Программы паломнических поездок в монастыри США Будущее сокрыто от ограниченного взора человеческого. И теперь еще не знаем, что внесет в жизнь страны сей мало помалу возрастающая здесь Православная церковь. Православная церковь не имеет обыкновения строить на чужом основании. Утверждать христианство там, где оно уже проповедано, и главное это то, что православная церковь совершает дело святой миссии в тиши, со смирением и благоговением. Сознанием немощи человеческой и силы Божьей. Своим духовным богатством, истиной, светом и радостью, мы должны поделиться с другими не имущими этих благ. И мы молимся Господу чтобы он послал стране сей изобилие плодов земных, благорастворение воздухов, дожди и ветры благовременные и сохранил ее от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной брани.
(Слова Патриарха Московского и всея Руси Тихона о значении Православия для Америки. 1906 год)
Сегодня в Америке очень много религий, наверное, все, что есть на Земле.Веротерпимость также является национальной чертой американских граждан
Интересен факт что по статистике самой бурно развивающейся религией (растущей на 5-6% в год) в Америке является… православие.
Истоки православия лежат на северо-востоке Америки в Калифорнии, в так называемом поселении русских, Форт Россе. Здесь когда то служил Св. Иннокентий, будущий митрополит московский Он прибыл в Форт Росс из Аляски где объездил с проповедями почти все острова алеутской гряды. Человек всесторонне образованный, он был создателем алеутской письменности и внес в просвещение Америки неоценимый вклад.
В 1794 году на Аляску из России приплыли 6 иноков валаамского монастыря. Позади было 9 месяцев тяжелейшего и опасного пути, но уже через 2 года здесь было 12 тысяч православных. Одним из этих монахов был преподобный Герман Аляскинский. Его еще при жизни называли святым подвижником, а он говорил о себе: «я, нижайший слуга здешних народов и нянька».
В 1867 году Аляска была продана Америке и заговорили о закрытии православной миссии, но Господь судил иначе. Богослужебная кафедра была перенесена в Сан Франциско, и в богослужение был введен английский язык. Именно западное побережье Америки, там, где расположен Сан-Франциско, наиболее населен нашими соотечественниками, осевшими здесь после нескольких волн эмиграции.
Последним значительным явлением русской эмиграции была так называемая китайская волна в 60-тых годах во главе с Владыкой Иоанном Шанхайским, возникшей во время запрета православной проповеди в Китае во время культурной революции. Владыка Иоанн Шанхайский, где бы ни возглавлял епархию - в Китае, в Западной Европе, Америке - никогда не оставлял своей миссионерской деятельности, привлекая к православию голландцев, французов, американцев, китайцев. При его непосредственном участии были завершены строительство кафедральных соборов в Шанхае и Сан-Франциско. Святителю с именем Бога на устах приходилось преодолевать и немыслимые трудности в результате расколов. Поэтому роль пастыря примиряющего так же памятна его благодарным последователям.
Считается, что православие в Америке вера эмигрантская. Первый поток эмиграции хлынул в Америку после Революции 17 года, хотя самый главный поток был после Второй Мировой войны. В начале 20 века было решено построить в Нью-Йорке храм, рассчитанный на 900 прихожан. В России был объявлен сбор средств, и первым свои вклады внесли император Николай Второй и Святой Иоанн Кронштадский. По благословению епископа алеутского и аляскинского Тихона, будущего Патриарха Московского и Всея Руси в 1901 году был заложен первый камень в основание нового храма Свято- Николаевского собора. Через год уже состоялось первое богослужение. Вскоре св. Тихон перенес свою резиденцию из Сан Франциско в Нью Йорк, т к. Свято-Николаевский собор стал кафедральным храмом епархии. В Нью Йорке этому храму присвоен статус памятника архитектуры.
После революции 1917 года связь с Россией была оборвана и православию в Америке пришлось очень трудно. Если до революции православие в Америке было единым, то теперь оно стало стремительно дробиться. Греки основали свою епархию, сербы - свою, арабы - свою и так далее. Из этого кризиса православие в Америке будет выбираться еще долго.
Православная церковь в Америке не просто объединяет выходцев из православных стран и их потомков. Искренняя вера ради живого выражения души, присущая православию, приносит плоды и среди самих американцев. И она уже давно перестала быть только эмигрантской в стране, созданной эмигрантами. Непререкаемым авторитетом для американских православных является Серафим Роуз. Более 20 лет назад из Америки в Россию впервые попали работы Серафима Роуза и можно сказать, что сегодня он один из самых известных православных писателей Творения отца Серафима и его жизнь доказывают, что православие нельзя понять - его можно только пережить.