От нашей ревности к вере и того, как мы служим Богу, зависит наше спасение, наше место в вечности, да и наша теперешняя жизнь. Смирение в наших поступках и словах способствует Божиему благоволению к нам и излиянию на нас благодати для поддержания нас на благом пути. Такое благословиение Божие и такая заповедь о вере и молитве постоянно стояли перед святым Симеоном Дайбабским еще с раннего его детства.
Будущий святой Симеон родился в Цетинье в 1854 году, на праздник свт. Николая - 19 декабря - в семье Васа и Станы Поповичей и был у них единственным ребенком. При крещении получил имя Савва ,в честь святого Саввы Сербского.
Он рано остался сиротой, но по глубочайшему и неисповедимому Промыслу Божиему он получил правильное и здоровое воспитание в вере у своего деда Милана и его блата Лаза Поповичей - приходского священника в Цетинье, который его крестил и миропомазал во младенчестве. Способствовало к более легкому и глубокому усвоению основных богословских знаний и обучение его в монастырской школе Цетинья, которую открыл еще сам владыка Ньегош. В этой школе Савва особенно отличался в знании церковно-славянского языка, пении и каллиграфии. Часто и во время других занятий он любил рисовать, а это влекло к нему учеников, но и вызывало недовольство у учителей. Поэтому хотя Савва и учился отлично, он никогда не получал награды в конце учебного года. В последствие его любовь к рисование выразилась в расписывании пещер в Дайбабе.
Когда Савва достиг юношеского возраста, он вынужден был сделать первый выбор в своей жизни. Его дед мечтал чтобы Савва женился и заботился о его большом имуществе, желание же самого Саввы было продолжать изучение духовной и светских наук, проникать в глубокие тайны Библии, любимую и читаемую им с самого детства. Но дядя Саввы, Михаил, смог убедить деда отправить его в Россию, в Киев, для дальнейшего обучения.
Митрополит Черногорский Илларион не только благословил Савву на поездку в Киев, но и написал рекомендации митрополиту Киевскому Филарету и Савва становится степендиатом в Киевской семинарии и Духовной академии Русской Церкви. С ним вместе учились и другие талантливые духовные юноши, вдохновляемые подвигом преподобных отцов - основателей Лавры - прп. Антония, Феодосия и других. Здесь Савва и принимает решение принять монашество. Но после завершения учебы в Духовной академии Киева и перед отречением от мира в постриге монашествком Савва изучает философию в Париже, Сорбоне, едет в Женеву, где знакомится с литературой разных реформатских течений.
После рукоположения о. Симеон еще какое-то время путешествует по России, посещает Москву и Санкт-Петербург. Затем возвращается в Черногорию. Сначала митрополит определяет его в монастырь свт. Николая на Враньине, но после того, как о. Симеон заболел малярией от тяжелых климатических условий, осенью 1898 года получает перевод в Острожский монастырь, о котором он мечтал еще с детства. Здесь будучи образованным монахом о. Симеон начинает преподавать с монашеской школе монастыря. В этом период о. Симеон совершает паломничества на Святую Землю и на Афон. В этот же период и происходит чудное видение юному пастуху из села Дайбабы, полностью изменившее направление подвижнической жизни о. Симеона. Так рассказывал об этом видении пастух:"Пас я скот на Берегу у могил, и когда ел хлеб и грыз орехи, то почувствовал аромат ладана и увидел, что на одной большой плите сидит человек, весь в золоте. На голове его шапка, расширяющаяся кверху, а наверху шапки крест. Возле него был посох, а наверху - золотые яблоки и желтый покров, а возле него двое детей. Подумав, что это злой дух, я захотел посмотреть есть ли у него пять пальцев на ногах и сзади, и спереди. Он же приподнял край одежды, закрывающий ногу, и сказал: "Я не злой дух, как ты полагаешь, я святой и здесь меня спрятали от турок. Был я владыкой этого моста, и сын я одного святого, что жил еще до Косова (т.е. до 1389 г). очу чтобы ты мне построил монастырь здесь." - "Я беден, отче". - "Не желаю богатых. Нашел бы, если бы захотел. Для начала нужна маленькая церковка. Хояу тебе все рассказать и всему определить границы. Не могу сейчас явиться, пока "это турецкое" не пройдет." Потом в монастыре будет много монахов, а общежитие - святогорское, где монах не имеет ничего отдельного для питания, только все общее." Впоследствии этот пастух стал послушником о. Симеона, принял монашеский постриг, став иеромонахом, окончил свою жизнь в 90летнем старцем в монастыре Дайбабском.
Церковка была сооружена и готова к освящению, о. Симеон просил благословения на ее освящение от митрополита Митрофана. И после того, как митрополит снабдил всем необходимым ( иконами, облачением, церковной утварью), молитва преподобного Симеона вознеслась ко Господу и Пресвятой Богородицы из Дайбабы. О духовном и мудром старце и подвижнике добродетели услышали люди и потекла к нему река тех, кто хотел услышать его духовных советов и молитв. При этом он показывал себя глубоким знатаком тайн души человеческой. От него исходила огромная доброта, любовь нелицемерная и непрестанная забота о людских душах. Помощь ближним в борьбе с грехом святой о. Симеон поставил себе наивысшей целью своего служения, при этом он шел впереди, указывая пусть своим личным примером, и светил как "светильник на подсвечнике".... После многолетнего постничества он получил от Бога дары прозорливости, ясновидения и знания сокровенных тайн людских помыслов. Эти дары шли на пользу тех, кто обращался за помощью, кто нуждался в умирении, утешении. Среди них были и жители окрестных сел и городов, были и паломники издалека. Среди них был и один русский князь, оставивший после встречи с преподобным запись: "..личность отца Симеона светится безграничной духовной чистотой и евангельским смирением, как у нашего отца Иоанна Кронштадтского". Облик его ".. проникнут тихой и светлой благостностью, которая радует и утешает." Паломники из Франции отмечают, что старец - "настоящее ангельское явление, в котором виден дух небесного блаженства".
Святой Симеон стал известен как молитвенник, чьи чистосердечные молитвы помогали многим: исцелялись больные, отгонялись напасти тяжких искушений.
Преподобный Симеон, откликаясь на потребности времени, берется за перо и пишет, чаще всего в стихах, книги, в которых дает советы о преодолении препятствий, мешающих на духовном пути. Пишет он и иконы, расписывает стены и своды прославленных теперь пещер.
Чувствуя прибилающийся конец земного странствования старец Симеон не скрывая своего дара прозорливости начинает открывать о наступающем времени, с великими искушениями и апокалиптическими страхами. Предсказывает блатоубийственную граждансскую войну и ужасы, святой, плача, молил Богу, чтобы взял его из сей временной жизни еще до наступления этого кошмара, но и предсказывая, что в конце по окончании искушений, гонений, страданий и мученичества, засияет истина Православия.
1 апреля 1941 года, причастившись Христовых Тайн, подвижник Божий тихо предал свою душу Господу. Похоронен святой в своей церковке, в гробнице, вытесанной в стене по его желанию. Это место вскоре стало центром поклонения верующего народа, проявляя благодатное чудотворение в исцелении больных и даруя утешение душам людей, стужаемым нечистью. Народное поклонение особенно возросло в последнее время, когда честные мощи старца были извлечены из гробницы и положены в вырезанный из дерева красивейший кивот.