Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 

История перенесения Святого Дома

Паломнические туры в Италию

        Со времен святого равноапостольного императора Константина Великого (274-337) Палестина стала украшаться христианскими храмами, ее земли наполнились монахами, и множество богомольцев со всех концов христианского мира приходили к ее святыням. Мать императора Константина святая равноапостольная царица Елена своим усердием помогла открыть Животворящее Древо Креста Господня. Сам Константин повелел воздвигнуть храмы над Гробом Господним и на местах Его страданий. Бесплодные усилия императора Юлиана Отступника возобновить разрушенный Иерусалимский храм в опровержение слов Священного Писания сделали еще более дорогими для христиан все места, связанные с земной жизнью Спасителя. С IV по VI века огромное число паломников шли на поклонение святым местам Палестины. В 451 году Иерусалимская епископия, первая по времени основания, стала патриархией.

     Но с 622 года на Востоке началась мусульманская эра. Последователи ислама завоевали Персию, Сирию, Египет, Палестину, Северную Африку, Испанию, пытались проникнуть за Пиренеи. Они подчинили своей власти и Иерусалим, который мужественно защищался в течение четырех месяцев. Халиф Омар повелел поставить мечеть на том месте, где некогда возвышался храм Соломона.

     Успехи ислама грозили самому существованию европейской христианской цивилизации. Поэтому столкновение двух миров стало неизбежным. Наступление ислама было остановлено начавшимся политическим раздроблением мусульманского мира, который прежде побеждал врагов благодаря своему единству. Халифат распадался на части, враждовавшие друг с другом.

     Нашествие мусульман не остановило христианских паломников. Все так же сотни тысяч верующих стремились увидеть, как нисходит благодатный огонь, и зажечь свои светильники у Гроба Господня. В 1010 году арабы разрушили храм Гроба Господня, но христиане вскоре восстановили его.

     К XI веку положение христиан на Востоке изменилось в худшую сторону: вторжение турок подчинило мусульманам значительную часть Востока. Турки завоевали Месопотамию, Армению, почти всю Малую Азию, Сирию, Палестину, Иерусалим (в 1071 году), взяли в плен Византийского императора Романа Диогена (1067-1071). Как и в VIII веке, враги стояли почти у стен Константинополя.

     Утверждение в Палестине турок сделало паломничества христиан неизмеримо более трудными и опасными, многие из паломников становились жертвами мусульманского фанатизма. Рассказы возвращающихся паломников возбуждали в религиозно настроенном обществе чувство скорби о печальной участи святых мест Палестины и сильное негодование против мусульман. В 1096 году началась эпоха крестовых походов. С конца XI и до конца ХШ столетия земли Востока стали ареной ожесточенного столкновения крестоносцев с мусульманами. Поначалу успех был на стороне крестоносцев. В 1099 году они даже взяли Иерусалим.

     Однако двести лет спустя крестоносцы лишились почти всех своих завоеваний. В 1244 году, Иерусалим был навсегда потерян для них.    

     Из исторических хроник известно, что один из последних коронованных пилигримов — король Людовик IX Французский, принявший во время опасной болезни обет идти в Святую Землю, — в праздник Благовещения 1252 года причастился в Святом Доме Девы Марии. Это свидетельство очень важно, так как оно явилось последним упоминанием о Святом Доме, который еще находился в Назарете.

     За время крестовых походов множество христианских святынь было перенесено с Востока в Западную и Центральную Европу. В те годы среди христиан особенно распространилась идея — перенести православные святыни Востока на Запад ради спасения их от поругания или даже уничтожения мусульманами. Многие из этих святынь остались на земле Италии. В Бари были перенесены мощи святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, в Венецию — мощи святого апостола Марка, в Амальфи – мощи св. Апостола Андрея Первозванного, в Падую – мощи св. Евангелиста Луки, в Салерно – мощи св. Евангелиста Матфея. Нередко инициаторами таких перенесений становились православные греки. Три крупнейших порта восточного побережья Италии — Сиракузы, Бриндизи (неподалеку от Бари) и Анкона — еще до Рождества Христова были основаны греками, в течение многих столетий селившимися на побережье Адриатики. Согласно  легенде об основании Рима, вечный город также был основан потомками грека – Энея, бежавшего из разрушенной Трои. Ланчано – также город основанный одним из спутников Энея – Анаксом.

     В мае 1291 года крестоносцы покинули одну из последних своих твердынь — порт Акру, вслед за тем пали Тир, Сидон, Бейрут. Христиане потеряли все свои владения и были окончательно вытеснены с Востока. Множество крестоносцев погибло, остальные бежали, переселившись в основном на Кипр.

     Святой дом

     По преданию, именно в том памятном для истории Святой Земли 1291 году крестоносцы перевезли по морю в Далмацию каменную пристройку Назаретского Дома. Далмация, область Иллирии, — это историческая территория современной Хорватии, расположенная в пределах Динарского нагорья восточного побережья Адриатического моря. При императоре Августе в 6 году по Рождестве Христовом она была присоединена к Римской империи (впоследствии отошла к Византии). В этой области проповедовал Евангелие святой апостол Тит; лютейший гонитель веры Христовой император Диоклетиан был далматинец родом. У нас нет достоверных сведений, была ли сделана попытка восстановить Святой Дом в Далмации, но есть точное свидетельство о том, что в 1294 году камни Святого Дома и образ Пресвятой Девы на доске, прибывшие со Святой Земли, были перенесены сначала в итальянский город-порт Анкону, а затем в Лорето.

     В настоящее время на основе археологических раскопок, документов, а также филологических и иконографических изысканий подтверждается, что камни, положенные в стены Святого Дома, были привезены в Далмацию, а затем в Лорето семьей Ангелов — деспотов (властителей) Эпира, древней страны в Северной Греции. Эпир, по свидетельству историков, был колыбелью греческих племен, которые впоследствии расселились по Балканам, островам Эгейского моря и в Малой Азии. В XIII веке после разгрома Константинополя крестоносцами, в Эпире было основано греческое православное государство во главе с Михаилом Ангелом. Эпир с династией Ангелов во главе обрел политическую независимость  и стал центром эмиграции греков, не примирившихся с латинским государством. Это государство собирало обломки греческого царства и Православной Церкви. Голос Эпирского митрополита был едва ли не единственным свободным голосом среди православных иерархов того времени. Эпир стал национальным центром православной Греции, средоточием и защитой византийского Православия. Так было до восстановления Византийской империи в 1261 году, после чего Эпир утратил былое могущество и значение.

     После смерти основателя греческого православного государства в Эпире Михаила I Ангела Комнина Дуки деспотом Эпира стал его брат Феодор.   Никифор Ангел, с именем которого  связывают перенесение Святого Дома,  деспотом Эпира после 1266 года. В архивах Ватикана в 1985 году был обнаружен документ, датированный сентябрем 1294 года, где перечисляются свадебные подарки деспота  Эпира Никифора Ангела своей дочери Тамаре по случаю бракосочетания ее с Филиппом  II Анжуйским, сыном короля Неаполя  Карла II Анжуйского. Среди подарков названы «святые камни, взятые из Дома нашей  Госпожи Девы Матери Божией» и «расписанная деревянная доска, где Богородица, Дева Матерь Божия, держит на руках Младенца Иисуса, Господа и Спасителя нашего». Со временем молва превратила греческую семью Ангелов в Ангелов небесных.

     Сейчас подлинность Дома Богородицы в Лорето ни у кого не вызывает сомнений. Камни из Назаретского Дома Пресвятой Девы, из которых возведен Лоретский Дом, были перевезены в Анкону морским путем. Жителями города передавалось из уст в уста предание о том, что Святой Дом явился по волнам моря. На этом предании основано и почитание Лоретской Богоматери как покровительницы путешествующих. К XV веку относятся наиболее древние свидетельства об этом.

     Первое обнаруженное сообщение, которое определенно говорит о перенесении Святого Дома, датируется 1465-1472 годами — опрошенный некто Ринальдуччо утверждал: дед его деда часто рассказывал о том, что видел Святой Дом прибывающим «на волнах моря, как корабль».

     Из второго текста, найденного совсем недавно, следует, что самая ранняя запись об этом событии восходит по крайней мере к 1440 году.
     Итак, предание о том, что Святой Дом был чудесным образом перенесен Ангелами, получило объяснение: святыню привезли на корабле по желанию семьи Ангелов — властителей Эпира. На миниатюре начала XV века (около 1425-1440), хранящейся в Парижском национальном музее Средневековья, Святой Дом плывет по морю на чем-то вроде плота, в то время как Ангел Божий с высоты сопровождает и охраняет его. Эта миниатюра помогает объяснить исторический и духовный смысл события: перенесение святыни морским путем по почину людей и при покровительстве Ангелов'. В этом же музее есть и скульптурная композиция из дерева «Легенда о Святом Доме в Лорето», относящаяся уже к началу XVI века, — в центре стоит скульптура с Ангелами, несущими Святой Дом на руках.

     Конечно, по прибытии на место Святой Дом построили заново по точным чертежам. Документально подтверждено, что в Лорето еще за столетие до перенесения Дома Богоматери была церковь «Святой Марии в лавровой роще», так что место для Святого Дома выбрано не случайно.

     Древнее сказание говорит о том, что Святой Дом был поставлен без фундамента на проезжей дороге и верующие боялись, что здание может обрушиться. Поэтому было решено обнести его крепкими стенами. Однако очень скоро строители увидели, что новые стены, хотя и воздвигались вплотную, отошли от древних. Впоследствии Святой Дом окружила базилика, построенная в XV-XVI веках. Весть о лоретской святыне распространилась по всему христианскому миру, и Святой Дом в Лорето стал одним из наиболее почитаемых мест для множества паломников.

     Раскопки, проведенные в 1962-1965 годах под Святым Домом в Лорето подтвердили как наличие остатков сооруженной реканатезцами в начале XIV века поддерживающей стены, о которой упоминает предание, так и отсутствие собственного фундамента. Три стены высотой около трех метров были действительно поставлены прямо на древнюю дорогу; восточная сторона Святого Дома, в которой находится алтарь храма, в Назарете была открыта в сторону грота. Сравнение Святого Дома в Лорето с пещерой, выдолбленной в скале, в Назарете и являющейся сейчас главной святыней церкви Благовещения, показало, что они являются частями одного целого и взаимно дополняют друг друга. Это подтвердилось не только при сопоставлении размеров, пропорций, типа кладки, но и способов обработки природных камней, вытесанных в форме кирпичей. Исследования подтвердили, что именно такие приемы и материалы использовались при строительстве в Галилее во времена земной жизни Иисуса Христа. Сохранившиеся надписи (граффити) на отдельных древних природных необработанных камнях, положенных в стены Святого Дома, выполнены бытовавшим в то время в Назарете иудео-христианским типом письма.

     Итак, мы подъезжаем к тому самому Дому, в котором родилась Богородица, приняла Благовещение Архангела Гавриила и в котором впоследствии обитало Святое Семейство, то  Дому, который стал предметом особого почитания апостолов и первых христиан, в котором была устроена церковь, и в течение многих столетий христиане с благоговением входили в сей дом, ставший одним из первых христианских храмов Палестины. По преданию, в доме находилась написанная на доске святым апостолом и евангелистом Лукой икона Богоматери с Богомладенцем и им же вырезанное из дерева Их скульптурное изображение в рост.
    
     10 мая 1291 года, месяц спустя после взятия двух последних городов— Триполи и Птоломеиды, бывших у латинян при папе Николае IV во время царствования Рудольфа I, благородного отпрыска Австрийского дома, между Терзацем и Фиуме на берегах Адриатики, в местечке, прозванном местными жителями Рауница, вдали от шумного света, проявило себя Божественное милосердие. Едва занялась утренняя заря, как некоторые крестьяне с изумлением увидели здание странной формы, возвышающееся там, где до сих пор не было ни дома, ни даже хижины. При виде всего этого чудесного здания оцепенение нашло на толпу. И вдруг появился высокочтимый владыка Александр, архиерей церкви святого Георгия. Самое его появление было тоже чудом, так как всем было известно, что он смертельно болен, — и вот он перед ними полный здоровья и сил. И епископ рассказал, что ночью ему явилась Божия Матерь, окруженная сонмом Ангелов, и сказала: «Сын Мой! Мое скромное жилище в Назарете, где Я родилась и провела молодость, прибывает на ваши берега. Это здесь Слово стало плотью. Алтарь воздвигнут апостолом Петром. Статуя из кедра — работы евангелиста Луки. И чтобы люди поверили твоему свидетельству, дарую тебе выздоровление». И епископ, действительно, встал со своего ложа вполне здоровый и поспешил к месту чуда, и здесь вместе со всеми принес горя чую молитву.
     
     Описание Святого Дома, привезенного из Назарета в Далмацию:
     Таинственное здание, построенное из маленьких красных четырехугольных камешков, соединенных известью, поражаются на особенность стройки, ее древность, восточную форму; но главным образом не могут себе объяснить, как может стоять дом без фундамента. Но внутренностью дома поражены еще больше. Горница имеет вид удлиненного четырехугольника. Деревянный потолок (увенчанный небольшой колокольней) раскрашен голубой краской с разбросанными по нему золотыми звездами. Снаружи стены были покрыты полукругами, соединенными между собою вазами различных форм; стены, толщиною около локтя, выстроенные без уровня и линейки, не были вертикальны. На них была живопись, изображающая главные чудеса Спасителя. Дверь, довольно большая, находилась сбоку; направо — узкое и единственное окно. Прямо возвышался алтарь из крепких четырехугольных камней, а над ним древний греческий крест с нарисованным по полотну распятием и с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Около алтаря стоял шкаф для посуды, умилительный по своей простоте. В нем стояло несколько сосудов, подобных тем, из которых матери кормят младенцев. Налево — очаг или печь с нишей, опирающейся на колонны, украшенные канальцами и завитками; ниша заканчивалась сводом, имевшим форму пяти лун, взаимно переплетающихся. Тут находилась статуя из кедрового дерева, изображающая Благодатную Деву, стоящую и держащую на руках Младенца. Лица были разрисованы серебристым цветом, но потемнели от времени и дыма свечей, приносимых верными. Жемчужный венец придавал еще более благородства челу Девы; волосы, разделенные по назаретскому обычаю, ниспадали на шею и плечи. Платье золотистого цвета, схваченное широким поясом, ниспадало складками до ступней; голубой плащ был накинут на плечи. Все эти одежды были вырезаны из кедра. Иисус, ростом немного больше, чем обыкновенные дети, держал правую руку приподнятой как бы для благословения, а в левой [имел] державу — символ Его могущества над вселенной. Его лик дышал Божественным величием. Волосы, разделенные на прямой ряд, одежда и пояс придавали Ему еще большую красоту. 
     
     Скоро молва о милости Девы Марии разнеслась по всему Западу, и возрадовались сердца верующих, что Бог не допустил погибели Святого Дома от руки неверных.
     Правитель Далмации, Франжипани, сам приехал в Терзац и, чтобы не было сомнений в действительности чуда, отправил в Назарет четырех верных послов; между ними был и епископ Александр. Там они удостоверились, что на том месте, где стоял домик, остался лишь фундамент, и размеры его вполне сошлись, и камни оказались такой же конструкции. Показания этих мужей торжественно засвидетельствованы клятвой, как полагалось по закону того времени. И потекли на поклонение пилигримы из Боснии, Сербии, Албании,   Кроации...
     
     Все-таки через три с половиной года, 10 декабря 1294 года, дом исчез из Далмации и появился в провинции Анкона, около маленького города Реканати. Так как здесь была лавровая роща, то некоторые историки полагают, что это и послужило для названия «Лоретская» Божия Матерь.

     Другие же утверждают, что эта роща принадлежала даме по имени Лорете, известной своей набожностью и благочестием. Первыми увидели святое жилище простые пастухи. Их поразил Божественный свет в чаще рощи. Они подбежали, изумились при виде необычного здания, вошли внутрь и пали ниц перед святыней. Наутро же они отправились рассказать о чуде своим хозяевам. Сначала те не поверили, но потом  все-таки пошли и преклонились перед чудом. И скоро это пустынное  место  увидало  толпы  благочестивых верующих,  которым негде даже  было отдохнуть  от  пути,  кроме как в лесу под открытым небом. О подлинности Святого Дома здесь было свидетельство святого Николая Толентинского,   который   еще   задолго   до  чуда подходил к морю и говорил, что с Адриатики придет милость Божия. И в ночь чуда ему было видение Божией Матери, сказавшей о Своем переселении в Италию.

     Но и здесь Святой Дом оставался не  больше  восьми  месяцев,   так  как начались грабежи и убийства странников, и однажды утром его увидели на небольшом холме в трех милях от Реканати. Это была  земля братьев Ринальди,  живших всегда в добром согласии и хорошо обрабатывавших свои поля.  Но  теперь  зависть  и  желание обладать   одному   сокровищами  Дома наполнили злобой сердца братьев, и за это Бог лишил их милости: вдруг Дом поднялся на воздух и опустился посреди большой проезжей дороги, на вершине горы, видимой далеко и с суши, и с моря. Слава о чудесах дошла до Далмации и до папы Бонифация VIII, который приказал епископу Реканати заботиться о святом жилище и построить около [него] здания для священнослужителей и странников. Бонифаций же снарядил послов в Далмацию и Палестину для удостоверения подлинности Святого Дома. И когда они вернулись  и  засвидетельствовали чудо,  то люди со всей Италии стали стекаться к священному месту, и множество чудес было явлено Девой.

     Однако жители Реканати боялись, чтобы стены здания не рухнули без фундамента, тем более, что на горе свирепствовали сильные ураганы. И они решились обнести здание крепкими стенами; лучшие художники изобразили на северной стене историю Дома. Но велико было изумление жителей, когда однажды они увидели, что новые стены, построенные вплотную со старыми, отошли от них. И поняли, что Дева не желает помощи людей. Немало чудес было и от Распятия, перенесенного с Домом. Несколько раз жители хотели его перенести в другой, более роскошный храм, но каждый раз оно возвращалось на прежнее место.

     Приведем теперь исторические свидетельства наших соотечественников. Игумен Даниил, первый русский паломник, оставивший заметки о Святой Земле, описал место Благовещения как пещеру в скале и пристройку к ней: «Если влезть в пещеру западными дверями, то на правой стороне создана келья, с двумя небольшими дверцами. В этой келийце и жила Богородица с Христом, в этой храмнице и был вскормлен Христос, тут и кроватка Его, где Он лежал. Кроватка низкая, на земле создана».  «Хожения» игумена Даниила относятся к началу XII века, то есть ко времени почти за двести лет до перенесения Святого Дома.

     Другой русский паломник — преосвященный Порфирий (Успенский), в бытность архимандритом, при посещении базилики Благовещения отметил в своей дневниковой записи от 7 марта 1844 года, что в Назарете сохранилась только пещера, без пристроенного к ней дома: «На самом месте дивного события построена великолепная церковь. Лишь только войдешь в нее, прямо взору представится та священная пещера, в которой Архангел благовестил Смиренной о воплощении в Ней Сына Божия. Эта пещера была внутри дома и, вероятно, составляла нижний этаж оного, где Богоматерь занималась рукоделием и богомыслием. Замечательно, что и ныне назаретянки работают в нижних частях дома, а в верхней комнате только покоятся ночью. Замечательно также, что и ныне в некоторых домах есть пещеры или, лучше, дома, пристроенные к пещерам. Я видел мимоходом один такой дом в верхней части города. Не мудрено же, что и дом Иосифа пристроен был к натуральной пещере, где была рабочая и кухня».
    
     Мы уже упоминали о том, что Святой Дом в Лорето имеет три стены; в восточной части его устроен алтарь, а в нем за престолом, под аркой, находится статуя Богоматери с Младенцем. На главах Их — драгоценные короны. Богомладенец держит в левой руке державу, а правой благословляет. Одеяние, в которое согласно многовековому обычаю облачают статую Лоретской Богоматери, называют далматиком. Далматик — это распространившаяся из Далмации с конца II века верхняя туника для мужчин и женщин, которая позднее стала праздничным одеянием (английский король носит далматик при коронации) и священным облачением: архиерейский саккос и диаконский стихарь. Как одежда далматик исчез в средневековье. Вплоть до XI века далматик был белым, затем стал других цветов и иногда даже многоцветным; единственным украшением далматика вначале были узкие пурпурные полосы от шейного выреза вплоть до каймы. Далматик изготавливался из льна, шерсти или шелка.

     Предание приписывало авторство Лоретской статуи святому апостолу и евангелисту Луке, однако эксперты пришли к заключению, что она была изваяна умбро-маркеджанским скульптором в XIII-XIV веках. Эта старинная статуя была уничтожена пожаром, вспыхнувшим в Святом Доме в 1921 году. На следующий год ее заменили новой, которую Леопольдо Челани по модели Энрико Кваттрини вырезал из дерева ливанского кедра. Новая статуя была искусственно зачернена для придания большего сходства с утраченной, потемневшей от времени и копоти. Челани, возможно по ошибке, сделал черный цвет слишком насыщенным, тогда как лик древней статуи не был таким темным.
     


      Лорето