(Basilica di S. Maria Maggiore; Piazza S. Maria Maggiore)
Собор именуется "Маджоре", что значит - больший: по своей величине и важности он превосходит все существующие в Риме церкви во имя Божией Матери (числом до восьмидесяти). Основан он в 352 г. римским вельможей Иоанном, при святом Ливерии исповеднике, папе римском (память 27 августа), вследствие бывшего им видения во сне. Иоанн был муж весьма благочестивый и, не имея детей, возымел намерение пожертвовать все свое имущество на дела, благоугодные Богу. Однажды во сне ему явилась Божия Матерь и повелела соорудить храм Ее имени на том месте, на котором он на следующее утро увидит свежевыпавший снег. Подобное же видение в ту же ночь было и папе Ливерию. На другой день и вельможа Иоанн, и папа Ливерий, услышав о выпавшем на вершине Эсквилинского холма снеге, отправились туда и действительно увидели близ рынка Ливии снег. Это произошло 5 августа, а август в Риме обычно жаркий месяц. На этом именно месте вельможа Иоанн и соорудил, с благословения св. Ливерия, настоящий собор во имя Божией Матери, который в воспоминание вышеозначенного чудесного события именуется иногда "Божия Матерь в снегах' (Madonna della Neve), («Чуду со снегом» посвящена мозаика XIII в. над входом в базилику), а по имени папы Ливерия, с благословения которого он основан, называется "базиликой Ливериевой" (Basilica Liberiana). В этой базилике св. Григорием Двоесловом, папой римским, были произнесены две его беседы на Евангелие: 8-я и 21-я.
Главный вход в собор устроен в восточной его стене, прилегающей к площади Божией Матери "Маджоре", но есть и другой вход в собор — со стороны Эсквилинской площади.
На особом возвышении под богатой сенью, утвержденной на четырех высоких порфировых столбах, обвитых пальмовыми ветвями из позолоченной бронзы, стоит главный престол, иначе — папский алтарь, обращенный лицом к молящемуся народу и, следовательно, к востоку. Под возвышением, на котором стоит главный престол, устроен особый нижний придел (Confessione).
Спуск в этот придел представляет из себя полукруглое место, примыкающее к упомянутому возвышению с восточной стороны и обнесенное загородкой с двумя двустворчатыми дверцами направо и налево. От тех и других дверец ведут вниз мраморные лестницы, в восемнадцать ступеней каждая; спустившись по одной из этих лестниц, богомолец подходит к престолу, существующему в нижнем приделе. Над этим престолом в особом шкафу с двустворчатыми дверцами хранятся ясли, в которых некогда лежал Богомладенец-Христос (Presepio di Cristo).
Ясли эти перенесены в Рим в 642 г. вместе с мощами блаженного Иеронима, и тогда же положены в настоящем соборе. Ясли ныне не существуют уже в первоначальном их виде: пять досок, из которых они были составлены, разобраны и сложены вместе. Доски эти из тонкого дерева, почерневшего от времени. 25 числа каждого месяца, от 8 до 12 часов дня, ясли доступны для всенародного поклонения. В другое же время они показываются богомольцам только с особого разрешения настоятеля собора.
Внутри того же престола, находящегося в нижнем приделе, как видно сквозь имеющееся в передней доске означенного престола отверстие с решеткой, стоит гробница, в которой почивают:
— часть мощей апостола Матфея (память 9 августа);
Сей Матфей, бывший сначала в лике 70 апостолов, по Вознесении Господнем причислен был по жребию к лику двенадцати апостолов вместо Иуды-предателя (Деян. 1, 12-26). Части мощей апостола Матфея находятся еще в городах Павии (Италия) и Трире (Германия). Сего апостола Матфея не надобно смешивать с апостолом и евангелистом Матфеем (память 16 ноября).
- мощи св. апостола Епафраса, одного из числа 70 апостолов (соборная память 70 апостолов 4 января); о нем апостол Павел упоминает в послании к Филимону (23 гл.); Св. апостола Епафрас был первым епископом города Колосс и церквей Лаодикии и Иераполя. Часть честной ноги сего апостола сохраняется в соборе во имя св. апостола Павла на Остийской дороге.
Базилика Санта Мария Маджоре
- мощи блаженного Иеронима Стридонского (память 15 июня и в субботу сырной седмицы, вместе с памятью "всех преподобных и богоносных отцов, в подвиге постническом просиявших");
Родиной блаженного Иеронима был небольшой славянский городок Стридон на границе Далмаций и Паннонии (Венгрия). Первоначальное образование блаженный Иероним получил дома, а дальнейшее в Риме, где любил в воскресные дни посещать гробницы мучеников в катакомбах. Удалившись из Рима в 372 г. на Восток, блаженный Иероним проводил там аскетическую жизнь в течение десяти лет. В 382 г. блаженный Иероним возвратился в Рим, где провел около трех лет, помогая в церковных трудах папе Дамасу. По смерти Дамаса блаженный Иероним снова отправился на Восток и поселился в Вифлееме близ вертепа, где родился Христос Бог наш. В Вифлееме блаженный Иероним занимался переводом Священного Писания на латинский язык и другими учеными трудами. Здесь же он и скончался в 419 г. В 642 г. честные мощи блаженного Иеронима были перенесены из Вифлеема в Рим, где и положены в настоящем соборе, в одном из боковых приделов, откуда в 1587 г. были переложены в гробницу с мощами св. апостола Епафраса.
- мощи преподобных Редемиты и Ромулы, живших и подвизавшихся в конце VI в. (память преподобных Редемиты и Ромулы, как местночтимых угодниц Божиих, совершается в Риме 23 июля); О них упоминает св. Григорий Богослов в 15 главе IV книги своих собеседований о жизни и чудесах Италийских отцов. Редемита была старицей, а Ромула — ее ученицей в иноческих подвигах; жили они обе, вместе с другой ученицей Редемиты, в Риме в одном доме, находившемся близ базилики Божией Матери "Маджоре". Бедны были они материальными средствами, но богаты добродетелями.
Близ самого главного престола, с левой стороны от главного входа, находится придел Павла, или Боргезе (Capella Paolina, она же Capella Borghese), называемый так по имени соорудившего его папы Павла V (1605-21) из фамилии Боргезе.
В этом приделе на стене за главным престолом, прямо против входа в придел, помещается древняя чудотворная икона Божией Матери "Спасение народа римского". Эта икона, по преданию, писана апостолом Лукой и привезена в Рим с Востока св. царицей Еленой. Первоначально она стояла в домовой церкви пап при Латеранском соборе, что ныне именуется "Святая Святых" (Capella "Sancta Sanctorum"), но в V в. папа Сикст III, вслед за торжеством Церкви над нечестивой ересью Нестория, перенес ее в настоящий собор. Наименование "Спасение народа римского" (Santa Maria "Salus populi romani") присвоено этой иконе потому, что именно ее св. Григорий Двоеслов, папа римский, обносил в 590 г. с крестным ходом по Риму во время свирепствовавшей моровой язвы, прекратившейся тогда же заступлением Царицы Небесной. Во время крестного хода св. Григорий удостоился видеть чудесное явление Архангела Михаила, влагавшего смертный меч свой в ножны (язва прекратилась тотчас же). В воспоминание сего чудесного события башня (Mausoleo d'Adriano) и мост Адриана переименованы в "Крепость святого ангела" (Castel Sant'Angelo) и "Мост святого ангела" (Ponte Sant'Angelo). В самой верхней части башни сооружена при папе Вонифатии IV церковь во имя Архангела Михаила, наименованная церковью "святого ангела на облаках" (Capella "Sanct'Angelus inter nubes"), а на крыше башни поставлена в XVI в. мраморная статуя, изображающая того же Архангела Михаила, замененная в XVIII в. бронзовой статуей, существующей и доныне и изображающей Архангела, влагающего меч свой в ножны (с левой стороны крепости виден крытый коридор, устроенный на больших арках и ведущий к папской резиденции — Ватиканскому дворцу; по этому коридору папы в Средние века спасались бегством из Ватикана в Крепость святого ангела от буйства своих поданных.
По стенам, идущим от главного входа к главному престолу и поддерживаемым двумя рядами колонн из белого мрамора, в промежутке между карнизами, венчающими колонны, и окнами, видны существующие с V в. 27 мозаичных изображений, сюжеты которых заимствованы из ветхозаветной священной истории (из историй Авраама, Иакова, Моисея и Иисуса Навина).
Первоначально этих мозаичных изображений было сорок два, но из них шесть были сняты для устройства удобного входа из средней части храма в боковые приделы, а остальные девять истреблены были временем или повреждены при последовавших неоднократных переделках в соборе и в настоящее время заменены живописными.
На эти мозаичные изображения ссылался папа римский Адриан в защиту иконопочитания в своем послании к Седьмому Вселенскому Собору (787 г.).
Триумфальная арка, отделяющая среднюю часть собора от устроенного в западной его стене углубления, соответствующего горнему месту в православных церквах, также покрыта мозаичными изображениями, существующими с V в. Сооружены они были Сикстом III, папой римским, в ознаменование последовавшего на Третьем Вселенском Соборе торжества Церкви Христовой над ересью нечестивого Нестория, отрицавшего наименование Пресвятой Девы Богородицей. Предметы этих мозаичных изображений заимствованы из событий рождества и детства Христова. Наконец, стены и полукупол горнего места тоже покрыты мозаичными изображениями, но позднейшего времени (XIII и XIV вв.). Из других достопримечательностей храма назовем позолоту потолка, выполненную из золота, привезенного Колумбом из Америки, и прекрасный пол XIII в. с орнаментом в стиле «косматеско».
Эта базилика — четвертая по величине церковь Рима и единственная, сохранившая свой первоначальный вид почти целиком.
Архимандрит Дионисий "Спутник православного богомольца в Риме" 1908 г.
О мозаиках этой базилики вы можете почитать у Лазарева В.Н. И хотя есть противоречие с данными архимандритом Дионисием сведениями, на мой взгляд они более убедительны и подробнее, в частности и касательно датировки