В 1794 году на Аляску из России приехали иноки валаамского монастыря. Позади было 9 месяцев тяжелейшего и опасного пути, но уже через несколько лет православная община насчитывала более 12 тысяч прихожан. Одним из этих монахов был святой преподобный Герман Аляскинский. Его еще при жизни называли святым подвижником, он же называл себя: «нижайший слуга здешних народов и нянька». В 1867 году Аляска была продана Америке, и богослужебная кафедра была перенесена в Сан-Франциско.
Последним значительным явлением русской эмиграции стала так называемая «китайская волна» в 1960-х годах во главе со свт. Иоанном Шанхайским, когда в Китае во время разгула культурной революции была запрещена проповедь христианства. Владыка Иоанн Шанхайский, где бы ни возглавлял епархию: в Китае, в Западной Европе, в США никогда не оставлял своей миссионерской деятельности. При его непосредственном участии было завершено строительство кафедральных соборов в Шанхае и Сан-Франциско.
Первый поток русских поселенцев хлынул в Америку после революции 1917 года. В начале ХХ века было решено построить в Нью-Йорке храм, рассчитанный на 900 прихожан. В России объявили сбор средств. Первыми свои вклады внесли император Николай II и cвятой Иоанн Кронштадский. По благословению епископа алеутского и аляскинского Тихона, будущего Патриарха Московского и Всея Руси в 1901 году был заложен первый камень в основание нового Свято-Николаевского собора. Уже через год состоялось первое богослужение. Вскоре свт. Тихон перенес свою резиденцию из Сан-Франциско в Нью-Йорк. Свято-Николаевский собор стал кафедральным храмом епархии.
Православная церковь в Америке не просто объединяет выходцев из православных стран и их потомков. Искренняя вера ради живого выражения души, присущая православию, приносит плоды и среди самих американцев. Она давно уже перестала быть только эмигрантской в стране, созданной эмигрантами. Непререкаемым авторитетом для американских православных является Серафим (Юджин) Роуз. В университете он глубоко изучил все основные религии и сделал осознанный выбор в пользу православия. В 1960-х годах основал монашескую общину на севере Калифорнии, где занимался выпуском православной литературы. Опыт своего обращения о. Серафим отразил во многих духовных трудах. Сейчас с уверенностью можно сказать, что он один из самых известных православных писателей. Творения отца Серафима и его жизнь доказывают, что православие нельзя понять - его можно только пережить.
"Будущее сокрыто от ограниченного взора человеческого. И теперь еще не знаем, что внесет в жизнь страны сей мало по малу возрастающая здесь Православная церковь. Православная церковь не имеет обыкновения строить на чужом основании. Утверждать христианство там, где оно уже проповедано, и главное это то, что православная церковь совершает дело святой миссии в тиши, со смирением и благоговением. Сознанием немощи человеческой и силы Божьей. Своим духовным богатством, истиной, светом и радостью, мы должны поделиться с другими не имущими этих благ. И мы молимся Господу, чтобы он послал стране сей изобилие плодов земных, благорастворение воздухов, дожди и ветры благовременные и сохранил ее от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной брани." (Слова Патриарха Московского и всея Руси Тихона о значении Православия для Америки. 1906 год)