Паломнические туры в Италию Со времен святого равноапостольного императора Константина Великого (274-337) Палестина стала украшаться христианскими храмами, ее земли наполнились монахами, и множество богомольцев со всех концов христианского мира приходили к ее святыням. Мать императора Константина святая равноапостольная царица Елена своим усердием помогла открыть Животворящее Древо Креста Господня. Сам Константин повелел воздвигнуть храмы над Гробом Господним и на местах Его страданий. Бесплодные усилия императора Юлиана Отступника возобновить разрушенный Иерусалимский храм в опровержение слов Священного Писания сделали еще более дорогими для христиан все места, связанные с земной жизнью Спасителя. С IV по VI века огромное число паломников шли на поклонение святым местам Палестины. В 451 году Иерусалимская епископия, первая по времени основания, стала патриархией.
Но с 622 года на Востоке началась мусульманская эра. Последователи ислама завоевали Персию, Сирию, Египет, Палестину, Северную Африку, Испанию, пытались проникнуть за Пиренеи. Они подчинили своей власти и Иерусалим, который мужественно защищался в течение четырех месяцев. Халиф Омар повелел поставить мечеть на том месте, где некогда возвышался храм Соломона.
Успехи ислама грозили самому существованию европейской христианской цивилизации. Поэтому столкновение двух миров стало неизбежным. Наступление ислама было остановлено начавшимся политическим раздроблением мусульманского мира, который прежде побеждал врагов благодаря своему единству. Халифат распадался на части, враждовавшие друг с другом.
Нашествие мусульман не остановило христианских паломников. Все так же сотни тысяч верующих стремились увидеть, как нисходит благодатный огонь, и зажечь свои светильники у Гроба Господня. В 1010 году арабы разрушили храм Гроба Господня, но христиане вскоре восстановили его.
К XI веку положение христиан на Востоке изменилось в худшую сторону: вторжение турок подчинило мусульманам значительную часть Востока. Турки завоевали Месопотамию, Армению, почти всю Малую Азию, Сирию, Палестину, Иерусалим (в 1071 году), взяли в плен Византийского императора Романа Диогена (1067-1071). Как и в VIII веке, враги стояли почти у стен Константинополя.
Утверждение в Палестине турок сделало паломничества христиан неизмеримо более трудными и опасными, многие из паломников становились жертвами мусульманского фанатизма. Рассказы возвращающихся паломников возбуждали в религиозно настроенном обществе чувство скорби о печальной участи святых мест Палестины и сильное негодование против мусульман. В 1096 году началась эпоха крестовых походов. С конца XI и до конца ХШ столетия земли Востока стали ареной ожесточенного столкновения крестоносцев с мусульманами. Поначалу успех был на стороне крестоносцев. В 1099 году они даже взяли Иерусалим.
Однако двести лет спустя крестоносцы лишились почти всех своих завоеваний. В 1244 году, Иерусалим был навсегда потерян для них.
Из исторических хроник известно, что один из последних коронованных пилигримов — король Людовик IX Французский, принявший во время опасной болезни обет идти в Святую Землю, — в праздник Благовещения 1252 года причастился в Святом Доме Девы Марии. Это свидетельство очень важно, так как оно явилось последним упоминанием о Святом Доме, который еще находился в Назарете.
За время крестовых походов множество христианских святынь было перенесено с Востока в Западную и Центральную Европу. В те годы среди христиан особенно распространилась идея — перенести православные святыни Востока на Запад ради спасения их от поругания или даже уничтожения мусульманами. Многие из этих святынь остались на земле Италии. В Бари были перенесены мощи святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, в Венецию — мощи святого апостола Марка, в Амальфи – мощи св. Апостола Андрея Первозванного, в Падую – мощи св. Евангелиста Луки, в Салерно – мощи св. Евангелиста Матфея. Нередко инициаторами таких перенесений становились православные греки. Три крупнейших порта восточного побережья Италии — Сиракузы, Бриндизи (неподалеку от Бари) и Анкона — еще до Рождества Христова были основаны греками, в течение многих столетий селившимися на побережье Адриатики. Согласно легенде об основании Рима, вечный город также был основан потомками грека – Энея, бежавшего из разрушенной Трои. Ланчано – также город основанный одним из спутников Энея – Анаксом.
В мае 1291 года крестоносцы покинули одну из последних своих твердынь — порт Акру, вслед за тем пали Тир, Сидон, Бейрут. Христиане потеряли все свои владения и были окончательно вытеснены с Востока. Множество крестоносцев погибло, остальные бежали, переселившись в основном на Кипр.
По преданию, именно в том памятном для истории Святой Земли 1291 году крестоносцы перевезли по морю в Далмацию каменную пристройку Назаретского Дома. Далмация, область Иллирии, — это историческая территория современной Хорватии, расположенная в пределах Динарского нагорья восточного побережья Адриатического моря. При императоре Августе в 6 году по Рождестве Христовом она была присоединена к Римской империи (впоследствии отошла к Византии). В этой области проповедовал Евангелие святой апостол Тит; лютейший гонитель веры Христовой император Диоклетиан был далматинец родом. У нас нет достоверных сведений, была ли сделана попытка восстановить Святой Дом в Далмации, но есть точное свидетельство о том, что в 1294 году камни Святого Дома и образ Пресвятой Девы на доске, прибывшие со Святой Земли, были перенесены сначала в итальянский город-порт Анкону, а затем в Лорето.
В настоящее время на основе археологических раскопок, документов, а также филологических и иконографических изысканий подтверждается, что камни, положенные в стены Святого Дома, были привезены в Далмацию, а затем в Лорето семьей Ангелов — деспотов (властителей) Эпира, древней страны в Северной Греции. Эпир, по свидетельству историков, был колыбелью греческих племен, которые впоследствии расселились по Балканам, островам Эгейского моря и в Малой Азии. В XIII веке после разгрома Константинополя крестоносцами, в Эпире было основано греческое православное государство во главе с Михаилом Ангелом. Эпир с династией Ангелов во главе обрел политическую независимость и стал центром эмиграции греков, не примирившихся с латинским государством. Это государство собирало обломки греческого царства и Православной Церкви. Голос Эпирского митрополита был едва ли не единственным свободным голосом среди православных иерархов того времени. Эпир стал национальным центром православной Греции, средоточием и защитой византийского Православия. Так было до восстановления Византийской империи в 1261 году, после чего Эпир утратил былое могущество и значение.
После смерти основателя греческого православного государства в Эпире Михаила I Ангела Комнина Дуки деспотом Эпира стал его брат Феодор. Никифор Ангел, с именем которого связывают перенесение Святого Дома, деспотом Эпира после 1266 года. В архивах Ватикана в 1985 году был обнаружен документ, датированный сентябрем 1294 года, где перечисляются свадебные подарки деспота Эпира Никифора Ангела своей дочери Тамаре по случаю бракосочетания ее с Филиппом II Анжуйским, сыном короля Неаполя Карла II Анжуйского. Среди подарков названы «святые камни, взятые из Дома нашей Госпожи Девы Матери Божией» и «расписанная деревянная доска, где Богородица, Дева Матерь Божия, держит на руках Младенца Иисуса, Господа и Спасителя нашего». Со временем молва превратила греческую семью Ангелов в Ангелов небесных.
Сейчас подлинность Дома Богородицы в Лорето ни у кого не вызывает сомнений. Камни из Назаретского Дома Пресвятой Девы, из которых возведен Лоретский Дом, были перевезены в Анкону морским путем. Жителями города передавалось из уст в уста предание о том, что Святой Дом явился по волнам моря. На этом предании основано и почитание Лоретской Богоматери как покровительницы путешествующих. К XV веку относятся наиболее древние свидетельства об этом.
Первое обнаруженное сообщение, которое определенно говорит о перенесении Святого Дома, датируется 1465-1472 годами — опрошенный некто Ринальдуччо утверждал: дед его деда часто рассказывал о том, что видел Святой Дом прибывающим «на волнах моря, как корабль».
Из второго текста, найденного совсем недавно, следует, что самая ранняя запись об этом событии восходит по крайней мере к 1440 году.
Итак, предание о том, что Святой Дом был чудесным образом перенесен Ангелами, получило объяснение: святыню привезли на корабле по желанию семьи Ангелов — властителей Эпира. На миниатюре начала XV века (около 1425-1440), хранящейся в Парижском национальном музее Средневековья, Святой Дом плывет по морю на чем-то вроде плота, в то время как Ангел Божий с высоты сопровождает и охраняет его. Эта миниатюра помогает объяснить исторический и духовный смысл события: перенесение святыни морским путем по почину людей и при покровительстве Ангелов'. В этом же музее есть и скульптурная композиция из дерева «Легенда о Святом Доме в Лорето», относящаяся уже к началу XVI века, — в центре стоит скульптура с Ангелами, несущими Святой Дом на руках.
Конечно, по прибытии на место Святой Дом построили заново по точным чертежам. Документально подтверждено, что в Лорето еще за столетие до перенесения Дома Богоматери была церковь «Святой Марии в лавровой роще», так что место для Святого Дома выбрано не случайно.
Древнее сказание говорит о том, что Святой Дом был поставлен без фундамента на проезжей дороге и верующие боялись, что здание может обрушиться. Поэтому было решено обнести его крепкими стенами. Однако очень скоро строители увидели, что новые стены, хотя и воздвигались вплотную, отошли от древних. Впоследствии Святой Дом окружила базилика, построенная в XV-XVI веках. Весть о лоретской святыне распространилась по всему христианскому миру, и Святой Дом в Лорето стал одним из наиболее почитаемых мест для множества паломников.
Раскопки, проведенные в 1962-1965 годах под Святым Домом в Лорето подтвердили как наличие остатков сооруженной реканатезцами в начале XIV века поддерживающей стены, о которой упоминает предание, так и отсутствие собственного фундамента. Три стены высотой около трех метров были действительно поставлены прямо на древнюю дорогу; восточная сторона Святого Дома, в которой находится алтарь храма, в Назарете была открыта в сторону грота. Сравнение Святого Дома в Лорето с пещерой, выдолбленной в скале, в Назарете и являющейся сейчас главной святыней церкви Благовещения, показало, что они являются частями одного целого и взаимно дополняют друг друга. Это подтвердилось не только при сопоставлении размеров, пропорций, типа кладки, но и способов обработки природных камней, вытесанных в форме кирпичей. Исследования подтвердили, что именно такие приемы и материалы использовались при строительстве в Галилее во времена земной жизни Иисуса Христа. Сохранившиеся надписи (граффити) на отдельных древних природных необработанных камнях, положенных в стены Святого Дома, выполнены бытовавшим в то время в Назарете иудео-христианским типом письма.
Итак, мы подъезжаем к тому самому Дому, в котором родилась Богородица, приняла Благовещение Архангела Гавриила и в котором впоследствии обитало Святое Семейство, то Дому, который стал предметом особого почитания апостолов и первых христиан, в котором была устроена церковь, и в течение многих столетий христиане с благоговением входили в сей дом, ставший одним из первых христианских храмов Палестины. По преданию, в доме находилась написанная на доске святым апостолом и евангелистом Лукой икона Богоматери с Богомладенцем и им же вырезанное из дерева Их скульптурное изображение в рост.
10 мая 1291 года, месяц спустя после взятия двух последних городов— Триполи и Птоломеиды, бывших у латинян при папе Николае IV во время царствования Рудольфа I, благородного отпрыска Австрийского дома, между Терзацем и Фиуме на берегах Адриатики, в местечке, прозванном местными жителями Рауница, вдали от шумного света, проявило себя Божественное милосердие. Едва занялась утренняя заря, как некоторые крестьяне с изумлением увидели здание странной формы, возвышающееся там, где до сих пор не было ни дома, ни даже хижины. При виде всего этого чудесного здания оцепенение нашло на толпу. И вдруг появился высокочтимый владыка Александр, архиерей церкви святого Георгия. Самое его появление было тоже чудом, так как всем было известно, что он смертельно болен, — и вот он перед ними полный здоровья и сил. И епископ рассказал, что ночью ему явилась Божия Матерь, окруженная сонмом Ангелов, и сказала: «Сын Мой! Мое скромное жилище в Назарете, где Я родилась и провела молодость, прибывает на ваши берега. Это здесь Слово стало плотью. Алтарь воздвигнут апостолом Петром. Статуя из кедра — работы евангелиста Луки. И чтобы люди поверили твоему свидетельству, дарую тебе выздоровление». И епископ, действительно, встал со своего ложа вполне здоровый и поспешил к месту чуда, и здесь вместе со всеми принес горя чую молитву.
Описание Святого Дома, привезенного из Назарета в Далмацию
Таинственное здание, построенное из маленьких красных четырехугольных камешков, соединенных известью, поражаются на особенность стройки, ее древность, восточную форму; но главным образом не могут себе объяснить, как может стоять дом без фундамента. Но внутренностью дома поражены еще больше. Горница имеет вид удлиненного четырехугольника. Деревянный потолок (увенчанный небольшой колокольней) раскрашен голубой краской с разбросанными по нему золотыми звездами. Снаружи стены были покрыты полукругами, соединенными между собою вазами различных форм; стены, толщиною около локтя, выстроенные без уровня и линейки, не были вертикальны. На них была живопись, изображающая главные чудеса Спасителя. Дверь, довольно большая, находилась сбоку; направо — узкое и единственное окно. Прямо возвышался алтарь из крепких четырехугольных камней, а над ним древний греческий крест с нарисованным по полотну распятием и с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Около алтаря стоял шкаф для посуды, умилительный по своей простоте. В нем стояло несколько сосудов, подобных тем, из которых матери кормят младенцев. Налево — очаг или печь с нишей, опирающейся на колонны, украшенные канальцами и завитками; ниша заканчивалась сводом, имевшим форму пяти лун, взаимно переплетающихся. Тут находилась статуя из кедрового дерева, изображающая Благодатную Деву, стоящую и держащую на руках Младенца. Лица были разрисованы серебристым цветом, но потемнели от времени и дыма свечей, приносимых верными. Жемчужный венец придавал еще более благородства челу Девы; волосы, разделенные по назаретскому обычаю, ниспадали на шею и плечи. Платье золотистого цвета, схваченное широким поясом, ниспадало складками до ступней; голубой плащ был накинут на плечи. Все эти одежды были вырезаны из кедра. Иисус, ростом немного больше, чем обыкновенные дети, держал правую руку приподнятой как бы для благословения, а в левой [имел] державу — символ Его могущества над вселенной. Его лик дышал Божественным величием. Волосы, разделенные на прямой ряд, одежда и пояс придавали Ему еще большую красоту.
Скоро молва о милости Девы Марии разнеслась по всему Западу, и возрадовались сердца верующих, что Бог не допустил погибели Святого Дома от руки неверных.
Правитель Далмации, Франжипани, сам приехал в Терзац и, чтобы не было сомнений в действительности чуда, отправил в Назарет четырех верных послов; между ними был и епископ Александр. Там они удостоверились, что на том месте, где стоял домик, остался лишь фундамент, и размеры его вполне сошлись, и камни оказались такой же конструкции. Показания этих мужей торжественно засвидетельствованы клятвой, как полагалось по закону того времени. И потекли на поклонение пилигримы из Боснии, Сербии, Албании, Кроации...
Все-таки через три с половиной года, 10 декабря 1294 года, дом исчез из Далмации и появился в провинции Анкона, около маленького города Реканати. Так как здесь была лавровая роща, то некоторые историки полагают, что это и послужило для названия «Лоретская» Божия Матерь.
Другие же утверждают, что эта роща принадлежала даме по имени Лорете, известной своей набожностью и благочестием. Первыми увидели святое жилище простые пастухи. Их поразил Божественный свет в чаще рощи. Они подбежали, изумились при виде необычного здания, вошли внутрь и пали ниц перед святыней. Наутро же они отправились рассказать о чуде своим хозяевам. Сначала те не поверили, но потом все-таки пошли и преклонились перед чудом. И скоро это пустынное место увидало толпы благочестивых верующих, которым негде даже было отдохнуть от пути, кроме как в лесу под открытым небом. О подлинности Святого Дома здесь было свидетельство святого Николая Толентинского, который еще задолго до чуда подходил к морю и говорил, что с Адриатики придет милость Божия. И в ночь чуда ему было видение Божией Матери, сказавшей о Своем переселении в Италию.
Но и здесь Святой Дом оставался не больше восьми месяцев, так как начались грабежи и убийства странников, и однажды утром его увидели на небольшом холме в трех милях от Реканати. Это была земля братьев Ринальди, живших всегда в добром согласии и хорошо обрабатывавших свои поля. Но теперь зависть и желание обладать одному сокровищами Дома наполнили злобой сердца братьев, и за это Бог лишил их милости: вдруг Дом поднялся на воздух и опустился посреди большой проезжей дороги, на вершине горы, видимой далеко и с суши, и с моря. Слава о чудесах дошла до Далмации и до папы Бонифация VIII, который приказал епископу Реканати заботиться о святом жилище и построить около [него] здания для священнослужителей и странников. Бонифаций же снарядил послов в Далмацию и Палестину для удостоверения подлинности Святого Дома. И когда они вернулись и засвидетельствовали чудо, то люди со всей Италии стали стекаться к священному месту, и множество чудес было явлено Девой.
Однако жители Реканати боялись, чтобы стены здания не рухнули без фундамента, тем более, что на горе свирепствовали сильные ураганы. И они решились обнести здание крепкими стенами; лучшие художники изобразили на северной стене историю Дома. Но велико было изумление жителей, когда однажды они увидели, что новые стены, построенные вплотную со старыми, отошли от них. И поняли, что Дева не желает помощи людей. Немало чудес было и от Распятия, перенесенного с Домом. Несколько раз жители хотели его перенести в другой, более роскошный храм, но каждый раз оно возвращалось на прежнее место.
Приведем теперь исторические свидетельства наших соотечественников. Игумен Даниил, первый русский паломник, оставивший заметки о Святой Земле, описал место Благовещения как пещеру в скале и пристройку к ней: «Если влезть в пещеру западными дверями, то на правой стороне создана келья, с двумя небольшими дверцами. В этой келийце и жила Богородица с Христом, в этой храмнице и был вскормлен Христос, тут и кроватка Его, где Он лежал. Кроватка низкая, на земле создана». «Хожения» игумена Даниила относятся к началу XII века, то есть ко времени почти за двести лет до перенесения Святого Дома.
Другой русский паломник — преосвященный Порфирий (Успенский), в бытность архимандритом, при посещении базилики Благовещения отметил в своей дневниковой записи от 7 марта 1844 года, что в Назарете сохранилась только пещера, без пристроенного к ней дома: «На самом месте дивного события построена великолепная церковь. Лишь только войдешь в нее, прямо взору представится та священная пещера, в которой Архангел благовестил Смиренной о воплощении в Ней Сына Божия. Эта пещера была внутри дома и, вероятно, составляла нижний этаж оного, где Богоматерь занималась рукоделием и богомыслием. Замечательно, что и ныне назаретянки работают в нижних частях дома, а в верхней комнате только покоятся ночью. Замечательно также, что и ныне в некоторых домах есть пещеры или, лучше, дома, пристроенные к пещерам. Я видел мимоходом один такой дом в верхней части города. Не мудрено же, что и дом Иосифа пристроен был к натуральной пещере, где была рабочая и кухня».
Мы уже упоминали о том, что Святой Дом в Лорето имеет три стены; в восточной части его устроен алтарь, а в нем за престолом, под аркой, находится статуя Богоматери с Младенцем. На главах Их — драгоценные короны. Богомладенец держит в левой руке державу, а правой благословляет. Одеяние, в которое согласно многовековому обычаю облачают статую Лоретской Богоматери, называют далматиком. Далматик — это распространившаяся из Далмации с конца II века верхняя туника для мужчин и женщин, которая позднее стала праздничным одеянием (английский король носит далматик при коронации) и священным облачением: архиерейский саккос и диаконский стихарь. Как одежда далматик исчез в средневековье. Вплоть до XI века далматик был белым, затем стал других цветов и иногда даже многоцветным; единственным украшением далматика вначале были узкие пурпурные полосы от шейного выреза вплоть до каймы. Далматик изготавливался из льна, шерсти или шелка.
Предание приписывало авторство Лоретской статуи святому апостолу и евангелисту Луке, однако эксперты пришли к заключению, что она была изваяна умбро-маркеджанским скульптором в XIII-XIV веках. Эта старинная статуя была уничтожена пожаром, вспыхнувшим в Святом Доме в 1921 году. На следующий год ее заменили новой, которую Леопольдо Челани по модели Энрико Кваттрини вырезал из дерева ливанского кедра. Новая статуя была искусственно зачернена для придания большего сходства с утраченной, потемневшей от времени и копоти. Челани, возможно по ошибке, сделал черный цвет слишком насыщенным, тогда как лик древней статуи не был таким темным.
Обратимся теперь к подробностям того, как пришла на Русь Лоретская икона Божией Матери, получившая здесь новое название — «Прибавление ума». Сейчас точно выяснено время появления на Руси сведений о Лоретской святыне. Известно, что в рукописных сборниках XVII века часто встречается текст под заглавием: «Повесть о храме Святыя Богородицы, в нем же родися от Иоакима и Анны»: «В лето 7036 (то есть 1528 от Рождества Христова). Приидоша июния на Москву посланницы великаго князя Василия Ивановича от папы римскаго Климента седьмого Еремий Трусов с товарищи, иже видеша сию святую церковь от Рима 300 верст и к нам сие писание донесоша».
Сношения великого князя Василия III с папами начались в 1503 году — брак его отца Иоанна Ш с Софией Палеолог поставил Москву в ближайшие и тесные связи с Италией, в то время одной из самых цивилизованных стран Европы. Известно письмо папы Льва X, в котором тот в 1519 году уговаривал Василия Ивановича соединить Русскую Церковь с католической на основе Флорентийской унии, за что обещал Московскому князю королевский титул, а Московскому митрополиту — сан патриарха. В мае 1524 года папа Климент VII через генуэзца «капитана Павла» также вступил в переписку с великим князем, предлагая дружбу и союз. Василий Иванович посылал папе Дмитрия Герасимова и Еремея эва для переговоров. Одним из основных принципов, на которых католики пытались вовлечь в унию православных, было наличие общехристианских святынь — их почитание должно было бы духовно связать Восток и Запад. Одной из таких святынь и Святой Дом в Лорето. Поэтому папа рекомендовал московским послам побывать в Лорето, осмотреть древний храм. «К восприятию легенды, — замечает А. И. Кирпичников и вслед за ним А. А. Титов, — они были вполне подготовлены: они знали, что «от безбожных варваров турок» многие святыни Палестины погибли или были вывезены. Им было известно чудесное перенесение лиц и святых икон, а в сказаниях иного рода им встречалось невидимое перенесение целых зданий; святой Лука, как иконописец, апостол Иаков, брат Господень, как первый епископ, посещение апостолами жилища Богоматери и исцеления во сне — все это было им близко знакомо, как несомненные факты; самый способ проверки чуда посредством измерения был вполне понятен их великорусской практичности, особенно в применении к чуду иноверному».
В странах Иерусалимских, в граде галилейском, ему же имя Назарет, в том храме родилася Святая Богородица от Иоакима и Анны. В том храме благовестил Архангел Гавриил Благовещение Святыя Богородицы, и в том храме млеком питала Святыя Девая Богородица Мария Сына Своего и Бога Господа нашего Иисуса Христа. И по вознесении Господни осталась Святыя Богородица на земле, и с апостолы. И увидевше Божественные ученицы Христовы в том храме велия чудеса бываема. И тако Божественным советом уложиша между собою и учиниша в том святем храме церковь в честь и славу Пресвятей Богородицы, честнаго и славнаго Ея Рождества. И свящаша той храм, и служиша в нем святую литургию. И есть в той святей церкви алтарь мурованный и до сего дне, освящен святым апостолом Иаковом, братом Господним, первым епископом Иерусалимским. И святый апостол и евангелист Лука, ему же похвала в благовестии Христове, всяку премудрость и наказание, и еже живописати само и благоумне извык, написа на дсце начертание Пречистыя Самыя ВЛАДЫЧИЦЫ нашея и присно Девы Марии. Изящне видения Тоя и образ совершен устроив, приносит Первообразному Госпожи и всех Царицы. ОНА же очи возложивши НА ту и Своего пророчествия воспомянувши, его же изгласи зачинающи Бога: «Се ныне блажат Мя вси роди», возрадовавшися и глаголет к тому благоговейне вкупе и со властию: «Благодать Моя с тою». И бысть слово дело иконе сопребывая вечно, чудеса и знамения.
Вскоре после этого свидетельство об образе Богоматери из Лорето было воплощено не только в слове, но и в красках. После большого Московского пожара 1547 года с образа Лоретской Божией Матери была написана на «московский манер» икона «Прибавление ума», — среди других новых изображений псковских и новгородских иконописцев, вызванных в Москву по приказанию царя Иоанна Грозного, сына Василия III.
Судя по всему, написанное русскими мастерами изображение Лоретской Богоматери вобрало в себя черты явленной в России иконы и позаимствовало ее имя «Прибавление ума». Понятным становится необычность одеяния Богоматери с Младенцем на московской иконе — это далматик Лоретской статуи. Объясняются и архитектурные детали иконы в виде арки в верхней части образа и светильников — это изображение богато украшенной ниши, в которой помещается скульптурный образ Лоретской Богоматери.
Память о первообразе сохранилась в почитании на Руси иконы Божией Матери с наименованием «Лоретская». Чтимый список Лоретской иконы находился в селе Песочине, в двенадцати верстах от Харькова.
Дом призывает к святости семьи, что возможно, когда дом и семья становятся домашнею церковью (1 Кор. 16, 19).
Обращаясь к образу Пречистой, осеняющему Назаретский Дом, мы молимся Ей как Покровительнице христианских семей, благословенного брака, домашнего очага. Святой Дом становится также символом большой человеческой семьи, которая вместе с Христом Спасителем и молитвенным предстательством Пресвятой Девы стремится в Дом Отца Небесного.
Назаретский Дом принадлежал родителям Пресвятой Девы — Иоакиму и Анне. Иоаким происходил из рода царя Давида по линии: Давид — Нафан — Варпафир — Иоаким. Анна происходила из священнического рода Аарона и была младшей дочерью священника Матфана. Здесь, в Назарете, у престарелых Иоакима и Анны родилась Пречистая Дева Мария. На третьем году жизни Марии родители по обету привели Ее в Иерусалимский храм, где Она пребывала до четырнадцати лет. Этот возраст по закону считался совершеннолетием, после которого девы не могли оставаться при храме. В еврейском народе не было обычая оставлять девушек незамужними. Девство осуждалось в народе, девизом которого был наказ Божий: плодитесь и размножайтесь (Быт. 1, 22). Стремление к чадородию связывалось с обетованием Мессии через рождение Его в одном из родов.
Однако Мария дала обет хранить Свое девство. Поэтому праведный Иосиф был обручен Пречистой Деве, чтобы быть стражем Ее девства, и под этим видимым браком скрывалась тайна обручения Ее с Богом. После обручения Мария с Иосифом поселились в доме Ее родителей в Назарете.
В стенах Назаретского Дома исполнились слова, сказанные Богом змею сразу после грехопадения прародителей: И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем ее: Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту (Быт. 3, 15). Это обетование стало первой благой вестью о грядущем Избавителе от рабства диаволу. Жена, Семя Которой — Сын Божий Господь Иисус Христос — победит сатану, — это Пресвятая Дева, Которая непостижимым действием Божиим безсеменно зачала воплотившегося Бога-Слово. Поэтому Назаретский Дом есть не только место Рождества Пресвятой Девы, но и Дом, в котором совершилось таинственное событие Благовещения — «спасения нашего главизна», как поется о том в тропаре празднику. В ответ на благовестие Архангела, предсказавшего Ее Богоматеринство, Мария сказала: се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему (Лк. 1, 38). Произнесение Пресвятой Девой слов согласия стало моментом зачатия Ею Сына Божия. Латинская надпись под статуей Лоретской Богоматери в алтаре Святого Дома гласит: «Hic Verbum саго factum est» — «Здесь Слово стало плотию».
Два слова, сходные по звуку,
Смыслом разным
Напоминают нам:
Каким мы счастием,
Каким и злом ужасным
Обязаны женам!
Нам Ева смерть внесла,
Мария — жизнь от древа:
Что отняла жена,
То возвратила Дева.
Русские паломники к Святому Дому
Вот уже многие столетия тысячи больных со всего мира устремляются к Назаретскому Дому. Паломники просят у Божией Матери об облегчении страданий, избавлении от мучителных и часто неизлечимых недугов. И нередко совершаются здесь чудесные исцеления. Об этом убедительно свидетельствует множество даров, принесенных в благодарность за избавление от тяжких страданий. Но как говорят те, кто не раз бывал здесь, чаще Божия Матерь подает страдальцам силы и надежду в перенесении тягот болезни, успокаивая сердце, помогая духовно понять и принять посланное испытание — болезнь. Пречистая Матерь Господа нашего научает страждущих благодарить Бога за болезнь, посланную, быть может, за грехи и нераскаянность, помогает совсем иначе взглянуть на мир, на отношения человека с окружающими.
Святой Дом Богоматери в Лорето является одной из самых чтимых христианских святынь Италии и других католических стран — в некоторых городах даже построены копии Святого Дома (в Праге, например). Что же касается статуи Лоретской Богоматери, то ее копии можно увидеть во многих костелах. Итальянцы очень любят свою Лоретанскую святыню.
Не случайно в день перенесения Святого Дома — 27 ноября/ 10 декабря — Православная Церковь совершает празднование образу «Знамение» Пресвятой Богородицы. В годы российского лихолетья чудотворная Курская-Коренная икона «Знамение» стала Одигитрией Русского Зарубежья — Путеводительницей верных чад страждущей страны Российской, в рассеянии сущих.
Епископ Порфирий (Успенский) — один из самых ярких представителей православного ученого монашества: востоковед и этнограф, археолог и археограф, текстолог и палеограф, византист и славист, историк и искусствовед, литургист и богослов — и бытность архимандритом побывал здесь спустя десять лет после посещения базилики Благовещения в Назарете. Его путешествие и Италию было вызнано причиною внешней: Русская духовная миссия в Иерусалиме должна была оставить Святой Град, находившийся под гнетом Османской империи, в связи с началом Крымской войны. 8 мая 1854 года архимандрит Порфирий со своими спутниками иеромонахом Феофаном (Говоровым) — будущим святителем, затворником Вышенским — и Петром Соловьевым на австрийском пароходе «Императрица» покинул Святую Землю. В Анкону он прибыл 16 июня и два. дня посвятил обозрению достопримечательностей. Преосвященный Порфирий записал инхересные сведения из истории Анконы: «Город Анкона основан был сиракузскими грексами, недовольными тиранским правлением Дионисия Старшего. Они ушли сюда из сицилийского города Сиракузы в 392 году до Рождества Христова. Само название сего города есть греческое. Оно значит угол и полу разверстая горсть руки. Такое название в значении такой горсти дано сему городу, потому что он строился в юдоли между двумя противолежащими высотами, как бы в разверстой горсти. Уже под властью римлян Анкона стала значительным торговым городом».
Его описание Святого Дома поражает обилием деталей. Путешествия инока-подвижника Василия Григоровича-Барского (1701-1747)*, который в течение 24-х лет странствовал по святым местам Италии, Греции, Афона, Святой Земли и словенских земель:
Дом же Богородичен, иже в Лорете в области Римской, стоит посреди церкви.
Создан не из природнаго каменя, но от одних кирпичей. Не велик собою, в долготу яко десять локтий, в ширину же и высоту яко осмь, ветхий зело, имущ по обою страну дверцы; отвне с верху до низу весь мрамором белым гладко обложен, яко аще кто не разсмотрит его, и разумети имать, яко весь от единаго мрамора изсечен есть, сице зело углажденными дсками мраморными лепо облечен, яко лице в них зрится человече, аки В зеркале. Созади дома того на стене алтарной изображена надпись латинским диллектом, письмены великими, сеченными на мраморе сими словесы:
«Христианский посетитель, по желанию и обету зде пришедший. Зри священный Лоретский дом, иже от Палестины в Иллирик Ангелами при Николае IV папе пренесен бысть 1291 лета, но потом (спустя три года) в первое лето первосвященсива Вонифатия VIII в Пицеи перенесен близ Реканета града в роще холма помещен, а оттуда в 1500 лето зде поставлен. Климент VII папа Римский мраморным украшением одея его в лето 1525. Климент VIII папа краткую на сем камени изовразити повеле повесть в лето 1595. Антоний Мария Галл, святаго Римскаго престола пресвитер, кардинал и епископ Авксинский, святаго Дома Блюститель, сотворити сия потщался».
Позади престола в стене Дома онного внизу при земле есть место маленькое в подобие пещи, называемое кухня, идеже Богоматерь приготовляла трапузу, и при ней хранятся в золото оправленный деревянные ложки, глинянные чашки и прочие сосуды, показуемые путникам.
Всяк бо грядый от Рима или до Бара, где лежат мощи святого Николая, не минет сего места, понеже на пути римском стоит; есть же от Рима далече 139, от Бара же 400 италианских миль.
Город или, точнее, посад Лорето, в котором жителей не более 7000, состоит почти из одной прямой улицы называемой Монт-руайяль, упирающейся в церковь, где находится так называемый Святой Дом Богоматери, — Santa Casa. Все обитатели сего посада живут и кормятся посредством сего дома, продавая поклонникам четки, медали, образки, гравюры, книжки с описанием в них местной святыни. Торговля эта выгодна, потому что поклонники непрерывно приходят из всех стран света, и покупают все, что им надобно и не надобно.
Нынешняя церковь, вмещающая в себя Дом Богоматери, основана папой Павлом II в 1465 году, строена папами Юлием II (f 1513), Пием V (f 1572) и окончена Сикстом V (1585-1590), который над входом в нее поместил надпись золотыми буквами: «Deiparae domus, in qua Verbum caro factum est», то есть «Дом Богородицы, в нем же Слово плоть бысть».
Церковь построена в виде латинского креста. Она имеет купол и колокольню с ярусами дорическим, ионическим и коринфским. Ее воздвиг архитектор Ванвителли, тот самый, который в Анконе построил пятиугольный лазарет в 1733 году.
Назаретский домик, в котором жила Пресвятая Дева Мария, — небольшая комната длиною 7'/2 аршин* и шириной в 6 аршин, сложенная из красноватых кирпичей, которые видны хорошо, потому что мало чем закрыты. Первобытного потолка в ней нет, а накрыта она мраморными досками уже тогда, когда снаружи облицевали ее мрамором. В этом новом потолке сделано отверстие для выпуска дыма от многих горящих тут лампад. В сей домик входят чрез три двери бронзовые. Они весьма хороши. А отлил их художник Ломбарде.
Позади Лоретской статуи в кирпичной стене, невысоко от пола, устроен очаг, в котором Пресвятая Дева готовила себе снеди. Он теперь спереди заслонен, потому что обращен в ящик для сбора денег от богомольцев.
Направо и налево от него устроены два поставца: в первом хранится так называемая здесь скоделла, то есть скудельная посуда Святого Семейства, как-то: глиняные чашки и деревянные ложки, все оправленные в золото, а во втором лежат разные разности, раздаваемые поклонникам памяти ради и благословения.
наружность его великолепна. Папа Юлий II, в бытность свою в Лорето в 1507 году, задумал украсить сей домик снаружи и в 1509 году пригласил художника Браманте составить чертежи украшений его из мрамора. Чертежи были составлены, но выполнил их уже знаменитый Сансовино, приглашенный папой Львом X в 1513 году. Сей ваятель работал тут с перерывами времени до самой смерти своей, постигшей его в 1529 году; а работа его докончена была уже учениками его. Домик Приснодевы снизу доверху одет был самым лучшим белым мрамором с изваянными на нем изображениями. Ко всему домику снаружи присоединен мраморный неширокий помостик, мало выше от пола церковного. По этому помостику поклонники ползают на коленах своих ради епитимийного очищения себя от грехов. От частого же ползания сотен тысяч этих христиан в мраморе является желобок во всю длину его, так что помостик этот нередко заменяется новым.
Тут у стен налево и направо водружено много святых престолов для священнослужения, которые называются капеллами. За этими престолами, но в связи с ними, уставлены большие мозаические иконы, воспроизведенные с самых лучших картин итальянских живописцев. Эти иконы составлены из мелкой мозаики так искусно и так изящно, что издали они кажутся живописными.
К церкви у левой стороны ее, пристроена сокровищница, il Tresoro, в которой хранятся драгоценные вклады католиков. Это длинная и широкая горница со многими шкафами у стен ее для помещения в них всех вкладов. Их весьма много и они дороже тех, что в ризнице Свято-Троицкой Лавры преподобного Сергия, недалеко от Москвы. Но сокровищница эта была гораздо богаче до 1798 года, в который ограбили ее безбожные французы.
Французский король Людовик XIII, когда после 24-летнего бесплодия супруги его Анны Австрийской родился у него сын Людовик XIV в 1638 году, прислал в Лорето вылитого из золота младенца, весом в 24 фунта, лежащего на подушке, поддерживаемой серебряным Ангелом, в котором весу было 30 фунтов, и кроме сего две золотые короны, усыпанные драгоценными камнями. Город Лион, когда опустошала его моровая язва (1581), пожертвовал туда кристалловую чашу, обделанную в золото и украшенную рубинами. Город Париж, в память избавления его от неприятельской осады, прислал туда же серебряный кораблик, плывущий на всех серебряных парусах, с надписью: «Fluctuat, пес mergitur», то есть «Обуревается, но не тонет». Но все эти и другие весьма многие драгоценности были расхищены французами в 1798 году и пропали навеки. А нынешние лоретские сокровища пожертвованы уже после.
В славянском Лайбахе находится францисканский монастырь. Я ходил в церковь его и видел домик Пресвятой Богородицы, устроенный наподобие Лоретского в связи с главным алтарем».
Икона
28 августа в день празднования Успения Пресвятой Богородицы совершается также празднование чудотворной иконы Божией Матери «Прибавление ума». Образ с таким необычным названием редко встречается в храмах, однако сейчас, когда отступление от истины становится нормой жизни, значение его особенно велико. Вот уже почти четыре столетия православные русские люди обращаются к этой иконе Божией Матери. В дореволюционной России родители, замечавшие у своих детей слабый разум или трудности в усвоении начал веры и грамотности, обращались к Богородице о прибавлении ума своим чадам. И ныне многие православные мамы молятся перед иконой «Прибавление ума» о просвещении своих детей.
Но этот образ обращен к каждому человеку — потому перед ним возносят молитвы об озарении светом истины не только детей, не только верующих, но и всех людей, блуждающих на распутиях мира сего. Ведь ни один здравомыслящий человек, тем более христианин, не может сказать, что его ум вполне достаточен. Поэтому и дарован нам милостию Божией и любовию Богородицы такой образ, пред которым верующие обращаются к Пресвятой Богородице и Божественному Младенцу Христу как Источнику премудрости и разума.
«Прибавление ума» — простонародное, но очень точное выражение мысли о даровании Господом и Пречистой Его Матерью всякому человеку премудрости и разума, нисходящих свыше, а не от плотской земной мудрости.
Своим появлением образ «Прибавление ума» обязан вере русских людей в Богородицу как Ходатаицу пред Господом и Сыном Своим о даровании духовных и земных благ, среди которых самым главным почиталось озарение ума и сердца Божественной истиной. «Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут рассудить, что добро и что зло, — наставлял преподобный Антоний Великий.
История появления образа
Сохранилось старинное сказание, объясняющее происхождение наименования иконы:
«В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном. Начитавшись тех и других книг, стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее "Прибавление ума Пресвятой Богородицы".
Таково старинное сказание. Данные исследователей говорят о том, что иконография образа сложилась в XVI веке под влиянием западных гравюр и икон со сложной символикой. Однако большая часть сохранившихся икон «Прибавление ума» относится к XVIII-XIX векам. На них Пресвятая Дева и Богомладенец изображаются с царскими венцами на главах, при этом Христос благословляет правой рукой, а в левой руке Его — держава, символ царской власти. Богоматерь с Младенцем изображается на темно-оливковом фоне в лучах Божественного света. Особенность иконы — своеобразные одеяния. Божия Матерь облачена вместе с Богомладенцем в длинный колоколообразный плащ — далматик. Он красного цвета, богато расшит золотыми крестами и украшен драгоценными камнями. В верхних углах иконы — лампады с языками пламени. Пречистая Дева изображена на фоне звездного неба, открывающегося под аркой портала. С обеих сторон подлетают к Богоматери с Младенцем Ангелы с зажженными свечами; над главами Их — три Серафима, в подножии — Херувим с распростертыми крыльями. Внизу виднеется город, символ Горнего Иерусалима.
В начале XX века русские исследователи установили, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии и было решено, что изображение этой иконы появилось на Руси, очевидно, с XVI века. В Лорето находится Святой домик или Святая хижина, где помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери в общем сходно с нашей иконой "Прибавление ума", которая западного происхождения, только переделана на "московский манер"». Паломники к Святому Дому в Лорето теперь могут увезти с собой такую же картонную иконку «Прибавление ума», какая продается в московских православных церковных лавках, только под итальянской иконкой добавлена подпись: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века. Старославянская надпись гласит: "Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости".
Именно так — «Ключ мудрости» — называют в Италии нашу икону «Прибавление ума» . Но и в нашей православной традиции встречается подобное название, более того, на некоторых иконах изображают внузу иконы ключ.