Паломнический центр Покров
Категория
Направление
Период начала тура
Продолжительность
отдо
 
Категория
Регион
Дата мероприятия
 

Татьяна Шкуратова - Галопом по Европам

                                                         Татьяна Шкуратова

                                      Галопом по Европам
                              Западный Христианский мир
                                 глазами нового поколения
                                        (отрывок из книги)    


  
              

        Не передать словами, насколько это было удивительное путешествие – и интересное, и познавательное, и очень радостное. Может быть, оно получилось настолько удачным, потому что выпало на последующие две недели после пасхальной? Как приятно вспоминать ту праздничную атмосферу, в которой мы тогда находились, когда после каждого молебна хором пели торжественный тропарь Воскресению Христову.
   Всего за 12 дней мы объехали пять стран, и посетили 18 городов. За этот небольшой срок наша группа успела сплотиться настолько, что было грустно расставаться. Я попытаюсь наиболее полно рассказать о нашем паломничестве…
                                         
                                                                          Германия. К Хитону

   Первой страной, которую мы посетили, была Германия. После солнечной и теплой Москвы она встретила дождем и температурой +10 градусов. Конечно же, надо рассказать о главном человеке в группе: нашим руководителем был замечательный батюшка, игумен, автор книг и ведущий на православном телеканале «Спас» передачу про постную кухню, никогда не унывающий отец Гермоген. У него была удивительная способность превращать все неприятности в радости, и потому каждое наше утро начиналось с бодрых слов «А у нас сегодня радость!...», а дальше следовало то, что радостью назвать можно было с трудом. Но неисчерпаемый оптимизм отца Гермогена передавался и всей группе, и только благодаря этому паломничество прошло в сплошной радости.



о. Гермоген (в центре)
Батюшка превосходно вел экскурсии – интересно, с некоторой долей юмора, его рассказами можно было заслушаться. Кроме того, отец Гермоген прекрасно владел французским языком, без труда, объясняясь с французами. Как только мы пересекали французскую границу, он облегченно вздыхал: «Уф, теперь хоть договориться можно!» Несмотря на то, что целый день, с самого утра и до вечера мы находились на экскурсиях, переездах с одного места на другое, постоянно бегали по городам, стараясь увидеть как можно больше, отслуживали по два – три молебна, а в гостиницу приезжали только к ужину, отец Гермоген всегда был полон сил и оптимистичного заряда духа. Так, в Париже, в 12 часов ночи, когда мои родители возвращались из соседнего номера в свой, чуть ли не ползком от усталости, они услышали чьи-то бодрые шаги, и навстречу вышел батюшка. Увидев удивленный взгляд, он замешкался, а потом оправдывающимся голосом сказал: «Да… что-то засиделся я… пойду, прогуляюсь…» Дальше следовала долгая пауза.
    Действительно, благодаря нашему мудрому отцу Гермогену, все путешествие превратилось в одну большую радость.

  Наше знакомство с христианской Европой началось с Кёльна – одного из самых старинных городов Германии. Рядом с величественным Кёльнским собором, который словно темная скала возвышается над городом, притаилась старинная католическая церковь святого Андрея Первозванного. Здесь, в большом золотом ларе изумительной работы, хранятся мощи семи святых мучеников Маккавейских. Мало кто сейчас знает о них, но в Ветхом Завете есть упоминание о братьях, пострадавших в 166 году до Рождества Христова от нечестивого сирийского царя Антиоха Епифана. Они, вместе со своим учителем, с твердостью шли на мучения, и после смерти своих детей, их мать, святая Соломония, скончалась от душевных страданий.
   Издалека видны высоченные шпили Кёльнского собора – крупнейшего католического собора Германии. Его строительство длилось более 600 лет, и когда в 1248 году архиепископ Кёльна заложил первый камень в основание, началась одна из самых
      Кёльнский собор длинных глав в истории европейского строительства. Да и сейчас собор не перестают реставрировать и достраивать. Вообще, все католические храмы и соборы строились целыми столетиями, но учитывая их размеры, это вполне оправдано.
         Главная реликвия собора – мощи трех волхвов, которые пришли поклониться новорожденному Христу и принесли Ему дары. После того, как император Фридрих Барбаросса в 1164 году принес в дар кёльнскому архиепископу мощи, привезенные им из Милана, в город начали стекаться паломники со всей Европы. Один из искуснейших ювелиров своего времени создал золотой ларь, в котором и по сегодняшний день хранятся высоко почитаемые реликвии. При его изготовлении использовались только самые драгоценные материалы. Ларь украшен 1000 драгоценных камней и жемчужин, увенчан узором тончайшей работы в форме вьющихся растений. К сожалению, мы не смогли попасть к мощам волхвов – передняя часть собора, где они хранятся, была закрыта для посещения. Католики очень необычно относятся к своим святыням: они могут вынести их незнакомой группе, а могут и не пускать к ним никого. Часто требуется запись на поклонение реликвиям.
   Римско-католический собор, остроконечные шпили которого словно упираются в небо, производит незабываемое впечатление. Несмотря на то, что Кёльнский собор построен из тяжелого темного камня, он выглядит невесомым, тянущимся вверх.


Кельнский собор

   Прямо от площади перед собором начинается кёльнский «Арбат» - самая оживленная и шумная улица города. Здесь очень много кофейнь и кондитерских, продающих традиционные немецкие соленые крендели, «берлинеры» - пончики с джемом, и многие другие вкусности.
   С погодой нам не повезло: все дни в Германии было холодно, время от времени моросил дождь. А когда заходили в соборы, то там было даже холоднее. Единственным местом, где всегда было тепло, являлся большой и удобный автобус. К тому же, во всех католических церквях и соборах очень холодно, и в переносном смысле тоже. Из всех углов дует ледяной ветер, а мрачные камни забирают малейшие остатки тепла. Даже на улице было теплее, чем внутри. Так же и русской душе было неуютно в величественных и помпезных, но пустых и холодных соборах.
   Ночевали мы в пригороде Беконда, маленьком городке Зальмтале. Живописное курортное место в нетуристический сезон даже очаровательнее. Быстрая извилистая речка, с шумом проходящая через пороги, миниатюрные дома, пестрые цветники, цветущие даже при такой низкой температуре.
  Утром мы отправились в Трир, в храм святого Павлина. Святой Павлин был епископом Трира, учеником святого Афанасия Великого. Он участвовал в соборе епископов в Арле, проповедовал христианство язычникам, был арестован и умер в тюрьме во Фригии в 358 году. В большом храме разливались звуки органа, сотрясая каменные своды.
Здесь это традиция, чтобы в каждой церкви был огромный орган. Но его музыка, если честно, даже пугает своей грозностью.
  В крипте (подземное помещение, расположенное под алтарем) церкви святого Павлина хранятся мощи 7 000 трирских мучеников, пострадавших в гонения Диоклетиана. Храм стоит на месте их казни. Эти мученики малоизвестны в восточной традиции, хотя они принадлежат к эпохе единой Церкви и поэтому в равной мере почитаются на Западе как католиками, так и православными. Почти все жители города, от простого солдата до градоначальника были казнены за отказ принести жертву языческим богам. Реки, куда сбрасывали тела христиан, становились алыми от крови. Вся небольшая крипта заполнена останками мучеников. На таком святом месте отец Гермоген отслужил молебен, а потом мы покинули храм.
   Когда Иуда предал Христа и отпал от учеников Господа, на его место по жребию был избран апостол Матфий, который проповедовал в Галлии. Мощи святого находятся в аббатстве святого Матфия, или, как его еще называют, Бенедиктинский монастырь.
  Интересно, что мощи апостола – единственные апостольские мощи, находящиеся севернее Альп. Перед церковью стоит памятный крест – Крест паломников, от которого были указатели на Рим и Сантьяго. Раньше, от апостола Матфия паломники шли к мощам апостолов Петра и Павла, а далее – к мощам апостола Иакова. Сейчас этот крест просто украшает монастырский двор в качестве фонтана, из его основания бьют тонкие струйки воды.
   В крипте церкви находятся два массивных каменных гроба, в которых хранятся мощи двух первых епископов Трира - Евхариуса и Валерия. И здесь же, в небольшой нише, стоит каменный ларь, опоясанный позолоченными металлическими лентами,  в котором и покоятся мощи апостола Матфия.
  

  Главная святыня Трира – Хитон Иисуса Христа, - хранится в кафедральном соборе святого Петра, старейшем соборе Германии. Он является одним из лучших образцов романской архитектуры, хотя изначально был построен как часовня для хранения великой реликвии. Кроме того в соборе находится множество других святынь: глава святой Елены, сандалия и гвоздь святого Андрея Первозванного, частицы мощей святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. Но ввиду массового поклонения Хитону, остальные святыни были закрыты для посещения.


Кафедральный собор Трира

   Собор был заложен в 320-е годы, по повелению императора Константина. Сама святая царица Елена отдала часть своего дворца под его строительство. Полностью возведение собора было завершено только в 1196 году.
   Как уже говорилось, собор хранит в своих стенах великую святыню – Хитон Господа. Хитоном у древних греков называлась туника, древнеримская одежда, разновидность рубахи. Обычно она имела очень простой покрой: длинный кусок материи складывался вдвое и сшивался по краям. О Хитоне Спасителя повествуется в Евангелии от Иоанна: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху» (Ин. 19,23). То есть, если бы его начали делить, то Хитон бы разошелся на нитки, и только поэтому святыню отдали одному из воинов. Во время своего визита в Палестину царица Елена узнала, что в одной семье уже несколько поколений хранится Хитон Господень, и, выкупив его, привезла в Трир.
    Ученые и специалисты, изучавшие Хитон в разные годы, подтвердили его подлинность и даже сходятся во мнении, что возраст реликвии относится к I веку. Одна экспертиза показала, что на одеянии обнаружен тот же состав растительной пыльцы, который встречается на Туринской плащанице.
    Вскоре после того, как царица Елена передала Хитон Господень в Трир, его обшили со всех сторон в виде тканого ковчега, а с 1975 года он хранится в трех, вложенных друг в друга ковчегах – стеклянном, серебряном и золотом. Но из-за длительного и часто неправильного хранения святыня стала очень ветхой, и на некоторые, особо истлевшие участки нашивались новые кусочки похожей ткани. Именно это усложняет работу ученых, устанавливающих точный возраст Хитона.
   Хитон выносится на всеобщее поклонение всего несколько раз в столетие. В 2012 году исполнилось 500 лет с тех пор, как император Максимилиан I впервые выставил реликвию. С 13 апреля по 13 мая шел нескончаемый поток паломников со всего мира, чтобы прикоснуться к этой великой святыне. Следующая дата выноса Хитона неизвестна, и может произойти только спустя десятилетия.

   Нельзя не отметить хорошую организацию поклонения. Несмотря на огромное множество паломников и самый минимум распорядителей, очередь шла быстро. Всего мы стояли не более 40 минут, тогда как в подобных «российских» очередях 12 часов считаются нормой.
   Вокруг собора в деревянных ящиках стояли разукрашенные в яркие цвета длинные палки: желтые, розовые, голубые, зеленые, фиолетовые.


  Паломники в очереди к Хитону Господню                

     Как мы узнали позже, они олицетворяют те самые 500 лет, прошедшие с момента первого выноса Хитона.
    Только на месяц реликвия была вынута из трех ковчегов и положена в один стеклянный, сделанный с заостренным концом, и, как оказалось, символизирующий лодку. С Хитона даже был снят тканый ковчег, что позволяло увидеть следы от Крови Господа. Весь мрачный собор был освящен благодатью, исходившей от такой великой святыни. Не верилось, что можно так близко увидеть и прикоснуться к одеянию, которое носил сам Иисус Христос. Было прекрасно видно ветхую льняную красно-коричневую ткань, с многочисленными потертостями.
    Интересно, что у католиков нет как такового понятия «прикладываться» к святыням. Они просто дотрагиваются до них рукой, а потом ей же прикасаются к своему лбу. Целуют предметы почитания только православные христиане.
  На поклонение к Хитону приходили целые школы и детские сады. У всех детей на веревочке висел вырезанный из бумаги хитон – наверное, отличительный знак маленького паломника. Везде были натянуты огромные плакаты с красным силуэтом Хитона и надписями «Heilige Rock». Казалось, что все люди, независимо от их национальности, были объединены стремлением поклониться этой великой святыне.
   Вопреки широко распространенному мифу, Европа не является постхристианской. Католические храмы полны людей, и большинство из них – молодежь. Церковь неразрывно связана с жизнью каждого человека, и становится понятным, почему европейские страны развиваются и процветают, в то время как остальные находятся в упадке.
   На обратном пути проходили под громадными черными римскими воротами Porta Nigra. Как будто выдолбленные из монолитной скалы угольного цвета, они нависают над пешеходной улицей, ведущей к кафедральному собору. Когда то они были светлого цвета, но от времени почернели. В Порта Нигра с 1028 года жил греческий отшельник, монах египетского монастыря святой Екатерины, Симеон Трирский. Он был канонизирован, а ворота перестроены в церковь святого Симеона, но когда Трир был захвачен французами, Наполеон отдал приказ убрать с них все церковные постройки и вернуть Порта Нигра к первоначальному римскому виду, в котором они находятся и сегодня.
  Несмотря на довольно прохладную погоду и беспрерывно моросящий дождь, в Трире все цветет, как будто сейчас не промозглый апрель, а солнечный май, или даже июнь. Обилие всевозможных цветов, растений.
   Трирские этюды
   Трир – удивительный город. Это не только один из самых старых городов Европы, но и самый древний христианский центр Германии. Несмотря на плохую погоду, здесь было очень уютно, хотелось долго гулять по пешеходным аллеям, окруженным пышной зеленью. Трир стоит на реке Мозель, от названия которой произошло название мозельского вина. Еще с незапамятных времен поймы реки были превращены в виноградники, с которых до сих пор собирают плоды и делают то самое знаменитое мозельское вино.

    От Германии у нас осталось приятное впечатление. Немцы очень открытые, общительные, дружелюбные. И все любят свою страну. Переезжая из города в город, мы зачастую преодолевали большие расстояния, но за все время ни разу не видели необработанных полей. Земля ухоженная, используется каждый ее клочок. По сравнению с остальными странами, Германия – очень чистая. Нет огромных куч мусора, на улицах не валяются окурки. Но самое интересное то, что совсем нет пыли, городской воздух чистый и свежий, как будто лесной.

 Между Францией и Германией
 
   На следующий день, утром, мы пересекли границу и оказались во Франции. От границы – одно название. Так как все эти государства входят в Евросоюз, то пересечь границу значит просто проехать условное обозначение.



Весенний Эшо. Храм святого Трофима


 Первая наша «французская» остановка была в бывшем аббатстве Эшо, сейчас обычной кладбищенской церкви. Здесь до революции хранились мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, пострадавших в Риме при императоре Адриане.
   Спустя три года после французской революции, монастырские здания были проданы с аукциона. В храме святого Трофима устроили трактир, а мощи бесследно исчезли. Остался только саркофаг из песчаника, в котором хранились святыни. И только после того, как монастырская церковь была объявлена историческим памятником, началось ее постепенное восстановление. В 1938 году католический епископ привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии, одна из которых находится в саркофаге.
   Множество паломников приезжает в Эшо, чтобы поклониться мощам святой Софии и приложиться к ковчегу, в котором хранились мощи трех святых мучениц.
   В большом старинном храме святого Трофима не так холодно, как в других католических церквях. Слева от алтаря, на белом постаменте, стоит саркофаг из песчаника. На нем остались следы стершихся от времени рисунков и барельефов, повествовавших о жизни и подвиге мучениц. Над ковчегом, на стене, расположены цветные скульптуры мученика Христофора и основателя аббатства епископа Ремигия, а в центре – святой Софии и ее дочерей.
   Почитание мучениц было широко распространено не только в Европе, но и на Востоке. Интересно, что на латинском языке имена святых звучат как Fides, Spes, Caritas et Sapientia, а на греческом – Пистис, Елпис, Агапи и София. При переводе на русский язык произошла замена, и мучениц стали называть как три христианских добродетели: Вера, Надежда, Любовь. Лишь имя святой Софии осталось без изменений.
  Как же, вы спросите, отец Гермоген служил молебны без клироса? Нет, клирос был, точнее, была – матушка Марина, жена и верная помощница отца Вячеслава (всего в нашей группе было три священника). К концу поездки подпевать стали все, а вначале все было по-другому: около каждого храма отец Гермоген говорил: «Клирос, за мной!» и матушка Марина одна пела все песнопения. Своим обликом она напоминала голубку – изящная, миниатюрная, словно светящаяся изнутри. Улыбка никогда не сходила с ее лица, а в красивых темных глазах всегда светились радостные лучики. А с какой любовью матушка выбирала подарки для своих детей (потом мы узнали, что их шестеро!): дочкам – шарфики и серьги, младшим сыновьям – игрушечный меч и рыцарский шлем из магазина при папском дворце в Авиньоне.



Матушка Марина

    Церковь стоит посередине кладбища. Католики не делают помпезных надгробий, не ставят несуразные огромные венки. Все очень лаконично: простые каменные кресты, часто встречаются небольшие скульптуры ангелов или святых. Если цветы, то только живые, искусственные не приветствуются.
     Небольшой дворик перед храмом утопает в пышной раскидистой ярко-пурпурной сирени. Оказывается, название города Эшо (Eschau) буквально переводится как «ясеневый остров».
   Всего в 15 километрах от Эшо находится большой, космополитичный и не безызвестный город Страсбург - символ примирения Франции и Германии. Город много раз менял свою принадлежность, переходя от одного из этих государств к другому, так как он стоит практически на границе. Сейчас это самый «немецкий» город Франции...
(это только часть книги!)

Фотографии любезно предоставлены Яной Валиевой