Тур - столица провинции Южный Синай. Этот город небольшой, практически заново отстроенный за последние два десятилетия. Во времена фараонов Тор был крупным портом. Через него шла преимущественно местная торговля между Синаем и континентальным Египтом. В Ветхом Завете Эль-Тор называется Елим. "В раннем средневековье Эль-Тур был крупным центром христианства. Первая церковь была построена там еще в IV в. Затем возле нее возник небольшой монастырь. Но вскоре бедуины разорили его и перебили монахов. Они известны в истории церкви как святые преподобные отцы в Синае и Раифе избиенные (память 27 янв.н.с.). Позднее в Торе на самом берегу моря был создан новый монастырь, относящийся к Синайской православной церкви. Он служил пристанищем для паломников, направлявшихся к Синайской горе. Ныне монастырь опустел, но его церковь, носящая имя св. Георгия Раифского все еще действует. Церковь была построена в конце XIX века, ее иконостас русской работы. В средние века Эль-Тор носил название Раифа.
Оазис Фаран. Греческий женский монастырь Семи монахинь.
Оазис Фаран - это библейский Рефидим, где согласно Ветхому Завету, евреи победили местных жителей - амаликитян. Там же Моисей по воле Божьей совершил чудо: ударил о землю посохом, и из нее забил источник. Фаран - крупнейший оазис Синая. Он очень живописен. Между высоких скалистых гор вьется узкое ущелье, засаженное финиковыми пальмами и фруктовыми деревьями. В раннем средневековье там возник крупный христианский центр. Уже в IV в. в Фаране был свой епископ, подчинявшийся патриарху Иерусалимскому. После арабского завоедания мусульмане стали теснить христиан в глубь полуострова, и к концу VII в. те ушли к горе Хорив. Развалины епископата видны до сих пор, там проводятся раскопки. К ним примыкает маленький женкий монастырь Фаран, относящийся к Синайской православной церкви. Он был создан четверть века назад на месте монашеского скита.
В монастыре две небольшие церкви. Главная церковь носит имя пророка Моисея. Свой нынешний вид она приняла в 1950 годы, но построена на месте старинного храма с использованием его архитектурных элементов. В правой части иконостаса есть русская икона св.Иоанна Предтечи - вклад одного из наших паломников. Вторая церковь Космы и Дамиана, построена совсем недавно. Ее резной иконостас сделан на о.Крите. Вокруг монастыря - обширный сад.
Неопалимая Купина
Неопалимая купина – объятый пламенем, но не сгоравший куст, некогда виденный пророком Моисеем, является одним из ветхозаветных прообразов Богоматери и знаменует собой непорочное зачатие Христа от Духа Святого: быв Матерью, Богородица осталась Девою и в Рождестве и посте Рождества. В церковных песнопениях мы слышим: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако Дево, родила еси» и еще: «Радуйся, Купино Неопалимая». Каждую субботу в часовне служат Божественную литургию.<подробнее...>
Источники Моисея
Севернее Эль-Тора у подножия горы находятся Моисеевы ванны (Хаммам Муса). Это серные источники, температура воды в которых колеблется от 26 до 28 градусов Цельсия. Целебные свойства источников известны с глубокой древности. Возле них построена купальня, разбит небольшой парк.