Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 



Первая династия королей Франции носит название - Меровинги, так - как к ней принадлежал Хлодвиг покоритель римской Галии. Хлодвиг стал, также и первым христианским королем Франции, так-как после завоевания Галлии он принял крещение вместе со своим народом. С этого момента, конец V века,  Галлия-Франция, вступает в христианский этап своего исторического пути. Меровинги  правили с конца V до середины VIII века. Современники также называли Меровингов «длинноволосыми королями» (лат. reges criniti). С языческих времен и до своего падения Меровинги носили длинные волосы, считавшиеся обязательным атрибутом монарха. Франки верили, что Меровинги обладают сакральной силой, заключавшейся в чрезвычайно длинных волосах их владельцев, и выражавшейся в т. н. «королевском счастье», олицетворявшем в себе благополучие всего франкского народа. Такая причёска отделяла его от подданных, которые носили короткие стрижки, популярные в римскую эпоху, считавшиеся признаком низкого положения слуги или раба. Отсечение волос считалось тяжелейшим оскорблением для представителя династии Меровингов, на практике оно означало потерю прав на обладание властью (примером тому может послужить сын Хлодомира Хлодоальд, известный впоследствии как святой Клод. Отказавшись от претензий на королевскую власть, он сам отстриг свои длинные волосы. Впоследствии он стал основателем и святым покровителем известного монастыря в Сен-Клу под Парижем). Хлодвиг (кстати видоизменение этого германского имени дало знаменитое Луи или, как в России принято писать Людовик, одно из самых распространенных имен французских королей) сделал Париж столицей своего сильно выросшего государства. Он поселился на острове Сите, во дворце римского наместника. Хотя туры в Париж включают в программу посещение этого места, практически ничего со времен Хлодвига не дошло до наших дней. Позднее Хлодвиг присоединил  к этим территориям юг страны. Франки покорили и многие германские племена к востоку от Рейна.
Второй династией в истории Франции были Каролинги. Они правили Франкским государством с 751 года. Первым королем этой династии был Пипин Кроткий. Он завещал огромное государство своим сыновьям – Карлу и Карломану. После смерти последнего все Франкское государство оказалось в руках короля Карла. Его главной целью стало создание прочного христианского государства, в которое, помимо франков, входили бы еще и язычники.
Карл Великий был яркой фигурой в истории Франции. Почти каждый год устраивал он военные походы. Размах завоеваний был настолько велик, что территория Франкского государства удвоилась.
В это время Римская область была под властью Константинополя, а римские папы являлись наместниками византийского императора. Они обратились за помощью к правителю франков, и Карл оказал им поддержку. Он разбил угрожавшего Римской области короля лангобардов. Приняв титул лангобардского короля, Карл начал вводить в Италии франкское устройство и соединил Галлию и Италию в одно государство. В 800 он был коронован в Риме папой Львом III императорской короной.
Обширнейшая деятельность Карла на ниве образования была посвящена задаче христианского воспитания. Он издал указ о создании школ при монастырях и попытался ввести обязательное обучение для детей свободных людей. На высшие государственные и церковные должности он приглашал просвещеннейших людей Европы. Интерес к теологии и латинской словесности, расцветший при дворе Карла Великого, дает право историкам называть его эпоху Каролингским возрождением.
Восстановление и строительство дорог и мостов, заселение заброшенных земель и освоение новых, возведение дворцов и церквей, введение рациональных методов агрикультуры – все это заслуги Карла Великого. Именно по его имени династию назвали Каролинги. Столицей Каролингов был город Аахен. Хотя Каролинги перенесли столицу своего государства из Парижа, на острове Сите в Париже сейчас можно увидеть памятник Карлу Великому. Он находится на площади перед собором Нотр-Дам в сквере его имени. Паломничество в Париж позволит вам увидеть памятник этому человеку, оставившему яркий след в истории Франции.
Умер Карл Великий в Аахене 28 января 814 года. Тело его было перенесено в построенный им Аахенский собор, и помещено в медный позолоченный саркофаг.
Империя, созданная Карлом Великим, распалась уже в течение следующего столетия. По Верденскому договору 843 года она была разделена на три государства, два из которых – Западно-Франкское и Восточно-Франкское – стали предшественниками нынешних Франции и Германии. Но осуществленный им союз государства и церкви во многом предопределил характер европейского общества на столетия вперед. Образовательные и церковные реформы Карла Великого сохраняли значение долгое время.
Образ Карла после его смерти стал легендарным. Многочисленные сказания и легенды о нем вылились в цикл романов о Карле Великом. И именно по латинской форме имени Карла - Carolus - правителей отдельных государств стали называть королями.

Смутный период между 887 и 987 в политической истории Франции был отмечен борьбой между династией Каролингов и родом графа Одо. В 987 году крупные феодальные магнаты отдали предпочтение роду Одо и избрали королем Гуго Капета, графа Парижского. По его прозвищу династию стали называть Капетинги. Это была третья королевская династия в истории Франции. Особенно ее прославили два короля, это Людовик IX (1226–1270), которого впоследствии назвали Людовиком Святым и Филипп IV Красивый (1285–1314).
Людовик был сыном глубоко религиозной Бланки Кастильской женщиной большого ума, выдающейся силы воли, она имела громадное влияние на развитие сына. Людовик был инициатором двух крестовых походов, седьмого и восьмого. В 1244 году король тяжко захворал и дал обет возложить на себя крест. Получив в Сен-Дени хоругвь, перевязь и посох паломника и испросив в Лионе благословение папы, Людовик с крестоносцами прибыл в сентябре 1248 года на Кипр, а весной 1249 года в Египет, к Дамиетте, которую 6 июня французы взяли. В мае 1250 года Людовик отплыл из Египта, но оставался 4 года (1250—1254) в Сирии, дожидаясь новых крестоносцев. Своим нравственным влиянием Людовик поддерживал христиан в Палестине, заводил сношения с азиатскими государями, предпринимал работы для укрепления Яффы, Кесарии и Сидона. Слава о нём далеко распространилась. Получив известие о смерти матери, Людовик вернулся во Францию после шестилетнего отсутствия и ревностно принялся за государственные дела. В марте 1270 года он отправился в Тунис, надеясь на обращение местного султана в христианство. Ожидая прибытия Карла Анжуйского, Людовик бездействовал. В войске начались эпидемии; умер сын Людовика Тристан, 3 августа заболел сам Людовик, и 25 августа скончался.
Тело короля было перевезено Карлом Анжуйским на Сицилию и погребено в соборе Монреале, где и сейчас в алтаре, посвященном Людовику, хранится урна с его внутренностями. Впоследствии останки Людовика были перенесены в Сен-Дени.
Людовик был покровителем искусства и архитиктуры. Его называют Периклом средневекового зодчества. Именно при его правлении готический стиль достигает своего высшего расцвета. К его времени относится собор в Реймсе, церковь Сент-Шапель в Париже, монастырь Ройомон. Сразу после кончины Людовика вопрос о канонизации умершего короля был поднят его сыном, настаивавшем на святости благочестивого короля, и поддержан многими влиятельными лицами во Франции. Спустя 27 лет, в августе 1297 года, булла «Gloria laus» папы Бонифация VIII провозгласила его святым. Людовик IX был канонизирован под именем св. Людовика Французского; он стал первым святым среди французских королей, если не считать Дагоберта II. Именем св. Людовика названо множество католических храмов как во Франции, так и за её пределами, в том числе Храм Святого Людовика Французского в Москве.

Филипп IV Красивый (1285–1314) сыграл существенную роль в истории Франции, в превращении Франции в современное государство. Филипп заложил основы абсолютной монархии.Для ослабления могущества крупных феодалов, он использовал нормы римского права. Именно при Филиппе высшие органы власти – Парижский парламент, Верховный суд и Счетная палата (казначейство) – из более или менее регулярных собраний высшей знати превратились в постоянно действующие учреждения, в которых служили в основном легисты – знатоки римского права, выходцы из среды мелких рыцарей или богатых горожан. В 1305 году на папский трон был возведен француз Бертран де Го, принявший имя Климента V. Этот Папа был во всем послушен Филиппу. В 1308 году по требованию Филиппа Климент V перенес папский престол из Рима в Авиньон. Так началось «Авиньонское пленение пап», когда римские первосвященники превратились во французских придворных епископов. Филипп IV Красивый оставил после себя централизованное государство. После смерти Филиппа дворяне потребовали возврата традиционных феодальных прав. Хотя выступления феодалов удалось подавить, они способствовали ослаблению династии Капетингов. Все три сына Филиппа Красивого не имели прямых наследников, после смерти Карла IV корона перешла к его ближайшему родственнику по мужской линии, двоюродному брату Филиппу Валуа – основоположнику династии Валуа – четвертой королевской династии в истории Франции.
Одним из центральных событий периода правления Филиппа явилось уничтожение ордена тамплиеров. Рыцарям было предъявлено обвинение в занятиях алхимией и исповеданию тайного учения Гермеса Тресмегиста. Существует легенда о том, что Жак де Моле, последний магистр ордена соженный 14 марта 1314 года в Париже по приказу короля, перед арестом основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье запрещённый орден тамплиеров, — хотя и несколько отличавшиеся от их современных образцов. Главной целью порождённого тамплиерами масонства (согласно легенде) стала месть и уничтожение христианской церкви и монархии. Эту легенду активно поддерживают ложи так называемого шотландского ритуала. Существует также легенда, что во время казни, потомка Филиппа, Людовика XVI, некий голос из толпы выкрикнул: Жак деМолле ты отмщен, после чего некогда христианская страна погрузилась в страшный кровавый террор. Между тем стоит отметить, что как бы не относиться к личности Филиппа IV, нельзя не отметить, что это был глубоко верующий монарх, в своей личной жизни строго соблюдающий заповеди Христа. Достаточно отметить, что будучи ещё довольно молодым вдовцом (37 лет), Филипп IV не женился повторно, оставшись верен памяти своей покойной любимой супруги.
Сейчас вообще принято, не без влияния светских историков, воспринимать средневековье как период мракобесия, жестокости и бепросветного варварства в отношениях между людьми. А между тем, можно привести хотя бы такой факт. Именно в период средневековья, на переднем портале Собора Нотр-Дам, было установлено 33 стилизованных овечьих яслей по числу земных лет Христа, и каждая женщина не желавшая воспитывать своего ребенка, могла положить младенца в эти ясли, и его воспитанием начинал заниматься специально преставленный к Собору женский, монашеский орден.  Детям давали очень хорошое богословское образование, в числе прочего обучалия латыне и греческому языку. Такое явление было повсеместно на всей территории средневековой Франции. Мягко говоря, здесь мы наблюдаем довольно резкое отличие от современного состояния человеческого общества, как европейского так и любого другого, в большинстве своем, отказавшегося от религиозных предрассудков.
Когда на престол взошел Филипп VI Валуа (1328–1350), ему досталось самое могущественное государство Европы. Почти вся Франция признавала его как правителя, и ему подчинялись папы в Авиньоне. Однако за несколько лет ситуация резко изменилась из-за его нерадивого правления и Столетней войны, разразившейся между Францией и Англией в 1337.  Одним из самых известных эпизодов связанных с эпохой правления ветви Валуа, является подвиг и трагическая кончина  Жанны д Арк-Орлеанской девы. Король этой династии, Карл VI (1380–1422), на протяжении большей части жизни был безумен. Поэтому правление осуществлялось соперничавшими между собой группами дворян. Воспользовавшись трудным положением Франции, английский король Генрих V (1413–1422) вторгся в эту страну в 1415 году и нанес французской армии сокрушительное поражение в битве при Азенкуре, а затем начал завоевывать Северную Францию. В 1422 англичане удерживали бóльшую часть Франции, расположенную к северу от р.Луары. В 1428 английские войска осадили Орлеан. Однако весной 1429 французской армии, возглавляемой Жанной д'Арк, удалось изгнать англичан, и осада города была снята. Постепенно англичане были изгнаны и из других городов, а дофин в 1429 был коронован в Реймском соборе под именем Карла VII (1422–1461). В 1430 враги захватили Жанну в плен, судили как еретичку и ведьму и в 1431 сожгли на костре на рыночной площади в Руане.  После окончания войны, 7 июля 1456 года судьи зачитали вердикт, который гласил, что каждый пункт обвинения против Жанны опровергается показаниями свидетелей. Первый процесс был объявлен недействительным, один экземпляр протоколов и обвинительного заключения был символически разорван перед толпой собравшихся. Доброе имя Жанны было восстановлено. В 1909 папа Пий X провозгласил Жанну блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её (День памяти — 30 мая). В настоящий момент практически в каждой католической церкви во Франции есть статуя святой Жанны д\'Арк. Орлеанская дева изображается в мужском костюме, с мечом в руке.
В 1594 году, на французский престол, в Шартре, был возведен первый король из династии Бурбонов - Генрих IV, потомок которого, Людовик XVI был казнен во время революции 1793 года. После пятилетнего периода консульства власть в стране перешла к Наполеону Бонапарту, который единолично правил страной вплоть до 1814 года. Разгром армии Наполеона Бонапарта в битве при Ватерлоо привел ко второй реставрации монархии Бурбонов во Франции. На трон был вновь возвращен Людовик XVIII. Власть Бурбонов продержалась до 25 февраля 1848 года, когда временное правительство провозгласило Францию республикой. Однако власть в стране, в 1852 году узурпировал племянник Наполеона I - Луи Наполеон Бонапарт
провозгласивший себя императором Наполеоном III. В 1871 году, монархия была окончательно упразднена и Франция с тех пор является республикой.

Но несмотря на все, достаточно вольнолюбивые политические перипетии, в духовном плане Франция продолжала оставаться по прежнему христианской. Недаром еще при Хлодвиге, когда он под влиянием «апостола франков» епископа Реймского святого Ремигия и своей жены, святой Клотильды, решил принять православие  а не арианство Франция приобрела почетное название «старшей дочери Церкви». Однако христианство проникает на территорию Франции гораздо раньше ее официального признания христианской державой в правление Хлодвига.
христианство проникло в Галлию уже в апостольские времена. По преданию, Лазарь Четверодневный, которого воскресил Иисус Христос, и его сестры Мария и Марфа, изгнанные из Святой Земли, пересекли на маленькой лодке Средиземное море и высадились близ Арелата (современный Арль), в нынешнем Провансе. А в63 г., проходя из Рима в Испанию, апостол Павел первым епископом Арля поставил апостола от 70-ти святого Трофима. В городе сохранился в перестроенном виде один из древнейших храмов Франции — собор святого Трофима, где покоятся мощи апостола. Знаменитый французский город-курорт Сен-Тропе назван  в честь апостола Трофима, на его гербе помещен образ святого.
Около 95 г.,  по благословению священномученика папы Климента, в Галлию для проповеди Благой Вести отправился епископ Афин, один из ближайших учеников апостола Павла, Дионисий Ареопагит. Придя в Лютецию (современный Париж), он обратил ко Христу часть местных жителей, положив основание Галльской Православной Церкви. Во время гонения при императоре Домициане (81-96 гг.) Дионисий, а также святые Рустик и Елевферий были схвачены и, исповедав себя христианами, обезглавлены. Впоследствии на месте их погребения, на высочайшей точке Парижа — холме Монмартр (фр. Montmartre, буквально «гора мучеников») — была воздвигнута базилика Сен-Дени. Однако, по другим источникам, Дионисий «в Паризиях» — другое лицо, он и его спутники пострадали за Христа при императоре Деции (середина III в.).
Первые летописные упоминания о христианах во Франции датируются II в. — Ириней Лионский, один из отцов Церкви, ведущий богослов своего времени, описывает смерть епископа г. Лугдун (современный Лион) Пофиния и других мучеников во времена преследований в177 г. Тогда в амфитеатре «Трех Галлий» за христианскую веру кроме епископа были замучены 43 человека.  В том же году император-философ Марк Аврелий официально запретил христианство законом. Жертвой последовавших гонений стал (приблизительно в202 г.) и святой Ириней Лионский, который после казни Лионских мучеников четверть века был епископом Лиона. Наиболее жестокие преследования галльские христиане претерпели при Максимиане Геркуле, правившем западными провинциями при соправителе Диоклетиане. В частности, за отказ принести жертвоприношение римским богам путем убийства местных христиан был казнен расположенный в Галлии Фивейский легион, состоявший из египетских христиан числом 6600 воинов во главе с капитаном Маврикием.
Но вскоре пришло облегчение. В 313 г. императоры Константин I Великий и Ликиний издают Миланский эдикт, провозглашающий свободное исповедание христианства. Константин назначил правителем Галлии своего сына Криспа. В IV в. христианство широко распространяется в Галлии. Епископом Пуатье (где сохранился баптистерий того времени) был святой Иларий Пиктавийский (†367), который получил прозвище «Афанасий Запада» за свою твердую позицию в борьбе с арианской ересью (утверждавшей, что Христос не единосущен Богу, а лишь подобосущен Ему).
Ученик Илария, епископ Тура святой Мартин основал обитель в Лигуже, куда часто уединялся для молитвы. Во всем следуя преподобному Антонию Великому из Египта, основателю отшельнического монашества, он установил в своем монастыре, где подвизалось около 80 человек, обычные для восточного монашества правила: общность имущества, безусловное послушание, стремление к безмолвию, однократное вкушение пищи в течение дня, грубая и простая одежда. Особое внимание святитель уделял молитвенному подвигу и изучению Священного Писания. Из братии монастыря вышло немало епископов, распространявших христианское просвещение среди кельтов-язычников. Мартин и его ученики основали много монастырей по всей Галлии: на похороны святителя в 397 г. собралось около двух тысяч монахов. Житие святого, составленное его младшим современником, Сульпицием Севером, послужило образцом для всей агиографической литературы христианского Запада. Во Франции множество храмов и селений носят имя Мартина Турского. Его аббатство в Type стало величайшим религиозным центром Франкской державы времен Меровингов и Каролингов, его мантия (сарра) — государственной святыней франкских королей.
К концу римского владычества в Галлии проживало 10-12 млн жителей, большинство из которых были галло-римлянами, исповедующими христианство.

Как уже было сказано выше, Франция, в двадцатом столетии, особым образом оказалась связана с Россией. Самая большая часть русских не принявших большевистский переворот оказалась на территории Франции, которая предоставила им политическое убежище. С эмигрантской волной Франция вновь, если можно так сказать, познакомилась со своими православными истокам. В Париже, в 1924 году начал свою просветительскую деятельность Свято-Сергиевский богословский институт, который явился своего рода миссионерским православным центром в католическом мире. По всей стране начали действовать православные приходы, создаваемые в  сельских домах, городских квартирах, и других жилых и нежилых помещениях. Также первой русской эмиграции удалось довольно быстро создать во Франции целую инфраструктуру социального взаимодействия.  В период между двумя войнами во Франции была русская гимназия в Париже, русская школа «Александрино» в Ницце, лицей в Версале, школы-приюты, целая сеть воскресно-четверговых школ, созданных в период между двумя мировыми войнами Было несколько молодежных организаций - «витязи», «сокола», русское студенческое христианское движение... Иван Алексеевич Бунин назвал русский эмигрантский  феномен во Франции, миссией русской эмиграции, подразумевая провиденциальный характер исхода русских во Францию, и шире - Западную Европу, как носителей особого рода культуры, основанной на не искаженном апостольском христианстве.
Интересен случай который связан с судьбой первой волны эмиграции и святой покровительницею Парижа, кстати святой не разделенной Церкви,  Женевьевой. в 20-е годы минувшего века она явилась во сне одной благочестивой русской женщине, духовной дочери священника Михаила Бельского, говоря: «Почему вы, изгнанные из России, вы все, претерпевающие столько болей и страданий, не обращаетесь ко мне? Я могу вам помочь». — «Кто вы?» — спросила та женщина во время видения. — «Я — Женевьева, покровительница Парижа». И вот, в дальнейшем случилось так, что в 30 км к югу от Парижа, в местечке Сент-Женевьев-дю-Буа, где, по преданию, была пещера, в которой святая вела некоторое время отшельническую жизнь, в 1920-е годы был основан Русский старческий дом (La Maison Russe) по уходу за престарелыми эмигрантами. А на находившемся неподалеку кладбище с конца 1920-х годов начинаются регулярные захоронения наших соотечественников, и теперь русское кладбище Сент-Женевьев-дю-Буа — крупнейшее за границей.

Франция явилась прибежищем крупнейших русских религиозных мыслителей, философов, писателей оказавшихся там как во время исхода частей белой армии из Крыма , так и прибывших туда на т.н. философском параходе в 1922 году. Достаточно назвать имена Н.А Бердяева, о.Сергия Булгакова, Д.С. Мережковского, И.А.Ильина, Л.П.Карсавина, князя Сергея Трубецкого, Н.О. Лосского, С.Л.Франка, И.С.Шмелева и многих других творческих людей, творения которых составляют сейчас сокровищницу русского культурного зарубежья.  Многие из них похоронены на русском кладбище в Сент-Женевьев-дю-Буа.