Рано утром, незадолго до восхода солнца первого дня очередной начинающейся сентябрьской недели (по совпадению – в день церковного новолетия), в родной столице приземлились вернувшиеся из немного удлиненной "поездки выходного дня" пятнадцать паломников.
Православное паломничество русских, организованное паломническим центром "Покров", в столицу Евросоюза вызвало удивление даже у настоятеля Свято-Троицкого храма г.Брюсселя - протоиерея Павла Недосекина, который написал немало статей и книг об истории православных приходов в Бельгии и засвидетельствовал небывалый рост православной веры в этой стране: от одного прихода в начале нашего века до 17 приходов в наши дни (правда, разросшегося в основном за счет последней эмиграции из стран бывшего Союза).
Несмотря на историческую роль христианства, питавшего корни всей европейской культуры, при нынешней многонациональности и многоконфессиональности Европы, православное христианство (включающее и подобным образом переведенное с латыни западное «кафолическое») в этом новообразованном государстве 20 века уже не является явно довлеющим. Причем доля признающих себя христианами жителей Европы из года в год уменьшается и не только за счет притока в число коренных граждан стран Евросоюза мусульман-беженцев. После посещения базилик и католических соборов Бельгии бросаются в глаза печальные признаки того, что современная западная католическая церковь умаляется. Например, распродаются огромные опустевшие храмы. В лучшем случае – они достаются православным приходам, а чаще их продают под книжные и иные магазины, при этом с неприятными сопутствующими явлениями - расположенным кафе-баром на месте алтаря, или сдаются в аренду под оперные или концертные постановки, опять же без обсуждения того, какие сцены позволительно демонстрировать в «святая святых». Казалось бы, нам простым прихожанам, совсем не знакомы тонкие догматические различия двух ветвей христианства, но уже сейчас заметны столь различные плоды двух разных духовных практик.
1. Наше восточное христианство: даже так страшно переболевшее в 20 веке полным отказом от веры в Христа-Спасителя страны России, ставшей после 16 века оплотом православного мира, однако в наш 21 век – все-таки сохранившее все традиции, строящее новые и подымающее из руин ранее разрушенные монастыри и храмы, а главное, возвращающее в них своих детей.
2. И западное христианство: постепенно сжимающее службы до 15-минутных месс, не различающее в богатых сокровищницах соборов, чьи же мощи хранятся в столь красиво украшенных дорогих золотых и серебряных реликвариях, ранее спешно вывезенных из Византии, и уже забывшее о многих подвигах своих первых христиан, сводя почти к мультяшным изображениям то, что ранее почиталось святым, и при этом все равно теряющее прихожан, до такой степени, что становится не понятным, для кого содержать громадные красавцы-храмы!
Но это, конечно же, всего лишь лирическое вступление, пора перейти к описанию собственно паломнического маршрута и осмыслению увиденного и пережитого.
Прилетели мы в Брюссель в среду ближе к ночи и поселились в небольшую, но вполне удобную гостиницу. Сразу замечу, что главный бонус этого паломничества заключался в том, что всякий день, как никогда, мы возвращались «домой», в одну единственную гостиницу. Возможно, поэтому она нам показалась очень комфортабельной. Автобус нам достался тоже очень вместительный, хотя вещи каждый день загружать и выгружать не требовалось. Нашим водителем был Мераби, прихожанин брюссельского Троицкого храма из Грузии, что особенно согрело сердце одной из наших паломниц Луизы, которая недавно вернулась с похорон своего брата, которого точно так и звали.
С утра следующего дня нас встречал уже упомянутый отец Павел, и он же любезно сопровождал нас в первый день нашей поездки вдоль берегов самой важной бельгийской реки Маас или Мозе, в зависимости от того на каком языке вы хотите сказать – фламандском или валлонском. Энциклопедически образованный батюшка снабжал нас интересными историческими и даже катехизическими справками обо всем увиденном и услышанном, а два дня спустя не менее радушно и гостеприимно принимал нас в своем Троицком храме на воскресной Литургии и потчевал обедом, а затем и прощальным ужином перед нашим ночным рейсом домой.
Выехали мы из Брюсселя в направлении Тонгерена вдоль границы с Голландией через Камборский лес, в чаще которого существует небольшая
часовня св.преп. Корнилия, одного из святых первых веков христианства на этих заболоченных землях.
Тонгерен – древний город Римской империи, который появился на месте старинного военного гарнизона, подчиненного в давнем прошлом столичному городу Триеру. В черте города сохранились уцелевшие фрагменты укрепленных городских стен и даже, как говорят, башня.
В этом городе мы посетили Базилику Пресвятой Богородицы, называемую в европейских городах – Нотр Дам (Наша Дама). Обозначение какого-либо храма Базиликой тоже самое, что и наименованию у нас «ставропигиальным», т.е. управляемым напрямую первоиерархом церкви, а не посредством существующего административного церковного устройства. В ризнице посещаемого нами храма оказалось много мощей общеизвестных и местночтимых святых. Самыми «местными» оказались мощи египетских святых из Фивейского легиона с командиром св. Маврикием, так как именно этот легион размещался во времена Римской империи на этих землях и воины ценой своих жизней исповедовали христианство. В многочисленных реликвариях в ризнице храма также демонстрируются мощи апостолов Матфия, Петра, Иакова Старшего и Андрея Первозванного, св. архидьякона Лаврентия, праведной Анны, св. царицы Елены, св. девы Урсулы и ее дев-спутниц, св. Фаустина и св. Матерна – бывшего епископа Кельна. В базилике особо чтится статуя Богородицы с младенцем, характерной приметой которой является гроздь винограда в правой ладони Богоматери.
Далее в нашем маршруте следовал голландский город
Маастрихт, в который мы попали, переехав на другой берег одноименной реки. В этом городе мы посетили уже два храма: базилику св. Сервантия – епископа IV века, родившегося в Средней Азии, и еще один Нотр Дам. Базилика св. Сервантия – самый старый храм Нидерландов, в котором сохранился чудесный внутренний дворик с коллекцией колоколов и богатый музей-сокровищница, что, по-видимому, и обусловило платность входа. С радостью приложились к мощам апостола Фомы, вел.муч. Екатерины и св. Сервантия. Помимо этого в ризнице демонстрируются старинные служебные облачения и церковная утварь. В колокольне Базилики находится самый большой колокол страны, а на внутреннем дворике – целая коллекция маленьких колоколов и колокольчиков. В этой поездке так получилось, что практически в каждом городе мы заходили в храмы под колокольный звон, что было особенно приятно.
В маастрихсткий Нотр Дам мы попали уже в послеобеденнное время и не застали его служителей, которые могли бы открыть нам ризницу, где мы намеривались приложиться к поясу Богородицы. При входе в собор, в особой витрине встречает прихожан и гостей икона-статуя Богородицы – Звезда морей. Не вполне владея молитвенным английским языком, чтобы вникнуть в смысл вывешенной рядом с Образом молитвы, мы решили по-своему поприветствовать «Нашу Даму» и каждый паломник по очереди почитал Акафист "Скоропослушнице".
Рядом с Базиликой мы перекусили тарелкой лукового супа и, так и не дождавшись и даже не дозвонившись до служителей храма,
направились в небольшое селение
Ставело, в котором намеревались осмотреть руины древнего монастыря, преобразованные ныне в музей, а также посетить пещеру святого Ремакля. В кафедральном соборе Ставело мы поклонились мощам святого Ремакля – просвятителя Арден, которые находились в золоченной раке в алтаре под сигнализацией, что не позволило даже батюшке к ним приложиться. Пещера, в которой совсем недавно обрели первую раку святого, по мнению местных жителей, находится довольно далеко от их родного городка поближе к району Люксембурга, т.е. на другом склоне гор. По-видимому, из-за большого почитания этого святого все раки для его мощей богато украшали, что подтвердило присутствие в храме редкого явления - сигнализации, и кроме того было сообщено, что предпоследняя рака сейчас располагается в одном из музеев Нью-Йорка.
Уже в сгущающейся темноте мы въехали в еще один городок из нашей программы –
Льеж, и сразу направились в православный храм в честь Живоносного источника, который располагается в простом жилом доме на небольшой площади. Встречал нас очень радушный староста Николай с мягким украинским говорком. Как сказал отец Павел, на таких горячо верующих людях православные приходы и держатся. После принятия от нас треб, Николай устроил нам вечернее чаепитие, а напоследок налил всем по рюмке церковного вина, привезенного из Почаевской Лавры, за свою мечту - строительство нового храма.
Второй день наших паломнических выездов мы начали с подготовки к Литургии, так как направлялись в удивительный православный мужской монастырь в честь Богородицы «Всех скорбящих радости» недалеко от города
Первейз. Служба велась на фламандском языке с небольшими вставками батюшкиных возгласов на русском, при этом чудесное пение делало монастырскую службу очень легкой для нетренированных паломников. В монастыре два архимандрита – настоятель Фома, очень радостный и даже шутливый батюшка, и отец Иоанн. После службы нам дали приложиться к многочисленным святыням, которые хранятся в этом монастыре. На поклонение выносили из алтаря несколько сундуков с мощами, иконы с мощевиками, и прочие реликварии. Фотографировать все разрешили, но очень просили фотографии в Интернете с реликвариями не вывешивать, так как охотников, падких на блестящие оклады много, и не надо их искушать. В самой богатой на мощи ризнице Бельгии мы встретили маленький фрагмент животворящего Креста Господня, и мощи: св. Анны и св. Елизаветы; св. вел.муч. Георгия; св. Ефимия всехвального; св. Севастиана; одного святого из 40 Севастийских мучеников; св. Хрисомия (епископа Армении, который дошел до этих мест и построил первую церковь во Фландрии, а потом был убит за веру в Риме); св. Мартина Турского (очень редкая святыня, так как мощи этого святого были практически полностью сожжены); св. Хислитуса (архиепископа Афин, который построил в местных лесах монастырь, известен тем, что оживил убитого на охоте медведя, который потом охранял монастырь, почитается как большой чудотворец, в настоящее время к нему особенно обращаются за помощью роженицы, которые боятся трудных родов); св. Беатуса (умучен прибиением гвоздями); св. Гертруда (первая монахиня и игуменья Невеля, умершая в 33 года, защищает от мышей и крыс), св. Ремилиуса (возможно это же св. Ремакль -митрополит Реймса, который крестил в Православие французского короля); св. Палматия ( который был горячо верующим римским сенатором, семью которого умучили у него на глазах за отказ от поклонения идолам, от этих мощей на Пасху было яркое свечение; святой изображается на иконах с пальмовой ветвью - знаком мученичества); св. Урсулы; св. Годеливы; св. Маврикия (убиенный в Швейцарии около г. Сант-Мориц); св. Стефана; св. Иоанна Крестителя; св. Трифона; св. Поликарпа; св. Игнатия (епископа Антиохийского); св. Антония Великого; св. Феодосия; св. Бенедикта; св. Марии Египетской; св. Вонифатия. Св. Климента; св. Дионисия Ареопагита; св. Андриана; св. Сильвестра; св. Нектария Эгинского; св. Киприана; св. Харлампия; св. Григория Паламы; свв. Иоанна Крондшатского и Иннокентия Иркутского; св. мученников Лионских, Французских и Бельгийских.
Монастырский двор нам показался очень небольшим, несмотря на его фермерский вид за счет сада и пасущихся козочек в загончике. Из-за строгого поста в день усекновения главы св. Иоанна Предтечи нас не угостили местным молоком и сыром. Но уже проявили дружелюбие в том, что служили службу для нас на час позже и по нашему календарю, хотя в самом монастыре по благословению владыки служат по современному календарю, совпадающему с католическим даже на Рождество и Пасху.
Сопровождала нас в этот день матушка Марина с ученой степенью и тонкими познаниями истории и современности православия во Франции и Бельгии. По дороге к главной святыне этого дня – Крови Господа в Базилике св. Василия Великого в городе Брюгге, мы заехали в небольшое селение
Гистель, около которого располагается небольшой оштукатуренный белый монастырь с источником св. Годеливы. Святая известна тем, что была замучена свекровью и собственным мужем, а потом исцелила от слепоты дочку от второго брака своего бывшего мужа, по сути, падчерицу, которая стала очень ее почитать и позднее построила монастырь. Раскаявшийся отец даже ходил в Рим, испрашивать отпущение своего греха и участвовал в одном из крестовых походов. В монастыре до сих пор есть источник, в воде которого очень хорошо промыть глаза.
Каждую пятницу в
Брюгге с 14 до 15 часов в базилике св. Василия Великого в верхнем храме выносят на поклонение в прозрачной колбе – кровь Господа, которая была впитана овечьей шерстью на Голгофе. Католический священник держит колбу в руках, а паломники по очереди в благоговейной тишине прикладываются к ней или освящают на ней свои молитвенники, крестики и другие, важные для себя памятные вещи. Брюгге – очень красивый зеленый город с многочисленными каналами, что понимаешь, уже подходя к городским воротам. В прудах, которые расположены у ворот, плавает очень много лебедей, которых почитаются в этом городе как гуси в Риме, так как они тоже спасли свой родной город. По пути в центр встречаются уже знакомые паломнические знаки – «пятипалые» плоские ракушки, так как один из традиционных паломнических маршрутов к св. Якову в испанский город Сантьяго проходил через этот город, о чем свидетельствует храм св. апостола Якова, напротив которого мы заметили и наш закрытый православный храм святых императоров Константина и Елены. В церкви пресвятой Богородицы мы познакомились с замечательной скульптурной группой Микеланджело – Богородица с младенцем, с очень узнаваемым ликом, похожим на лик Богородицы скульптуры Пьета.
Далее следовал переезд в
Гент, где нас особо интересовал собор св. Бавона, в котором богатая ризница и где демонстрируют знаменитый алтарь братьев Ван Эйков. Мы как всегда довольно долго искали под начинающимся дождиком парковку, а потом сам собор, который находился в ремонтных лесах. Собор оказался закрытым, и нам пришлось удовольствоваться прогулкой по городу и ужином в этом городе. Даже, если бы мы в этот день не опоздали, собоор св. Бофона на время ремонта открыт только во второй половине воскресного дня. А так, в Брюгге, мы все-таки подошли к чудесному небольшому православному храму с фигурами двенадцати апостолов на фронтоне, маковка которого удивительно вписывается в общий ландшафт домов бегинок. Бегинки – это женщины-христианки, которые соглашаются жить общежительно и несут какое-то мирское послушание. Это еще не монастырь, а скорее мирская чисто женская община. Удивительно, что у нас в России такого социального явления пока нет.
На ужин мы расположились в закрытой части кафе на набережной Гента, так как дождик накрапывал все решительнее, и отведали знаменитые бельгийские мидии, а некоторые приложились даже к не менее знаменитому бельгийскому медовому пиву.
В
третий день наших поездок в помощь к нашему гиду Марине присоединился историк Максим, с удивительной способностью к запоминанию даже малейших деталей в изучаемых предметах и событиях. Нам пришлось отказаться от проездки в город Турне, так как именно в день нашего посещения в городе проводились представления средневекового ристалища, а это значит, что должно быть очень многолюдно и суетно.
Первым городом для посещения стал
Нивель, появившийся после основания в этих местах монастыря св. Гертрудой. В ризнице Базилики св. ап. Петра мы приложились к ее мощам, посетили богатую ризницу. Святая является родной сестрой еще одной известной бельгийской святой Беги, которая также являлась основательницей другого монастыря, в окрестностях которого теперь живет целый город Анден. Особо почиталась св. Гертруда крестьянами как защитница от грызунов - мышей и крыс. В соборе даже есть иконы св. Гертруды с рыжим котом на руках.
Далее по нашему курсу следовал городок
Уи. В этом городе жил известный католический деятель св. Петр Амьенский (Пустынник), который был идейным вдохновителем первого крестового похода. В центре города находится собор св. Домициана с богатой ризницей, а также в городе есть знаменитый источник, очищенный епископом Домицианом своим посохом от драконьего яда. Однако, тот источник на центральной площади, который с первого взгляда может показаться искомым, находился в ремонтируемом состоянии, безводным и чудесным не являлся. Чуть поодаль поближе к реке мы нашли в доме закрытую дверь со стеклянной вставкой, сквозь которую мы увидели икону святого Домициана и закрытый кран с раковиной. Именно это место нам обозначили служители собора как чудотворный источник. В ризнице собора мы увидели очень много не только драгоценных сосудов с мощами (особо обрадовался батюшка мощам св. Оделии) и разной церковной утвари, но и музейные раскопки. К нашей группе была приставлена милейшая местная гидесса, которая с жаром рассказывала о своем городе, соборе, сокровищах ризницы, которые во время войны были все вывезены, а потом возвращены в собственность собора. Максим и Саня долго внимали рассказам милейшей бельгийской дамы, а потом мы с батюшкой оставили благодарственные заметки в «книгу жалоб и предложений» ризницы-музея. Нам подарили несколько книг по сокровищам этого собора, а некоторые книги паломники приобретали самостоятельно.
Следующим был городок
Анденн, основной храм которого был построен святой Беги, которая вначале основала на этих местах монастырь. В ризнице хранится тоже много мощей бельгийских и общепочитаемых святых. Двум практикующимся во французском языке молодым людям (Сане и Максиму) опять досталась очень активная бельгийская дама-гид, с которой у них никак не получалось расстаться. Около храма находится св. источник св. Беги с прозрачнейшей водой (7 градусов), из которого мы пили и умывались, не обращая внимания на накрапывающий дождик.
Следующий город должен был быть Намюр, который является столицей всей провинции, по территории которой мы колесили в этот день, но вначале мы проехали его без остановки, оставив его «для аккорда», который у нас не прозвучал в полной мере из-за позднего времени нашего возвращения.
Решено было доехать сразу максимально дальше вдоль путеводной реки. Городок
Динант, лежавший на крайней точке нашего маршрута, прославился своим очаровательным видом, так как реку Маас/Мозе окружают красивые горы. Еще эти места известны тем, что в этом городе жил музыкант Адольф Сакс, который изобрел новый музыкальный инструмент - саксофон, теперь небольшие и большие весело раскрашенные изогнутые фигурки самого главного джазового инструмента украшают мосты и набережные по всему городу. Однако, есть у города и более мрачная достопримечательность, так как именно в этом городе располагался в Бельгии штаб Гестапо. Сейчас в городе есть небольшой фуникулер, который может поднять желающих от берега реки на вершину холма-горы к смотровой площадке и подножью замка-крепости. Недалеко от начала фуникулера располагается небольшой кафедральный храм, в котором мы застали выставку, посвященную столетию первой мировой войны. А вообще мы зашли в этот храм в разгар службы под звуки органа, что очень понравилось моему сыну Саше. Кстати, органная музыка очень была популярна в православной Византии, а не является изобретением католической церкви. Слева от алтаря мы нашли очень красивый серебряный реликварий с мощами святого 3 века - епископа Перпетуя.
Доехав почти в сумерках до
Намюра и наткнувшись на закрытые двери соборов, которые мы намеривались посетить, нам пришлось только отужинать в первом попавшемся симпатичном кафе. Профессионалы заметили, что правильнее было бы сделать с точностью до «наоборот» - поклониться апостольским мощам – ребру ап. Петра и ступне ап. Якова в Намюре, а отужинать в живописном Динанте.
Остаток этого субботнего вечера по возвращении мы готовились к воскресной Литургии и рано укладывались спать, так как предполагалось ранее пробуждение для сбора вещей и утреннего осмотра столичного города Брюсселя до начала воскресной службы. Все это было решено сделать для того, чтобы выкроить время во второй половине дня для повторной поездки в Гент к всемирно известному алтарю братьев Ван Эйков, ограничив осмотр европейской столицы посещением нескольких православных храмов, и не опоздав при этом на самолет. Все нам удалось!
День четвертый.
Брюссель. С утра мы большую часть пути пешком прошли от нашего Троицкого храма до самого центра, узнав, что в кафедральном соборе покровителя города Брюсселя св. архангела Михаила и девы Годеливы проходит три службы, отчего нам не предложили с утра посетить ризницу, в которой хранятся частица Креста Господня и Шип Тернового Венца с Кровью Господа. Осмотрев знаменитые виды Брюсселя с ратушей и Домом короля, известном еще под названием Хлебный дом, мы вернулись в наш Троицкий храм, искусно встроенный между жилыми домами. Литургия была также светла и легка, как в бельгийском православном монастыре, хотя шла на привычном церковно- славянском языке с молитвенными вставками на греческом и бельгийском языках. Отец Павел вынес из алтаря нам иконы с мощевиками св. Иоанна Шанхайского, бывшего в 50-е годы главой Бельгийской церкви и написавшего книгу «О святых, в земле Бельгийской просиявших», и св.вел.муч. Екатерины. В этот же день праздновалась память свв. благоверных князей Петра и Февроньи, русских святых - покровителей брака. Наш батюшка игумен Матфей произнес проникновенную проповедь о постоянной радости и месту Воли Божией в нашей жизни, которая и дает эту самую радость, если присутствуют послушания (у мирян оно весьма многогранно комбинированное – на работе, в семье, в социуме). После службы нас пригласили на воскресную трапезу, во время которой мы узнали, что отец Павел особо почитает Крест Господень и сетует, что в России, в отличие от Европы, ни в одном городе нельзя найти площадь Креста. Еще мы узнали, что батюшка Павел был духовным чадом иеросхимонаха Самсона Сиверса. Он же признался, что наш батюшка ему очень близок по духу, однако предостерегал духовных чад, наслушавшись некоторых наших неразумных реплик, от соблазна подмены веры в Спасителя, верой в своего духовника. Далее мы посетили храм–памятник св. прав. Иову Многострадальному, который был построен в память об убиенном царе-искупителе. В стены храма замурованы два контейнера с землей с места расстрела и захоронения царской семьи. В храме хранятся такие святыни как личная икона императора Николая Второго св. Иоанна Предтечи, которую дали поддержать и батюшке, и Саше, личное евангелие императрицы Александры Федоровны. Выносили из алтаря шинель царя, кресло с вензелем – «Н-II», посох св. Иоанна Шанхайского, которым батюшка постучал некоторым паломникам по голове. Именно в этом храме служил святой Иоанн, будучи главой Бельгийской церкви в 50-е годы. Сейчас на стенах храма написаны многие имена белой эмиграции, при храме организован фонд русского эмигрантского архива, который начал издавать книги с воспоминаниями и документами многих известных соотечественников.
Не менее почитаем в Брюсселе небольшой Никольский храм, отметивший в 2012 году 150-летие. Это самый первый русский храм в Бельгии. В нем мы поклонялись частицам мощей св. Николая, св. Серафима Саровского, образу Божьей Матери «Иерусалимская на Афоне», написанному афонским монахом Дионисием. В этом храме отпевали генерала Врангеля.
Добравшись повторно до
Гента, мы внимательно рассмотрели все 24 художественных фрагмента со всех створок алтаря, расписанных в 17 веке братьями Ван Эйками. Алтарь демонстрируется в музейном режиме в отдельном приделе, т.е. сопровождается подробным инструктивным материалом, где и что изображено. Самой характерной особенностью этого алтаря является изображение в центре жертвенного животного-Агнца, из тела которого изливается искупительная кровь. Помимо чисто эстетической радости от встречи с чудесным произведением искусства мы были награждены тем, что самостоятельно нашли в ризнице на «минус первом этаже» собора мощи св. Бофона, про которые ничего не знали смотрители собора, так как свято верили, что Реформация расправилась своим огнем со всеми святыми мощами, и мощи св. Иоанна Предтечи, которые находились в большом серебряном мощевике в форме блюда с головой.
Уже ближе к вылету, после посещения храма-часовни «Живоносный источник» в парке со знаменитым экспонатом международной выставки 1958 года – Атомиумом, мы вернулись в гостеприимный Троицкий храм на прощальную трапезу. После задушевной беседы о паломничестве и духовной жизни тепло распрощавшись с хозяином храма о. Павлом и его женой, мы поехали в аэропорт на свой ночной рейс, который в народе называется «красные глаза». Однако благодать, которую мы получили в поездке, уберегла многих от усталости полета, если сами себе не взбаламутили душу перед вылетом очередью в магазинчиках беспошлинной торговли с вожделенными бельгийскими конфетами.
Группа у нас получилась на удивление слаженная, за редким почти не заметным исключением. Самое удивительное, что нам достались потрясающе эрудированные гиды: от отца Павла, матушки Марины до историка Максима, без учета того, что с нами паломничала директор паломнического центра Покров Ольга, которая собственно и разработала эту программу. В группе была филолог Катя, которая чудесно поставленным голосом, практически не ошибаясь в ударениях, регулярно читала в автобусе утренние и вечерние правила, а также другие молитвы - каноны и последования к Причастию. Паломница Лариса, оказалась философом с ученной степенью, которая не оставила своего увлечения во всем разбираться до мелочей. Она взяла с собой много интереснейших текстов об истории посещаемых мест и встречаемых святынях, и часто консультировала всю группу.
Все святые в земле Бельгийской просиявшие, молите Бога за нас!